Ели, которые преследуют заказчики банкротств.
1. Руководители или собственники предприятия объявляют себя
банкротами, преследуя собственные интересы. В таких ситуациях речь идет о фиктивных (должник располагает необходимой суммой для покрытия долга, однако намеренно объявляет о несостоятельности) и преднамеренных (банкротство вызвано действиями или бездействием лиц, уполномоченных давать обязательные для исполнения должником указания, приведшие к банкротству компании) банкротствах.
В подобных ситуациях действия руководителя или владельца бизнеса могут иметь следующие причины:
- недовольство руководителя нынешней структурой управления и ведения бизнеса и невозможность реформирования в сложившихся условиях. Инициируя процесс банкротства, руководитель планирует изменить политику предприятия в свою пользу.
- согласие руководителя за приемлемое для него вознаграждение устроить процедуру банкротства в интересах лиц, намеревающихся получить предприятие в свое управление;
- получение отсрочки на выплату обязательств кредиторам за счет получение моратория на долги на 1-1,5 года.
2. Процедура банкротства может быть инициирована заинтересованными лицами: конкурентами, инвесторами, представителями органов власти и так далее.
К преследуемым ими целям можно отнести следующие:
- приобретение заинтересовавшего объекта (всего предприятия или его части) по цене, значительно сниженной по сравнению с объективной;
- приобретение интересующего предприятия для включения в холдинг как недостающее звено (например, приобретение автомобильной компанией завода по производству листового железа). Руководство холдинга пойдет на подобную крайнюю меру при условии несогласия нынешнего руководства продавать предприятие;
- приобретение компании для ликвидации конкурента;
- устранение нежелательного руководителя, в случае, если исчерпаны прочие методы воздействия.
Меры по недопущению заказных банкротств:
- строгий контроль руководством состояния кредиторской и дебиторской задолженности; четкая налоговая и финансовая дисциплина.
- проведение внимательной проверки платежеспособности клиентов для того, чтобы не допустить убытков в виде безнадежной дебиторской задолженности.
- проведение досрочного и тщательно отслеженного расчета с кредиторами, поменявшими юридический адрес, банковские реквизиты, либо недоступные для связи.
- обдуманный выбор кандидатуры представителя должника в собраниях кредиторов и на заседаниях арбитражного суда, если процесс по выявлению банкротства уже запущен. Кандидат должен быть компетентен в хозяйственном законодательстве, нормах закона и знать опасные моменты процедур по признанию несостоятельным.
- внимательное отношение совета директоров к нестандартным для данного предприятия сделкам, которые осуществляют исполнительные органы организации. К подобным можно отнести: операции с ценными бумагами других эмитентов; крупные сделки по отчуждению имущества.
- 4 вопрос –
Недружественные поглощения являются разновидностью корпоративных конфликтов.
В зарубежной практике используется термин «mergers and acquisitions» (М&A), что дословно переводится как слияния и поглощения. Слияния и поглощения за рубежом составляют целый отдельный рынок, который достаточно высоко проработан на законодательном уровне. Однако этот термин не закреплен в российском законодательстве. Гражданский кодекс РФ предусматривает лишь пять форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Ни поглощения, ни рейдерства нет.
Недружественное поглощение - это установление над компанией или активом полного контроля как в юридическом, так и в физическом смысле вопреки воле менеджмента или собственника этой компании или актива.
Недружественное поглощение - это, как правило, финансовая операция, направленная на получение максимальной прибыли в кратчайшие сроки.
Объектом недружественных поглощений может являться объект недвижимого имущества, акции и доли в уставном капитале юридических лиц. Причинами успешной реализации схем недружественного поглощения может служить несовершенство и противоречивость законодательства, беспечность руководителей, ошибки при создании юридических лиц, коррупционные механизмы и т.п.
Наиболее распространенные способы недружественного поглощения:
1. Консолидация (скупка) мелких пакетов акций.
2. Преднамеренное доведение до банкротства.
3. Целенаправленное понижение стоимости предприятия и приобретение его активов.
4. Оспаривание прав собственности на стратегически важные активы (например, производственно-технологический комплекс).
5. "Покупка" менеджеров предприятия.
