Качество подготовительного этапа
Хорошая подготовка является необыкновенно важной для успеха всего проекта. В ходе подготовительного этапа партнеры и участники должны согласовать общую тематику проекта, разделить между собой обязанности, составить программу, определить методы работы и состав участников, согласовать практические вопросы (место проведения, транспорт, проживание, материалы для участников, перевод/языковая поддержка и т.д.). Уже на подготовительном этапе необходимо задействовать самих участников, а также подготовить их к межкультурному характеру проекта и встрече с представителями других культур.
§ Качество программы
Программа должна быть четко спланированной, реалистичной и сбалансированной. Она должна отражать задачи проекта и Программы «Молодежь в действии» в целом, она должна предоставлять возможности для личностного роста и обучения участников. Программа должна предусматривать применение разных методов работы и соответствовать особенностям участников, с целью предоставления наилучших возможностей для обучения.
§ Качество этапа оценки
Для обеспечения устойчивости полученных результатов, организации и участники должны предусмотреть процесс оценки. Итоговая оценка должна позволить определить, в какой степени были достигнуты цели проекта и были ли реализованы потребности участников и организаций. Оценка также должна продемонстрировать результаты обучения как отдельных лиц, так и организаций в целом.
Помимо заключительной оценки необходимо проводить элементы оценки во время мероприятия или до него – это даст возможность усовершенствовать программу. Оценочные сессии во время мероприятия важны для получения обратной связи от участников и адаптации программы в соответствии с их потребностями.
§ Качество мероприятий, направленных на защиту и безопасность участников (только для молодежных обменов)
Во время подготовки и планирования проекта организации должны продумать меры по защите и безопасности участников и учесть законодательство, политику и другие особенности страны, в которой происходит проект. Организации должны осознавать все риски, связанные с защитой участников. Для обеспечения процесса обучения молодых людей, соблюдения защиты и безопасности во время деятельности по Программе необходимо задействовать достаточное количество взрослых молодежных лидеров. Если в проекте задействованы и юноши, и девушки, рекомендуется иметь в наличии молодежных лидеров обоих полов. Желательно определить место и подготовить средства для оказания неотложной срочной помощи (например, необходимо иметь список контактных данных участников, как на их родине, так и в стране пребывания; аптечку, план эвакуации, пособие по оказанию помощи, контакты необходимых служб). Желательно, чтобы хотя бы один из лидеров владел навыками оказания первой медицинской помощи. Рекомендуется определить единый «кодекс поведения», который позволил бы придерживаться определенных стандартов поведения лидеров и участников (например, по вопросам употребления алкогольных напитков и курения). Лидеры должны согласовать позиции по определенным вопросам, особенно в случае чрезвычайных ситуаций. Более подробная информация приведена в разделе «Основные принципы защиты молодежи в ситуации риска» (приложение ІІІ части С).
Качество содержания и методологии проекта
§ Тема соответствует общим интересам и потребностям группы участников
Тематическая концепция проекта, которую будут рассматривать участники, должна быть четко обозначена. Избранная тема должна быть согласована со всеми партнерами, соответствовать интересам и потребностям участников и отражаться в конкретных видах деятельности в ходе проекта.
§ Использование методов внеформального образования
Проект должен приводить к приобретению или развитию компетенций (знаний, навыков, отношения), имеющих значение для личностного, социально-образовательного развития всех участников и вовлеченных организаций. Это может быть реализовано за счет внеформального и информального образования. Можно применять различные методики и техники (творческие мастерские, ролевые игры, занятия на открытом воздухе, разминки, круглые столы и т.д.), тем самым приспосабливая деятельность под разные потребности участников и ожидаемые ими результаты. В целом, проект должен опираться на образовательный процесс, поощряя творчество, активное участие и инициативность (предприимчивость). Такой образовательный процесс должен планироваться и анализироваться в течение всего проекта: участники должны иметь возможность для размышления о своем образовательном опыте и его результатах.
§ Активное вовлечение участников
Участники должны играть активную роль в процессе реализации проекта в максимально возможной степени. Ежедневная программа и используемые методы работы должны создавать условия для активного вовлечения участников и поддержки обучающего процесса. Участники должны быть также вовлечены на этапах подготовки и оценки проекта. Они должны иметь равные возможности для изучения темы, невзирая на знание языка и другие навыки.
§ Возможности социального и личностного развития участников
Проект должен способствовать повышению уверенности в себе в новых необычных ситуациях, столкновении с отличающимися взглядами, установками, моделями поведения; личностному развитию участников, получению нового опыта, приобретению навыков, квалификации и знаний, направленных на личностное развитие. На всех этапах проекта организаторы должны думать о способах мотивации к обучению.
