Предприятие в условиях рынка. Внешняя и внутренняя среда предприятия

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА»

Направление подготовки: 080200 – «Менеджмент»

Профиль подготовки: «Общий и стратегический менеджмент»

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

Тула 2012 г.

Рассмотрено на заседании кафедры «Финансы и менеджмент» факультета экономики и менеджмента

протокол № 7 от « 10 » января 2012 г.

Зав. кафедрой __________ Е.А. Федорова

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 5

1. ЦЕЛИ ФИРМЫ.. 6

1.1. Предприятие в условиях рынка. Внешняя и внутренняя среда предприятия 6

1.2. Цели фирмы в соответствии с неоклассической теорией. 7

1.3. Цели фирмы в соответствии с управленческими теориями. 8

2. ВЫРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА.. 9

2.1. Неопределенность и риск. Сущность предпринимательского риска. Классификация рисков. 9

2.2. Оценка уровня риска. 11

2.3. Учет рисков в управлении. Стратегия «риск – доходность». 13

2.4. Управление в условиях риска. Принципы управления. Методы принятия решений в условиях риска. «Дерево решений». 17

3. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 22

3.1. Основные фонды. Состав, структура, оценка стоимости. 22

3.2. Динамика основных фондов. 24

3.3. Износ и амортизация. 25

3.4. Производственная мощность предприятия. 28

3.5. Система показателей использования основных фондов. 29

3.6. Нематериальные активы.. 30

4. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 32

4.1. Оборотные активы: понятие и структура. 32

4.2. Управление запасами. 33

4.3. Нормирование запасов. 33

4.4. Показатели использования оборотных средств. 34

5. УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ 36

5.1. Показатели измерения производственной программы предприятия. 36

5.2. Планирование производственной программы.. 38

6. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 43

6.1. Трудовые ресурсы. Понятие и структура. 43

6.2. Планирование потребности в кадрах. 44

6.3. Организация оплаты труда. 45

6.4. Показатели и факторы роста производительности труда. 48

7. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 52

7.1. Финансы предприятия, потребности в финансовых ресурсах. 52

7.2. Источники удовлетворения потребностей в финансовых ресурсах. 52

7.3. Принципы оценки финансового состояния предприятия. 55

8. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА. РАСЧЕТ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ. 58

8.1. Состав затрат на производство и реализацию продукции
(работ, услуг) 58

8.2. Смета затрат на производство. 61

8.3. Калькулирование себестоимости единицы продукции. 62

8.4. Планирование себестоимости продукции. 65

9. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.. 67

9.1. Факторы, определяющие уровень цены.. 67

9.2. Система цен в экономике. Состав и структура цены.. 68

9.3. Методы базового ценообразования. 69

9.4. Государственное регулирование цен. 70

10. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА И КАЧЕСТВО
МЕНЕДЖМЕНТА.. 71

10.1. Экономическое содержание прибыли. 71

10.2. Планирование прибыли. 72

10.3. Показатели эффективности производства. Сущность
и показатели рентабельности. 73

11. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.. 75

11.1. Сущность экономической эффективности производства.
Критерии и показатели экономической эффективности. 75

11.2. Принципы оценки эффективности инвестиционных проектов. 76

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 79

ВВЕДЕНИЕ

Управленческая экономика рассматривает вопросы, раскрывающие проблему нормального функционирования предприятия.

Цель изучения управленческой экономики – обеспечение выработки управленческих решений на предприятиях всех форм собственности.

В процессе принятия управленческого решения предпочтение отдается такой альтернативе, которая обеспечивает оптимальное достижение поставленной цели. Везде, где существуют альтернативные стратегии распределения ограниченных ресурсов, управленческая экономика должна предоставить средства, позволяющие выявить наилучшую альтернативу.

