Как мир мужчины побуждает его к эгоизму
Мир мужчины — это тот мир, который побуждает к эгоизму и культивирует его. Он постоянно сталкивается с обязанностями по материальному обеспечению своей семьи. Запросы постоянно растут и не являются полностью предсказуемыми. Несмотря на тщательное планирование бюджета, над мужчиной постоянно довлеет нужда в деньгах. Доля его времени, посвящаемого зарабатыванию денег, растет, и этот приоритет может быть настолько сильным, что станет искажать его видение. Единственный путь решения этой проблемы — избегать жизненных стандартов, из-за которых возникают слишком большие запросы. Должно оставаться место для духовного роста.
Жесткая конкуренция, существующая в мире бизнеса, также стимулирует эгоизм. Кажется, что девиз «каждый сам за себя» стал единственным возможным путем. При наличии давления и стимула стремиться к удовлетворению только своих собственных интересов требуется огромная интеллектуальная честность, чтобы решить, что эгоистично, а что — нет, в предпринимательских отношениях.
Я наблюдал недостаток честности в мужчине, который объяснял схему успешной продажи земельных участков группе будущих продавцов. Находясь на вершине энтузиазма, он описывал то, как они продали землю, купленную всего по 300 долларов за акр, по высокой цене в четыре тысячи долларов за акр. Кто-то сделал предположение, что, возможно, сделка имела слишком большой крен в их пользу и в ней проявлялось недостаточно внимания к покупателю и его возможности извлечь выгоду из покупки. Он ответил: «Очевидно, это лучше для нас, чем для них».
Если мы хотим быть честными, нам следует добиваться равенства партнеров в бизнесе, принимая во внимание расходы, риски и усилия каждого вкладчика. Не обязательно, чтобы доходы обеих сторон в точности совпадали, так как, возможно, их вклады тоже различаются. Но доходы каждой стороны должны быть соизмеримы с ее вкладом. Это не только принцип честности — это и принцип успеха.
Иногда мы слышим о законодателях, которые считают своей обязанностью обеспечить особые преимущества сообществу, представителями которого они являются, несмотря на то, что это приводит к недостаткам в других сообществах.
Ратуя за улучшение экономики вообще, они могут настаивать на продолжении проекта в своем районе, который на самом деле может и не быть достаточно производительным, чтобы оправдывать свое существование. В то же самое время они будут противостоять такому же проекту в другом районе, благосостоянием которого они не сильно озабочены. Такое отношение является лицемерным, так как человек не применяет к себе тех же критериев, которые он применяет к другим. В этом лицемерии мы находим семена многих наших общественных проблем.
Мужчина, который эгоистично думает о путях улучшения своей позиции, может подвергнуться сильному искушению использовать для этого любые средства, независимо от их законности и этичности. Таким образом эгоизм приводит его к другим видам зла. Его личность становится ограниченной, происходит сужение мировоззрения, снижающее его возможность быть эффективным. Забавно, что в своем эгоистичном порыве к личному преимуществу мужчина приводит в действие силы, которые снижают его способность достижения цели. Эгоистичный мужчина развивает в себе черты, которые ведут к поражению, тогда как самоотверженный мужчина применяет принципы, ведущие к успеху.
Если мужчина хочет быть успешным лидером в своей семье, важно чтобы он руководил ею самоотверженно. Если же он не проявляет самоотверженности, его семья будет следовать за ним только из обязанности. Самоотверженный лидер вызывает доверие в людях, которых он ведет за собой.
Мужчина должен самоотверженно отдавать свое время на благо семьи. Он может рассудить так: я заработал на жизнь — мои обязанности исполнены. Возможно, он считает, что имеет оправдание, чтобы тратить остаток времени на собственные интересы и удовольствия. В таком случае семья редко видит его, разве что за ужином и когда ему необходимо быть дома.
Быть истинно самоотверженным — значит отдавать, и не только материальные ценности, но и время, и энергию. Это принцип следующей данной нам заповеди: «Потерявший душу свою ради Меня сбережет ее».
Моральная смелость
Моральная смелость — это смелость делать то, что правильно с моральной точки зрения, или следовать верным принципам, несмотря на риск последствий. Обычно последствия бывают следующими:
1. Потеря денег или возможности их приобретения.
2. Потеря престижа или известности.
3. Критицизм или унижение.
4. Потеря друзей.
5. Потеря преимущества или позиции.
6. Телесные повреждения.
