Уточнение и интерпретация основных понятий
Мотивация – определённая структура мотивов, непосредственно влияющая на действие, выступающая в качестве совокупности внутренних побудителей и регулятора деятельности.
Мотивация достижения – тип мотивации достижения и избегания, для которого характерно: превосходство над самим собой и окружающими, стремление к достижению успеха в обучении, к формированию новых и эффективных путей решения задач, ориентация на максимизацию усилий ради получения будущей отдачи.
Мотивация избегания – тип мотивации достижения и избегания, для которого характерно стремление к: избеганию неудач в обучении, минимизации усилий в образовательном процессе, поддержанию своих успехов и результатов на социально допустимом уровне, отсутствию напряжения и давления извне.
Мотивы обучения – внутреннее побуждение студента к образовательной деятельности, включающее в себя опредмеченные ценности, учебные притязания и образ действия, выраженный в представлении о том, как и что можно достичь в рамках высшего образования.
· коммуникативные мотивы – стремление создания множества социальных сетей и связей, нередко с целью их использования в будущем
· мотивы престижа – стремления достичь успеха и уважения, занять позицию лидера в рамках своего социального окружения.
· профессиональные – стремление к самоактулизации в выбранной профессии: признание профессионалом и карьерный рост.
· мотивы творческой самореализации – стремление воплотить в жизнь новые идеи.
· учебно-познавательные – интерес, вызываемый самим процессом обучения, а также стремление сформировать устойчивую базу знаний, необходимых в повседневной и профессиональной жизни.
· социальные – чувства долга и ответственности перед своим социальным окружением, поддержание групповой солидарности.
Сила мотива – степень интенсивности внутреннего побуждения к деятельности, проявленная к тому или иному мотиву.
Ценность – убеждение студента в значимости лично для него некоторого объекта или явления. В рамках формирования мотивационных типов в процессе обучения можно выделить следующие базовые ценности:
· широкий круг перспектив и хороший заработок в будущем как следствие качественного образования
· интересная учеба как причина формирования учебно- познавательного мотива
· соответствие характеристик учебного процесса способностям студента (к примеру, удобное расписание), отсутствие чрезмерного давления как критерий легкости учебного процесса
· длительные каникулы с одной стороны как наличие большего количества времени на самообразование, а с другой формального избегания процесса обучения
· возможность инициативы как шанс проявить себя не только в образовательном процессе, причина формирования мотива творческой самореализации
Долгосрочные ценности – ценности, определяющие будущие цели: определенный набор ценностных диспозиций, влияющий на формирование конекретных соответствующих им целей в будущем.
Тактические ценности – ценности, доминирующие на определенный этап времени, а именно ценности, воспринимаемые как наиболее значимые, в связи с влиянием окружающей среды и личных ожиданий.
Личные ценности – ценности, значимые для конкретного индивида.
Общепринятые ценности – ценности, одобряемые в обществе как наиболее значимые.
Учебные притязания - степень сложности поставленных задач в процессе обучения, проявляемая в: практиках исправления неудовлетворяющих результатов, стремлении эффективно использовать собственное время и узнать, как можно больше.
Успешный студент - образ, сформировавшийся у студентов, выраженный в преставлении о том, что значит «хорошо учиться».
Конкуренция в семье – борьба детей за внимание и похвалу родителей, выраженная в стремлении превосходить достижения братьев и сестёр.
Конкуренция в группе – борьба за высокие результаты, одобрение преподавателей и уважение среди одногруппников, в процессе образования, выражающееся в учебных успехах и достижениях.
Цель - будущее положение вещей, на которое ориентировано выполняемое действие, выраженное в планах на будущее о: семье, материальной обеспечённости, карьере, профессии и саморазвитии; образ желаемого результата.
Тактические цели – цели, которые ограничены деятельностью в текущем временном интервале (ближайшее время ~ 1-2 недели).
Сессионная стратегия – ориентация на поведение, связанное с подготовкой и сдачей зачетов и экзаменов.
Действие - поведение, обладающее вложенным в него смыслом, выраженное в текущей деятельности, сопряжённой с учебой: проведение свободного времени, частота пропусков занятий, дополнительная занятость и нагрузка и др.
Акт – результирующий этап действия, выраженный в: позиции в рейтинге, победах в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, количестве выбранных и завершенных из них проектов и др.
Рефлексия – анализ опыта и возможных осуществлённых в будущем проектов, корректирующий дальнейшее протекание действия, на основе сопоставления приложенных усилий и конечного результата; выражается в формировании отношения к: успеваемости, загруженности, ВУЗу и специальности, помехам в учёбе и др.
Помехи в учебе – внешние или внутренние факторы, выступающие в роли преграды на пути успешного процесса обучения; выражаются в: неумении рационально распоряжаться временем и учиться, отсутствие необходимого оборудования для беспрерывного обучения, вмешательстве в учебный процесс родителей, друзей, трате основного времени на внеучебные программы и организации.
Социальное окружение – устойчивые социальные сети отношений с родителями, друзьями, преподавателями, работодателями, оказывающие влияние на формирование мотивационного типа.
Субъекты социального окружения – конкретные люди или группы индивидов, оказывающие влияние на формирование мотивационного типа, в рамках одобряемых ими ценностей; таковыми могут выступать: родители, ближайшие родственники, друзья, коллеги.
Материальный статус – положение в обществе на основании материального достатка, размеров дохода и возможностей покупательской способности.
Располагаемые деньги – карманные деньги и личный доход.
Схема 1