Прием соблюдения ориентации на целевой, профессионально ориентированный сегмент рынка учебных услуг.
Под сегментами понимают разделение и оценки всех возможных абитуриентов на группы и выбор наиболее перспективных. Фокусная группа - группа потенциальных абитуриентов, которых объединяет много общих черт (возраст, интересы, времяпрепровождения, потребности, профессиональная ориентация и т.д.), наиболее выгодных для ВУЗа. Принципиальным отличием сегментации от существующего подхода, является учет специфических интересов и особенностей социальных групп. Это дает возможность точнее и эффективнее организовывать приемную кампанию, не допускать ошибок в профессиональном выборе.
Для примера следует сказать, что в странах с развитой рыночной экономикой специально издаются «списки потенциальных абитуриентов»,сгруппированные по определенным признакам: доходам, стилю жизни, политическим позициям, духовным запросам. Эта отрасль науки называется «психографией» и занимается она оценкой образа жизни, интересов и поведения людей. Психография классифицирует людей в соответствии с их мотивацией.
Данный подход имеет захватывающие применения, чтобы сконцентрировать усилия на наиболее вероятных абитуриентах. Например, вы можете составить списки абитуриентов своих фокусных групп, разделив их на традиционные и нетрадиционныеисточники для своего ВУЗа. Приведем для вашего размышления и принятия решения следующие примерные фокусные группы:
• Лица, работающие по профилю ВУЗа, не имеющие образования.
• Школьники выпускных классов.
• Школьные лидеры, просто энергичные ребята.
• Выпускники колледжей, лицеев, училищ, техникумов.
• Студенты разных курсов других ВУЗов, не желающие продолжать
там учиться по разным причинам. И лица с незавершенным высшим, средне-специальным образованием.
• Молодежь, поглощенная стихийной коммерцией.
• Реализаторы товаров.
• Торговые агенты.
• Коммерсанты, мелкие лавочники.
• Частные предприниматели, бизнесмены.
• Фермеры.
• Взрослые люди, желающие получить новую специальность.
• Юноши и девушки.
• Дети малоимущих и низкооплачиваемых родителей.
• Дети богатых и высокооплачиваемых родителей.
• Дети родителей со средним доходом.
• Бывшие военнослужащие и работники УВД, не имеющие гражданских специальностей.
• Работники предприятий из группы риска безработицы. Особые категории со специфическими потребностями:
- беженцы;
- инвалиды;
- сироты.
Для них должна быть дополнительная целевая программа «рука помощи»
• Партии и движения.
• Молодежные организации.
• Спортсмены.
• Пенсионеры.
• Безработные для приобретения профессий, пользующиеся спросом на рынке труда.
• Допризывники в армию.
• Молодые люди, желающие уехать обучаться за границу.
• Рэкетиры (группировки), которых уже интересует мир и покой.
• Лица, отбывающие наказания в заключениях.
•Юноши и девушки, проживающие в сельской местности.
• Военнослужащие срочной службы.
• Офицеры запаса.
• Участники художественной самодеятельности.
• Участники различных технических кружков.
• Победители и участники различных конкурсов, олимпиад, соревнований, турниров, чемпионатов.
5. Прием концентрированного маркетингазаключается в том, что большинство ВУЗов концентрирует свою деятельность на ограниченном количестве факультетов и специальностей. Преподавательские, лабораторные, производственные мощности каждого ВУЗа ограничены. И из альтернативны принимать по несколько человек на множество факультетов или принимать большое количество студентов на малое количество факультетов, ВУЗ выбирает последнее. Благодаря такой концентрации учебное заведение становится известным как производитель специалистов по выбранным направлениям, приобретает авторитет у заказчиков и работодателей. Эта маркетинговая стратегия выбирается также из расчета на то, что лучшие специалисты в очерченной отрасли знаний будут видеть в таком ВУЗе не только производителя специалистов, но и квалифицированного эксперта, гаранта качества в своей области.
Распыление сил, уместное в прочно стоящих на ногах университетах, может стать фатальным для начинающих ВУЗов. Оно резко увеличивает риск обострения всех тех болезней, которым подвержен бизнес - образование в детском возрасте, поскольку является постоянной причиной распыления внимания от работы по раскручиванию узкоспециализированного бизнеса, но успешного. Только если вы сконцентрируете все свои усилия на минимальном количестве специальностей, пользующихся повышенным спросом, они имеют шансы на успех.
6. Прием позиционирования учебных услуг.Чем более насыщенным становится рынок образовательных услуг в вашем городе, тем меньше успеха можно достигнуть, если открывать такие же факультеты и специальности как и другие («как все»). Если предложение этих услуг в целом достаточное для удовлетворения спроса в регионе, то одним из самых важных для вас должен быть вопрос: «Чем наши учебные услуги отличаются от услуг конкурентов?». Речь идет о завоевании ВУЗом своей индивидуальной позиции (ниши) на рынке образования и в представлении потенциальных абитуриентов.