Проблемы информационного обеспечения исследований конъюнктуры рынка
О.В. Перфилова (3 курс), Е.С. Кисёлева (3 курс)
Руководитель: к.э.н., доц. Н.А. Рухманова
Ивановский государственный университет, г. Иваново, Россия
В рыночных условиях динамичное и эффективное развитие хозяйствующих субъектов в значительной мере зависит от конъюнктуры рынка, на который они выходят со своими товарами и услугами. В свою очередь, знание основных параметров текущей и перспективной конъюнктуры рынка предполагает наличие соответствующего информационного обеспечения, формирование которого связано с решением комплекса различных проблем.
Главная цель информационного обеспечения исследований конъюнктуры рынка - создание системы индикаторов, позволяющих получить количественную и качественную характеристики основных закономерностей и особенностей развития спроса населения и товарного предложения, выявление факторов формирования и изменения рыночной конъюнктуры.
Основой для формирования и постоянного обновления информационной базы конъюнктурной статистики является сущность и основные составляющие конъюнктуры рынка. Под конъюнктурой рынка обычно понимают сложившуюся экономическую ситуацию, включающую в себя соотношение между спросом и предложением, движение цен и товарных запасов, портфель заказов и другие условия, которые эту ситуацию определяют.
К основным проблемам, возникающим на этапе сбора и обработки конъюнктурной информации, следует отнести следующие проблемы.
1. Многообразие источников информации, т.к. не существует единого источника информации о рыночной конъюнктуре, который бы содержал все необходимые сведения. К таким источникам можно отнести: данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности, деловая документация предприятия, опросы населения и т.д. К сожалению, содержащиеся в них данные не всегда непосредственно сравнимы, что осложняет последующий анализ и требует их предварительного приведения к сопоставимому виду.
2. Разнообразие информационного обеспечения с точки зрения содержания конъюнктурной информации. К примеру, для характеристики рыночной ситуации в целом с учетом развития отрасли или данного производства используют общую информацию макроэкономического, регионального и отраслевого характера. Для отражения вопросов сбыта продукции и партнеров фирмы необходима коммерческая информация, а для оценки спроса на конкретные товары или услуги - данные, полученные в результате специальных маркетинговых исследований. Получение столь широкой информации сопряжено со значительными финансовыми и трудовыми затратами, требует времени на ее сбор и обработку. Для эффективного решения этой проблемы необходимо применение соответствующих информационных технологий и наличие программного обеспечения.
3. Разнообразие информационного обеспечения с точки зрения форм представления конъюнктурной информации. Результаты исследований конъюнктуры рынка могут быть представлены в виде различных аналитических документов: сводный обзор (доклад), тематические (проблемные или товарные) обзоры. Проблема состоит в том, что в различных аналитических документах могут применяться различные показатели и методы анализа, что затрудняет сравнение результатов и тем самым снижает объективность оценок.
4. Необходимость получения точной, достоверной и надежной информации, чтобы ее анализ позволил сделать объективные выводы о состоянии и тенденциях развития конъюнктуры изучаемого рынка. К сожалению, многие источники информации не обеспечивают в полной мере выполнение этих условий. Например, при сборе данных о состоянии и развитии малого бизнеса, органы государственной статистики часто сталкиваются с нежеланием руководителей фирм представлять требуемую информацию.
Только комплексное решение перечисленных проблем позволит дать полную и объективную характеристику конъюнктуры рынка с целью принятия обоснованных решений по повышению эффективности бизнеса.