Вопрос 3 Корректировка действующих цен и управление новыми ценами.
Финансовый менеджер управляет ценами или путем установления (пересмотра) уровня базовых отпускных цен, или используя скидки и надбавки к базовым ценам. При определении уровня базовых отпускных цен следует различать базовые цены по сравнимой продукции, производимой в наибольших масштабах в предшествующем периоде (году), базовые цены по вновь освоенной, несравнимой товарной продукции, которая не производилась в предыдущем периоде.
Основным методом формирования базовой цены, наиболее часто применяемым в отечественной и зарубежной политике, является метод полной себестоимости или денежного выражения всех издержек на производство и реализацию товара. Новая цена (Нц) при этом определяется следующим образом:
Нц = С+(Р*С)/100%,
Где С- скалькулированная полная себестоимость изделия;
Р- рентабельность изделия к его полной себестоимости.
В других методах ценообразования используются классификационные признаки деления элементов затрат и статей калькуляции себестоимости на денежное выражение постоянных и переменных затрат на производство изделия. К ним относятся три метода: маржинальных издержек, прямых затрат, рентабельности проекта инвестиций.
Метод формирования цены товара исходя из маржинальных издержек основан на определении составляющих валовой маржи. Он базируются на разделении полной себестоимости изделия на постоянные и переменные издержки на производство и реализацию товара в денежном выражении. Для этого подсчитывается общая сумма прямых переменных затрат на единицу этого изделия, определяемой исходя из прогнозируемых в расчете на год показателей: выпуска продукции, постоянных затрат и желаемой прибыли.
Метод рентабельности инвестиций может применяться как метод определения минимальной (предельной) цены реализации товара, при которой его продажа не будет убыточной, исходя из денежного выражения переменных и постоянных затрат на единицу изделия. К полученной величине добавляется расчетная сумма платежей за использование заемных средств на финансирование проекта инвестиций (расходы предприятия по уплате процентов должны быть заложены в цену). В результате получается предельная цена, ниже которой при платности использования заемных средств на финансирование проекта продавать изделие не имеет смысла:
Пц=Спп+((Зф*Пзф)/100%)/Оп;
Где Пц – предельная цена вновь освоенного изделия
Спп – суммарные переменные и постоянные затраты на единицу изделия;
Зф – сумма заемного финансирования для реализации проекта;
Пзф – плата за использование заемного финансирования (проценты по кредиту);
Оп – предполагаемый годовой объем производства.
Согласно методу прямых затрат за основу ценообразования принимается производственная себестоимость товара, которая подлежит учету и отражению по элементам сметы затрат на производство. Сначала подсчитывают общую сумму прямых затрат и накладных расходов, приходящуюся на единицу изделия, т.е. производственную себестоимость единицы товара. Затем определяют предельную цену продажи изделия исходя из необходимости покрытия сбытовых и других (например, административно-управленческих) расходов, не отражаемых в смете затрат на производство. Для обеспечения такого покрытия в расчете применяется установленная эмпирическим или расчетным путем процентная надбавка к производственной себестоимости изделия.
Предельную цену рассчитывают по формуле
Пц=Спн+(Спн*Нс)/100%
Где Спн – производственная себестоимость изделия;
Нс – надбавка на производственную себестоимость для покрытия сбытовых и административно-управленческих расходов.
Основа управления ценами в условиях меняющейся конъюнктуры рынка – непрерывный мониторинг спроса и цены на товары, производимые предприятием, который позволяет отслеживать характер изменения эластичного спроса.
При неэластичности спроса на нее почти не меняется, оставаясь достаточно высоким. Такая зависимость для предприятия очень выгодна, поскольку позволяет максимизировать финансовый результат. Величина спроса на товары и цены их продаж могут быть установлены исходя из исполненных и заключенных договоров на поставку продукции. Следовательно, количественно могут быть установлены средние величины спроса на товар и средние цены их продажи. Изменение этих показателей, выраженное в процентах к средним величинам, и позволяет финансовому менеджеру количественно определить эластичность спроса.
Мониторинг цен и ценовых соотношений представляет средство для анализа рыночной ситуации и принятия управляющего ценового решения. Методы полной и частичной корректировки цен предприятия в ходе изменения конъюнктуры рынка является одновременно и методами повышения конкурентоспособности. Они связаны с выбором следующих разновидностей цен: эластичной цены, быстро меняющейся под влиянием соотношения спроса и предложения; скользящей цены, понижающейся при насыщении рынка товаром; сегментной цены, представляющей уже сложившуюся в сегменте рынка цену на товар; демпинговой цены реализации товаров по бросовым ценам; преимущественной цены, отличающейся от демпинговой систематическим понижением за счет лидирующих позиций предприятия на рынке; пониженной против большинства предприятий цены производителей, средней между демпинговой и преимущественной ценами, которые в связи с большим объемом, длительностью и постоянством контракта обеспечивают значительную выгоду потребителю продукции против обычно применяемых цен поставки.