Одна из наиболее частых потребностей в моральной смелости возникает, когда мы встаем перед возможностью потерять деньги, если поступим правильно. В качестве примера можно привести табачную промышленность. Существуют неоспоримые свидетельства того, что ее продукция вызывает зависимость и несет болезни и преждевременную смерть миллионам. Данные правительства показывают, что за 1993 год убытки, возникшие по вине курения, составили 50 миллиардов долларов.
Можно предположить, что эта информация заставит людей, вовлеченных в этот бизнес, покинуть его, невзирая на личные последствия. Вместо этого применяются слабые оправдания и лицемерные аргументы. Страх потери прибыли делает честность невозможной. Мера характера человека и его честности выносится на публичное обозрение. Тот факт, что курильщики — свободные люди и никто их не принуждает к потреблению табака, является слабым аргументом и вряд ли может служить оправданием наносимого урона.
Алкогольная промышленность несет разрушения, которые хуже смерти, — деградацию и духовный упадок миллионов. Производители алкоголя очень хорошо знают об этом зле. Организация «Анонимные алкоголики» служит напоминанием об усилиях, предпринимаемых другими людьми для устранения вреда, наносимого алкоголем. Однако ради денег люди, работающие в данных отраслях промышленности, подталкивают других к употреблению своей продукции. То же самое можно сказать об азартных играх, о казино, о производителях порнографической литературы, непристойных фильмов и о любой другой промышленности, разрушительно действующей на человеческое общество.
Что можно сказать о людях, доходы которых образуются за счет производства и сбыта этой вредоносной продукции? «В какой момент наступает моя личная ответственность за причиняемое людям зло?» — может спросить кто-либо из них. «Являюсь ли я настолько маленькой частичкой огромной системы, что моя индивидуальная ответственность потеряна?» В этот момент моральная смелость может потребоваться в большей степени, чем в первом случае, где очевидно прямое деструктивное воздействие. Представьте себе на момент, какой эффект был бы, если бы работники этих отраслей промышленности обрели моральную смелость уволиться со своей работы. Подобная массовая демонстрация высокой морали могла бы революционизировать нравственный характер общества. Поэтому винить следует не только самих производителей вредоносной продукции. Ответственность лежит на каждом вовлеченном в ее распространение.
Должно быть, люди, вовлеченные в эти отрасли промышленности, испытывают чувство вины, так как многие из них стараются снискать уважение общества акциями благотворительности, например, учреждая стипендии. К сожалению, многие штаты легализовали лотереи, которые высасывают миллионы долларов из карманов легковерных людей под предлогом, что часть средств направляется на народное образование. (Разве цель образования не помощь людям в приобретении твердых моральных ценностей и привычек?)
Моральная смелость необходима в политической жизни. Можно предположить, что политики должны хорошо знать конституцию, так как она является основой для осуществления любой законодательной деятельности. Это прекрасный документ, разработанный с целью защиты интересов каждого гражданина, с особым упором на защиту меньшинств. Однако многим политикам не хватает моральной смелости, чтобы встать на защиту этих принципов, если это ставит под угрозу их престиж или должность.
Человеку требуется моральная смелость, чтобы защищать определенный принцип, если его друзья обижены такой позицией. Если твой сосед владеет кинотеатром, в котором показывают аморальные фильмы, может быть, удобнее попросить кого-то другого начать действия, направленные на исправление зла. Нелегко запомнить, что человеку каждое мгновение следует быть на стороне правды. Это напоминает о случае, произошедшем с Авраамом Линкольном, когда один из друзей сказал ему, что Господь наверняка на его стороне. Мудрый Линкольн ответил: «Мне важнее, чтобы я был на Его стороне, чем чтобы Он был на моей».
Вдохновляющие примеры моральной смелости содержатся в Писании. Мы читаем в 39-й главе Бытия о том, как Иосиф был продан в рабство в Египет, как он заслужил благорасположение Потифара, который поручил ему управление своим имением и делами. Жена Потифара пыталась соблазнить Иосифа. Однако он не поддался соблазну и убежал от нее, но она успела сорвать с него халат, который затем использовала в качестве улики. В результате Иосиф оказался в тюрьме. Несмотря на эту ужасную несправедливость, он остался верным и со временем смог не только обрести свободу, но и стать правителем Египта, вторым после фараона.
Мы все подвергаемся большим и малым испытаниям нашей моральной смелости, нашей преданности правому делу перед лицом сильного желания или давления, подталкивающего к компромиссу.