При принятии управленческих решений для каждого хозяйствующего субъекта важное значение имеет определение целей хозяйствования. Во внимание принимаются не только экономические цели (максимизация прибыли, увеличение оборота, покрытие затрат и т.п.), но и технические цели (улучшение качества продукции, повышение уровня исполдьзуемой техники и технологии и т.п.), социальные цели (сокращение рабочего времени, улучшение социального обеспечения в старости, гарантии занятости и т.д.), экологические цели (снижение уровня загрязнения воды и воздуха, уменьшение количества отходов и их переработки, устранение шума и др.).

Предприятие в условиях рынка. Внешняя и внутренняя среда предприятия - student2.ru

Рис. Место управленческой экономики в системе других дисциплин подготовки специалиста

Таким образом, основными задачами курса Управленческая экономика является:

- определение и описание целей фирм в обществе,

- оценка способов выработки управленческих решений, в том числе в условиях неопределенности и риска, обеспечивающих достижение фирмой поставленных целей,

- описание основных моделей экономических процессов функционирования фирмы, способов их построения и использования.

Управленческая экономика является дисциплиной, увязывающей экономику и теорию управления с системой дисциплин, как указано на рис.

ЦЕЛИ ФИРМЫ

План лекции

1.1. Предприятие в условиях рынка. Внешняя и внутренняя среда предприятия.

1.2. Цели фирмы в соответствии с неоклассической теорией.

1.3. Цели фирмы в соответствии с управленческими теориями.

Предприятие в условиях рынка. Внешняя и внутренняя среда предприятия

Предприятие – это организация в какой-либо форме, которая выполняет одну или несколько специфических функций по производству и распределению разнообразных товаров и услуг. Основные черты:

1. организационное единство, т.е. определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления.

2. определенный комплекс средств производства, т.е. предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли.

3. обособленное имущество, т.е. предприятие имеет собственное имущество, которое использует в определенных целях.

4. имущественная ответственность, т.е. предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам.

5. единоначалие, т.е. предприятие основывается на прямых, административных формах управления.

6. оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность.

В процессе хозяйственной деятельности руководство принимает решение относительно объема производства, цены, качества, сроков производства и т.д. Все эти решения принимаются в условиях неопределенности. Для того чтобы выжить, оно вынуждено разрабатывать эффективную стратегию деятельности, на основе которой дальше осуществляется оперативное управление.

Для разработки эффективной стратегии управления необходимо знать ключевые факторы успеха, которые находятся во внутренней и внешней среде предприятия.

Внешняя средапредприятия – это совокупность переменных, которые находятся за пределами предприятия и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны менеджмента.

Внешняя среда – макро- и микроуровень.

Микроуровень – это те люди, организации, которые связаны, так или иначе, с данным предприятием (поставщики, покупатели, органы власти).

Макроуровень – это факторы и условия, которые не оказывают прямого воздействия на оперативную деятельность, но предопределяют стратегические решения.

Макроуровень обычно представлен следующими средами – политическая, экономическая, научно-техническая, экологическая, демографическая, культурная, природная и т.д.

Внутренняя средавключает в себя структуру, культуру и ресурсы организации.

Под структурой предприятия понимается состав и соотношение входящих в него подсистем, определяющих процессы производства и управления. Различают управленческую и производственную структуры.

Производственная структура показывает состав и структуру подразделений предприятия и их взаимосвязь. Определяется эта структура масштабом производства и технологией производства. Структура управления включает в себя функциональные подсистемы: маркетинг, управление персоналом, управление нововведениями, управление производством, управление финансами.

Культура – это система ценностей, убеждений, традиций и норм поведения.

Ресурсы организации – получает их предприятие из внешней среды, кроме трудовых и материальных ресурсов необходимо учитывать «неосязаемые» ресурсы (знания, умения, имидж, общественная поддержка).

Любая организация формируется, функционирует и развивается ради достижения поставленных целей.

Процесс целеполагания является исходным мотивом для деятельности менеджера.

Наши рекомендации