Онятие и принципы экономической основы местного самоуправления.
Закрепляется понятие в статье 49 ФЗ-131.
В соответствии с этой статьёй понятие состоит из трёх компонентов:
1) Муниципальное имущество.
2) Средство местных бюджетов.
3) Имущественные права муниципальных образований.
Наличие собственной экономической базы является основополагающим принципом местного самоуправления.
Статья 9 Европейской Хартии местного самоуправления – она закрепляет основные принципы, которые касаются экономической основы местного самоуправления.
Плюс к этому, учёные-экономисты сформирование такой принцип для местного самоуправления «принцип преимущественного использования ресурсов подведомственной территории».
2. Муниципальная собственность. Виды имущества, которое может находиться в муниципальной собственности.
Муниципальная собственность, в соответствии с Гражданским Кодексом – это имущество, которое принадлежит на праве собственности муниципальному образованию.
Собственник – муниципальное образование, поэтому полномочия собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица. Населению такого права не предоставляется.
Имущество, которое принадлежит муниципальному образованию, оно может закрепляться за различными муниципальными учреждения, предприятиями и организациями либо на праве хозяйственного ведения (то право, которое осуществляют предприятия), либо на праве оперативного управления (муниципальные учреждения). Остальное имущество, которое не закреплено за предприятиями и учреждениями – в управлении органов, оно является частью такого понятия, как «муниципальная казна» (казна включается в себя и бюджет, и то имущество, которое находится в непосредственном распоряжении муниципальных органов – муниципальные земли, здание городской администрации…).
Особенности муниципальной собственности:
1. Муниципальная собственность есть разновидность публичной собственности, отличает от государственной собственности по следующим основаниям:
1) По субъектам (государственная принадлежит государству, муниципальная – муниципальному образованию).
2) По объектам (в государственной собственности может быть любое имущество, а в муниципальной – только то, что разрешено иметь в собственности по закону).
3) Основания приобретения и прекращения права собственности (в отношении государственной собственности перечней таких оснований шире, например – национализация).
4) По содержанию правомочий собственника. Органы государственной власти могут ограничивать правомочия органов местного самоуправления как собственников (запрет на приватизацию какого-либо муниципального имущества, или прикажет использовать определённым образом имущества…).
2. Виды имущества, которые могут находиться в муниципальной собственности.
I. Целевое назначение муниципального имущества (ст. 50 ч. 1):
II. По роли в социально-экономическом равзитии муниципального образования:
1) имущество, которое социально значимо, но экономически убыточно.
2) Экономически нейтральное имущество: не приносят прибыли в местный бюджет, но и не требует расходов на своё содействие (Водоканал).
3) Те, которые экономически выгоды, прибыльны для муниципального образования.
III. По гражданскому праву:
1) Закреплённое за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения и за муниципальным учреждением на праве оперативного управления.
2) Незакреплённое имущество, которым непосредственно управляют органы местного самоуправления: земля в муниципальном резерве, муниципальные нежилые помещения, не отданные в аренду, здания органов местного самоуправления.
Муниципальная казна (в неё входят средства местного бюджета и незакреплённое местное или муниципальное имущество)
Муниципальное образование по своим обязательствам отвечает только средствами муниципальной казны.
Муниципальное образование не отвечает по долгам муниципальных унитарных предприятий, также, как и муниципальные предприятия не отвечают по долгам муниципального образования.
Муниципальное образование несёт субсидиарную ответственность по долгам муниципальных учреждений и муниципальных казённых предприятий.
По нормам гражданского права бюджет является частью муниципальной собственности, по нормам ФЗ-131 – не является.
Формирование муниципальной собственности.
Исторически муниципальная собственность сформировалась в начале 90-х годов XX века (1991-1992 годы). Формировалась она путём выделения из государственной собственности.
В настоящее время процесс пополнения муниципальной собственности осуществляется двумя способами:
1. Административно-правовой способ. Объекты передаются по решению органов государственной власти, это могут быть решения органов местного самоуправления других муниципальных образований, это судебные решения, когда судьбу того или иного объекта определяет суд и, соответственно, основанием для включения объекта в муниципальную собственность на основании судебного решения. Ещё можно на основании закона (нормы ГК, где говорится, что если имущество признаётся бесхозяйным (выморочным), то оно передаётся в собственность муниципального образования). Плюс невостребованное (в результате публичных торгов) имущество передаётся муниципальному образованию.
2. Гражданско-правовой способ. На основании гражданско-правовых договорах, например, купля-продажа, или договоры дарения (меценаты построили больницы и подарили муниципальному образованию, художник подарил картины своему городу)…
Каждый объект муниципальной собственности должен входить в реестр объектов муниципальной собственности. Обычно это задача местной администрации.