§ Межкультурное измерение
Участники проекта должны научиться воспринимать другие культуры в позитивном ракурсе, поддерживать диалог и межкультурную коммуникацию с людьми, представляющими разные культуры и/или имеющими различное происхождение. Это помогает формированию толерантного отношения, пониманию различий, противостоянию предрассудкам, расизму и другим явлениям, ведущим к социальной изолированности.
§ Европейское измерение
Проект должен привносить новые ценности в образовательный процесс, расширять кругозор в европейском/международном контексте. Европейское измерение проекта может быть отражено в разных форматах:
- проект способствует осознанию европейской гражданственности и помогает участникам почувствовать себя частью настоящего и будущего Европы;
- проект направлен на актуальную для Европы тему, например, расизм, ксенофобия, антисемитизм, употребление наркотиков;
- тема проекта касается актуальных европейских проблем, например, расширения ЕС, европейских структур, политики, затрагивающей интересы молодежи;
- проект отражает базовые ценности ЕС, такие как принцип свободы, верховенство права, уважение основных прав и свобод человека.
Качество влияния и визуализации проекта
§ Влияние и эффект мультипликации
Влияние проекта не должно ограничиваться лишь участниками. Проекты призваны способствовать продвижению концепции Европы среди местного населения. Организации должны вовлекать в деятельность по проекту как можно больше представителей местного населения.
Проект должен быть структурирован с учетом долгосрочных перспектив и запланирован таким образом, чтобы достичь эффекта мультипликации и устойчивого влияния. Под мультипликацией понимается убеждение других сторон воспользоваться результатами проекта в новом контексте. Организации должны определить возможные целевые группы, которые могут действовать в качестве мультипликаторов по распространению результатов проекта (молодые люди, молодежные работники, СМИ, политические лидеры, лидеры общественности, политики ЕС).
Важным результатом проекта являются его образовательные достижения: обучение происходит на разных этапах и уровнях и по-разному для вовлеченных организаций и индивидуальностей. Например, участники приобретают новые социальные и гражданские компетенции и навыки, связанные с своим профессиональным развитием (более того, организации и местные сообщества выстраивают потенциал и сетевое сотрудничество на европейском уровне). Имея это в виду, организаторы должны предусмотреть меры, которые помогут наглядно продемонстрировать образовательные результаты. Для признания и оценки этих достижений рекомендуется использовать Молодежный паспорт и прибегать к размышлениям о процессе обучения.
Более того, организации и участники должны продумать возможные мероприятия по продолжению проекта. Будет ли он повторен? Для чего надо? Нужно ли в новый проект привлечь новые организации? Как продолжить дискуссию на поднятую тему и каким должен быть следующий шаг? Возможно ли реализовать новый проект в рамках других Акций Программы?
§ Прозрачность/визуализация Программы «Молодежь в действии»
- Информирование о проекте -
Организации и участники должны позиционировать свой проект, его цели и задачи среди широкой общественности, распространяя информацию с помощью материалов, электронных или СМС сообщений, наклеек, плакатов, рекламных материалов (футболки, ручки, бейсболки и т.д.); приглашений для журналистов; пресс-релизов или статей в местных сообщениях, на порталах или в бюллетенях; электронных групп, форумов, галерей или блогов в Интернете.
- Информирование о Программе «Молодежь в действии» -
Кроме обязательного использования логотипов Программы «Молодежь в действии», каждая организация должна стать «мультипликатором» Программы. Это важно для повышения интереса к Программе со стороны молодежи и молодежных работников как в Европе, так и за ее пределами. Желательно, чтобы организации представляли информацию о Программе (или о какой-либо Акции Программы, ее задачах, основных принципах, целевых группах) во время мероприятий, которые проводятся в рамках проектов. Организации также могут проводить информационные сессии или предусматривать участие в различных мероприятиях (семинарах, конференциях, дискуссиях), которые организовываются на местном, региональном, национальном, международном уровнях.
§ Распространение и использование результатов
Каждая организация должна запланировать мероприятия по распространению и использованию результатов проекта, в том числе образовательных достижений.
Мероприятия по распространению и использованию могут происходить в таком же формате, как и мероприятия по визуализации; основным отличием является то, что распространение и использование касаются результатов проекта. Такие мероприятия, как правило, осуществляются после завершения проекта. Примеры: публичные выступления (презентации, конференции, семинары), разработка аудиовизуальных продуктов (CD-Rom, DVD, видеоролики); налаживание долгосрочного сотрудничества (серии статей или репортажей в прессе, на радио или телевидении, участие в радио- и телепрограммах), разработка информационных материалов (бюллетени, брошюры, буклеты, пособия; создание Интернет-портала).