Матричная организационная структура
Создаётся путём построения двух направлений производства:
- вертикального направления (управления линейными структурными подразделениями);
- горизонтального направления (управления отдельными проектами, для реализации которых привлекаются ресурсы других подразделений).
Специалисты не уходят в рабочую группу, но в рамках реализации проекта получают двойное подчинение.
Матричная оргструктура.jpg
Планирование и прогнозирование как функция менеджмента
До того как придумать организационную структуру и приступить к организации работ, необходимо осуществить планирование.
Планирование заключается в систематическом поиске возможностей действовать и прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях, т.е. в поиске путей и предположении результатов.
Классификация планирования
Классификация может быть проведена по разным признакам.
По степени охвата:
- общее;
- частичное.
По содержанию:
- стратегическое;
- оперативное;
- тактическое.
По объекту планирования:
- планирование персонала;
- планирование продаж;
- планирование инноваций;
- финансовое планирование;
- планирование маркетинга и др.
По срокам:
- краткосрочное;
- среднесрочное;
- долгосрочное.
Принципы планирования
1) полнота (учёт всех деталей);
2) детализация (должен быть проработан каждый из элементов; т.е. это глубина планирования в зависимости от цели);
3) простота и ясность (однако глубокий план всегда громоздок);
4) непрерывность (изменение и дополнение в зависимости от текущей обстановки и результатов действий);
5) эластичность и гибкость (д.б. резервы на случай задержки поставки или колебания цен);
6) эффективность.
Элементы планирования:
- объект планирования (что планируем);
- субъект планирования (кто планирует; в менеджменте это менеджеры);
- период (горизонт) планирования (т.е. срок планирования);
- методика планирования (как планировать).
Основные виды планирования
1) последовательное планирование: новый план составляется по истечении срока действия предыдущего;
2) скользящее планирование: новый план составляется по истечении части срока действия предыдущего плана с учётом новых корректировок.
3) жёсткое планирование (конкретно указываются все цели и задачи);
4) гибкое планирование (учитывает возможность возникновения условий, при которых план пересматривается).
Любой вид планирования м.б. отнесён к стратегическому, тактическому и оперативному.
Стратегическое планирование
Цель планирования – долгосрочное обеспечение существования и достижения стратегических целей. Субъект – высший менеджмент компании. Проблемы такого вида планирования: отсутствие конкретики, ненадёжность прогнозов. Горизонт планирования долгосрочный: более 5 лет для средней компании, более 10 лет для крупной.
Тактическое планирование
Осуществляется на основе стратегического планирования. Охватывает области финансирования, инвестиций, персонала и основной деятельности. Субъект – менеджеры среднего и низшего уровней. Задача – обеспечение текущей деятельности и структурирование целей. Горизонт – кратко- и среднесрочный.
Оперативное планирование
Охватывает отдельные функциональные области компании. Горизонт короткий, субъект – менеджеры низшего звена. Задачи – решение повседневных вопросов, выработанных тактическим планом.
Дерево целей
Дерево целей – это иерархическая структура работ, она же – Work Breakdown Structure. Метод заключается в декомпозиции генеральной цели на подцели низшего уровня вплоть до выделения элементарных операций.
Определив операции, можно определиться по конкретным действиям и конкретным исполнителям, назначить ответственных.
Реализовав все подцели нижнего уровня, мы автоматически достигаем генеральной цели.
Количество уровней декомпозиции зависит от комплексности цели, но в любом случае должно привести к выявлению элементарных операций.
Количество подцелей в одном уровне д.б. таким, чтобы достижение каждой из подцелей одного уровня привело к достижению цели высшего уровня.
Дерево целей.jpg
Задание – разработать материалы для рекламной компании нового бренда.
Задача про дерево целей.jpg
Теории мотивации
Мотивация состоит в побуждении персонала к эффективной добросовестной деятельности для достижения целей компании. Она направлена на определение мотивирующих факторов и последующую разработку условий и систем вознаграждения.
Теории мотивации делятся на первичные, содержательные и процессуальные.
Первичные теории мотивации:
- x – теория кнута;
- y – теория пряника;
- z – теория кнута и пряника.