Как пользоваться дневником

«И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во

всех народах…»

(Лк.24, 47)

Дневник удобно проходить с помощью опытного в духовной жизни руководителя.

Святоотеческий опыт разделяет все грехи на восемь групп – страстей. Каждая страсть имеет своё название, и про­является особым образом. Всякое проявление страсти мы должны признавать грехом, враждой против Бога, служени­ем сатане. Таким образом, повторяя безбоязненно грехи, мы растим страсти – этим более и более продаём себя в рабство дьяволу.

В дневнике восемь глав, каждая из которых посвяще­на отдельной страсти. Внутри каждой страсти грехи разделе­ны на три группы:

1) жирным шрифтом выделены грехи смертные, и даже один, любой из них, отрывает нас от Церкви, отлучает от Христа, лишает Божественной Благодати и отправляет на вечные муки в ад – такова их тяжесть, если они остаются нераскаянными.

2) обычным шрифтом написаны грехи тяжкие, кото­рые нужно обязательно замечать и регулярно с сокрушением сердца исповедовать. Нельзя их «копить»: от этого враг укрепляется в сердце, помрачает ум и лишает его способно­сти замечать грехи.

3) курсивом выделеныгрехи «условно» простительные.«Условно» потому, что в разных ситуациях у разных людей степень их опасности может меняться – они могут переходить и в разряд тяжких. Простительные грехи в виде помыслов и чувств не оставляли даже святых, но они при этом сокрушались так, как мы не можем сокрушаться даже о смертных грехов. Опасность простительных грехов в том, что если их не признавать за грехи и оставлять без раскаяния, то можно набрать целый «мешок песчинок», который по весу будет не меньше тяжелого камня (смертного греха), и так же утянет на дно ада.

С детских лет сатана развивает в нас страсти: сначала приучая ко «грешкам», потом дальше и дальше, желая под­вести нас ко грехам смертным, чтобы гарантировано запо­лучить свою добычу. По этой причине не только смертный грех, но и любая из страстей, оставленная без борьбы, разви­тая, да ещё и любимая, точно так же отрывает нас от Христа и лишает Вечной Жизни.

Исследуем себя! Проверим, на сколько крючков (стра­стей) поймал нас враг. А ведь для рыбы достаточно проглотить и один, чтобы быть пойманной! Но точно так и для души и одной страсти, оставленной без борьбы, достаточно для погибели. К ужасу своему, обнаружим при чест­ном рассмотрении все восемь!

Если имеем заботу о своей бу­дущей вечной участи, то незамедлитель­но начнём борьбу. Дерево (страсть), ко­торое долго растили, и выкорчевать не­легко, но с помощью Божьей всё воз­можно.

Любой из грехов может быть прощён христианину в Таинстве Испо­веди при выполнении следующего:

1) грех должен быть признан грехом (раньше мы могли не считать то или иное дело греховным и спокойно его совершали, не волну­ясь о последствиях);

2) человеку необходимо раскаяться во грехе, причём степень покаяния должна соответствовать степени греха, чего у большинства из нас обычно не получается из-за отсутствия страха Божьего. Как следствие, грехи с лёгкостью повторяются до тех пор, пока человек по-настоящему не сокрушится сердцем. Требуется борьба до «кровавого пота». В прежние века для этого назначали епитимии;

3) кающемуся не нужно отныне повторять этот грех, в его сердце должен произойти разрыв со грехом и должны родиться ненависть и брезгливость к нему. При одном вос­поминании о грехе должна закипать вражда против него.

В левой части каждой страницы дневника оставлено три колонки. В первой колонке нужно отметить грехи, совершенные за всю прошедшую жизнь. Во второй колонке отметить грехи, совершаемые в настоящее время. В третьей колонке отмечается частота повторения нынешних грехов, например, за неделю. Если грех повторяется многократно, то необходимо найти адекватные меры для его устранения – в этом поможет священник.

Пример заполнения дневника:

Наименование греха
˚ ˚ ˚ ˚ + + Привязанность к лакомствам

Всё, что будет намечено для исправления (периодич­ность исповеди, молитвенное правило, режим поста и про­чее), можно отметить на последних страницах дневника, спе­циально оставленных пустыми.

Надеемся, что большой перечень грехов, приведён­ный по каждой страсти, не толкнёт никого в отчаяние, а, наобо­рот, поможет родиться в сердце сокрушению, без которого спасение не начинается.

В заключение хочется напомнить об ответственности христианина в Таинстве Причастия: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьёт от Чаши сей. Ибо кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор.II, 28 - 30). Нераскаянный соответствующей степенью покаяния смерт­ный грех и страсть, оставленная в сердце без борьбы, разлу­чают нас со Христом, следовательно, приступать к Таинству Причастия в таком состоянии пока невоз­можно – обернётся в осуждение. Сначала необходимо исправить свою жизнь, то есть обрести покаяние.

Да умудрит вас Бог.

Наши рекомендации