Проведение радиационного контроля
В соответствии с подпунктом 17) статьи 8 и пунктом 4 статьи 192 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», органами государственных доходов проводится радиационный контроль в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза, с использованием технических средств радиационного контроля в автоматическом либо ручном режиме.
Подпунктом 33) пункта 1 статьи 67 Закона Республики Казахстан «О государственной границе Республики Казахстан», в пределах пограничного пространства Пограничная служба имеет право осуществлять радиационный контроль в пунктах пропуска, в которых отсутствуют органы государственных доходов, с использованием технических средств радиационного контроля в автоматическом или ручном режиме.
В этой связи, возникает вопрос наличия у органов государственных доходов и Пограничной службы компетенции на осуществление радиационного контроля на МЦПС «Хоргос», так как МЦПС «Хоргос» не является пунктом пропуска.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 01.10.2016г. № 565 территория контрольно-пропускного пункта в казахстанской части МЦПС «Хоргос» определена местом перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.
В связи с чем, в Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» внесены изменения в подпункт 17) статьи 8 и пункт 4 статьи 192, в части проведения радиационного контроля в пунктах пропуска и иных местах перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.
По вопросам отдельных таможенных операций
22.1 Положения статей 40 и 47 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» (далее – Кодекс), регламентирующие условия включения юридических лиц в реестр владельцев складов временного хранения или таможенных складов, дополняются нормой в части обозначения мест досмотра по периметру краской желтого цвета и исключения наличия не просматриваемых зон (участков) для средств видеонаблюдения;
22.2в статьи 204 и 205 Кодекса вносятся дополнения, предусматривающие компетенцию уполномоченного органа в сфере таможенного дела на утверждение инструкции по проведению таможенного осмотра и досмотра товаров;
22.3в целях снижения административных барьеров и нагрузки на предпринимателей, высвобождения транспортных средств, исключения необоснованных простоев, а также уменьшения расходов участников ВЭД при временном хранении товаров, статья 44 Кодекса дополнена обязанностью владельца склада временного хранения при необходимости выгрузки товаров из транспортных средств для размещения на складе временного хранения обеспечить начало разгрузочных работ в срок не позднее двух часов с момента вручения перевозчиком товаросопроводительных документов для целей размещения на складе.
По декларанту
23.1В целях определения дефиниции термина «внешнеэкономическая сделка» и для внесения ясности при определении декларанта при совершении таможенных операций и таможенного декларирования статья 284 Кодекса дополнена пунктом 2, предусматривающим определение данного понятия.
23.2По продлению сроков рассмотрения заявления о включении объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр
В пункт 5 статьи 439 Кодекса вносится уточнение обоснования продления срока рассмотрения заявления о включении объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр (в случае направления запроса третьим лицам и (или) иным государственным органам).
23.4Упрощение деятельности уполномоченных экономических операторов.
23.5 В статью 63 Кодекса вносятся изменения, в соответствии с которым уточнен период, за который проводится выездная таможенная проверка на соответствие условиям включения в реестр УЭО, с учетом периода ранее проведенных проверок(период осуществления внешнеэкономической деятельности, но не более пяти лет до дня регистрации заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов).
23.6 Предусмотрено сокращение количества статей Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», являющихся основанием для отказа в присвоении статуса УЭО (8 статей КоАП), а также являющихся основанием для отзыва свидетельства о включении реестр УЭО (9 статей КоАП).
23.7 В целях облегчения условий деятельности уполномоченного экономического оператора и обозначения транспортного средства для идентификации права пользоваться упрощениями оператора, статья 65 Кодекса дополняется положениями, предусматривающими возможность использования опознавательного знака для обозначения транспортного средства международной перевозки уполномоченного экономического оператора, форма такого опознавательного знака будет утверждаться уполномоченным органом в сфере таможенного дела.
24. Упрощение процедур таможенного транзита.
24.1. В целях упрощения таможенных операций и снижения административных барьеров для участников ВЭД, пункт 3 статьи 319 Кодекса дополняется положениями, в соответствии с которыми таможенный транзит не применяется в отношении иностранных товаров, перевозимых от места прибытия до места временного хранения, расположенных в пределах административно-территориальной границы одного населенного пункта (например, от аэропорта до СВХ).
24.2. Пункт 2 статьи 321 Кодекса дополняется положением, определяющим, что при таможенном транзите не требуется предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, в случае если товары перемещаются воздушным транспортом из мест прибытия в места доставки, находящиеся на территории Республики Казахстан.
Кроме того, Законом внесены изменения и дополнения в ряд законодательных актов, а именно: в Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года, в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года, в Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», в Закон Республики Казахстан от 14 июля 1997 года «О нотариате», в Закон Республики Казахстан от 16 июля 1999 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», в Закон Республики Казахстан от 12 июня 2003 года «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий», в Закон Республики Казахстан от 2 июля 2003 года «О рынке ценных бумаг», в Закон Республики Казахстан от 12 января 2007 года «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», в Закон Республики Казахстан от 12 января 2007 года «О национальных реестрах идентификационных номеров», в Закон Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), в Закон Республики Казахстан от 24 июня 2010 года «О недрах и недропользовании», в Закон Республики Казахстан от 20 июля 2011 года «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», в Закон Республики Казахстан от 26 декабря 2012 года«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», в Закон Республики Казахстан от 5 декабря 2013 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», в Закон Республики Казахстан от 7 марта 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реабилитации и банкротства, налогообложения», в Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разрешительной системы», в Закон Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», в Закон Республики Казахстан от 31 октября 2015 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам коммерциализации результатов научной и (или)
научно-технической деятельности», в Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам благотворительности», в Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года
«О противодействии коррупции», в Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц», в Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года «О государственной службе Республики Казахстан», в Закон Республики Казахстан от 3 декабря 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования», в Закон Республики Казахстан от 29 марта 2016 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сокращения разрешительных документов и упрощения разрешительных процедур».
При этом необходимо обратить внимание на различные сроки введения норм, установленных принятым законом.