Стратегические и тактические способы защиты от недружественных поглощений:
1.Стратегические способы защиты - способы, предусмотренные стратегией предприятия (т.е. долгосрочным планом развития бизнеса), их применение обуславливает серьезные организационные изменения в системе управления бизнесом (например, переход к холдинговой структуре). Эти способы используются при планомерной организации защиты бизнеса, как правило, тогда, когда нападение еще не началось и реальной зримой угрозы поглощения не видно.
К стратегическим способам защиты относятся: мероприятия организационно-управленческого характера - выстраивание корпоративной структуры (структуры организаций, входящих в холдинг, группу компаний), формирование системы экономической безопасности бизнеса, организация эффективной системы мотивации топ-менеджеров и др.
2. Тактические способы защиты используются тогда, когда нападение
уже началось, или тогда, когда угроза нападения уже очевидна. Они не требуют серьезных стратегических и организационных новаций. Как правило, это мероприятия юридического характера.
Разработка схем защиты от недружественных поглощений – это комплекс юридических мероприятий, основная задача которых - сделать недружественное поглощение (рейдерскую атаку) юридического лица экономически нецелесообразным.
Схемы защиты от недружественных поглощений:
- правовой анализ существующей корпоративной структуры и структуры собственности;
- разработка стратегии и тактики защиты;
- разработка и реализация схем реструктуризации бизнеса;
- разработка схем построения структур холдингового типа (создание холдинга);
- разработка и реализация механизмов контроля за распоряжением имуществом;
- комплексное сопровождение реализации утвержденных клиентом мероприятий.
Вопросы к зачету
- Понятие корпоративного управления: сущность, генезис, отличие корпоративного управления от корпоративного менеджмента.
- Система корпоративного управления, принципы и факторы ее построения.
3. Теории корпоративного управления их сравнительный анализ.
- Значение корпоративного управления для субъектов экономики.
- Основные условия и причины возникновения корпоративного управления.
- Теории корпоративного управления в рамках неоклассического и институционального подходов, их сравнительный анализ.
- Современная корпорация в теории фирмы: финансирование, собственность, контроль.
- Характеристики моделей корпоративного управления: англо-американская, германская, японская их особенности.
- Российский кодекс корпоративного поведения, кодексы предприятий.
- Международные принципы корпоративного управления. Страновая специфика моделей корпоративного поведения. Принципы ОЭСР.
- Системы и модели корпоративного контроля.
- Понятие корпорации как хозяйствующего субъекта, принципы организации.
- Стратегии интеграционного развития.
- Интеграционные процессы как движущий мотив формирования корпорации.
- Виды и типы интеграции корпораций.
- Организационные типы построения корпоративных структур.
- Общее собрание акционеров. Акционеры и заинтересованные лица.
- Совет директоров: состав, структура. Компетенция и роль Совета директоров. Комитеты Совета директоров.
- Исполнительные органы. Генеральный директор. Правление.
- Исполнительные органы. Генеральный директор. Правление.
- Компетенция исполнительных органов. Формирование и прекращение полномочий исполнительных органов.
- Взаимодействие исполнительных органов и совета директоров.
- Независимый директор: функции, роль. Кодекс Независимого директора.
- Корпоративный секретарь: обязанности, ответственность.
- Контрольные органы корпорации: ревизионная комиссия, внутренний аудитор. Комитет по аудиту Совета директоров, внешний аудитор.
- Понятие и цели раскрытия информации.
- Внутренние положения об информационной политике. Основные этапы раскрытия информации.
- Раскрытие финансовой информации. Годовой отчет.
- Совершенствование системы раскрытия информации. Международные стандарты раскрытия информации.
- Понятие корпоративного конфликта. Причины и участники конфликтов.
- Типы корпоративных конфликтов. Урегулирование корпоративных конфликтов.
- Использование процедуры банкротства в корпоративных конфликтах.
- Недружественные присоединения. Методы защиты от недружественных поглощений.
34. Правоприменительная практика в сфере корпоративных отношений.
- Понятие корпоративной культуры. Профессиональная этика и корпоративное поведение.
36. Российский Кодекс корпоративного поведения. Кодексы корпоративного поведения российских предприятий. Внедрение стандартов корпоративного управления российскими компаниями.
37.Проблемы корпоративного управления в РФ. Пути развития системы корпоративного управления: организационный, инвестиционный, финансово-экономический.