Учет доходов от перевозок в отделении дороги
Доходы от перевозок в отделениях дорог слагаются из денежных средств, полученных по счетам, предъявленным управлению дороги.
В соответствии с утвержденными ценами отделение дороги ежемесячно получает доходы по:
Грузовым перевозкам:
а) за начальную операцию в прямом и местном сообщениях по количеству погруженных тонн отдельно по группам грузов;
б) за конечную операцию в прямом и местном сообщениях по количеству выгруженных тонн без дифференциации по группам;
в) за перевозки грузов по количеству эксплуатационных тонно-километров нетто;
г) дополнительные сборы за грузовые перевозки, передаваемые отделению в сумме фактического поступления на доходные счета дороги;
Пассажирским перевозкам:
а) за начальную операцию по количеству сформированных пассажирских поездов местного и прямого сообщений;
б) за перевозку пассажиров в прямом и местном сообщениях по количеству пассажиро-километров;
в) за перевозку пассажиров в пригородном сообщении в сумме фактического поступления на доходные счета дороги.
Раз в месяц отделение дороги получает от фабрик механизированного счета статистические данные о выполненных перевозках. На основании этих данных отделение дороги составляет счет и предъявляет его финансовой службе дороги.
Учет полученных доходов от перевозок в отделении дороги ведется на балансовом счете № 48 «Плановая стоимость работ по перевозкам». Счет этот пассивный. Сумма по кредиту счета № 48 показывает объем реализованной управлению дороги продукции в виде эксплуатационной работы по перевозкам грузов и пассажиров.
Взаимные финансовые расчеты между управлением дороги и отделением возникают в связи с установленным порядком финансирования отделения дороги и обязательной централизацией финансовых ресурсов для расчетов с государственным бюджетом И для обеспечения денежными средствами плана капитальных вложений и капитального ремонта подвижного состава и верхнего строения пути.
Расчеты между управлением дороги и, отделением за выполненные перевозки осуществляются в две стадии:
1) авансирование отделений дороги путем перевода денег с доходного счета дороги на расчетный счет отделения, исходя из установленного лимита на данный квартал. Необходимость такого авансирования обусловлена тем, что объем выполненных отделением перевозок можно определить только примерно в середине следующего за отчетным месяца, например 12—15 февраля за январь. Для оплаты стоимости расходуемого топлива, материалов, электроэнергии и на прочие расходы отделению дороги выдается аванс. На выплату же заработной платы за первую половину месяца аванс выдается 14—16-го числа и для выплаты за вторую половину месяца — 30—5-го числа (в зависимости от сроков выплаты). На основании выписки банка, полученные суммы аванса отражаются на счетах бухгалтерского учета;
2) окончательный расчет за, выполненные в прошедшем месяце перевозки и начально-конечные операции (погрузка, выгрузка грузов и формирование пассажирских поездов) на основании счета, предъявленного управлению дороги.
Финансовая служба дороги, получив от отделения счет на суммы, причитающиеся за выполненную работу, определяет сальдо взаимных расчетов между управлением дороги и отделением по состоянию на конец месяца, за который производится расчет. Прежде все в счет причитающихся отделению дороги доходов засчитывается выданный в течение месяца аванс, затем определяется сумма удержаний, предусмотренная в финансовом плане, и, наконец, удерживаются суммы, подлежащие взносу в государственный бюджет и централизованному перераспределению. Если из суммы доходов отделения исключить выданный аванс и суммы удержаний, то определится сумма денежных средств, которая должна быть переведена на расчетный счет отделения в окончательный расчет за прошедший месяц.
На перевод денег финансовая служба выписывает банку поручение, а на суммы, удержанные из доходов, отделению дороги высылается авизо. В авизо финансовой службы указываются удержанные суммы: плата за основные производственные фонды и оборотные средства; свободный остаток прибыли; часть амортизационных отчислений, подлежащая централизованному перераспределению; прочие задолженности по взаимным расчетам, если отделение дороги обязано их погасить в данном месяце. Например, если поступление топлива на склады отделения оказалось, ниже установленного норматива собственных оборотных средств, управление дороги удерживает сумму недоиспользованных средств и, наоборот, если топлива завезено больше, чем предусмотрено нормативом, отделению дороги будут переведены дополнительные средстве. Необходимость такой регулировки вытекает из того, что топливо заготовляется централизованно и оплачивается с расчетного счета управления дороги, кредитование сверхнормативных остатков топлива производится также централизованно. При образовании на складах отделения дороги сверхнормативных остатков топлива в балансе отделения ссуду банка и задолженность поставщикам, зачтенную банком при кредитовании, заменяет кредитовое сальдо по взаимным расчетам с управлением дороги. Если у отделения дороги образовались, плановые убытки, то управление дороги выдает ему дотацию.