Тема 1. Сущность и организационные формы контроля 2 страница

Главное управление страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь следит за соблюдени­ем требований законодательства, определяет состав и размеры необходимых финансовых резервов, осуществляет контроль за их сохранностью, проверяет правовые основания проведения тех или иных страховых операций, требует от страховых компаний представления широкой информации о финансовом состоянии.

Таким образом, Главное управление страхового надзора Министерства финансов осуществляет:

1. надзор за соблюдением страховыми организациями, страховыми посредниками и объединениями страховщи­ков требований законодательства о страховании, включая контроль за обоснованностью страховых тарифов и обес­печением платежеспособности страховых организаций;

2. в пределах своей компетенции надзор за выполнением страховыми организациями и страховыми брокерами за­конодательства об оплате труда;

3. определение порядка внесения вкладов в неденежной форме в уставные фонды страховых организаций учреди­телями (участниками) этих организаций;

4. согласование учебных программ по страхованию и иных программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для страховых организаций в выс­ших и средних специальных учебных заведениях;

5. контроль за финансовым состоянием и финансовыми результатами деятельности страховых организаций, в том числе за соблюдением следующих нормативов:

• структуры и минимального размера уставного фонда;

• соотношений между финансовыми активами и приня­тыми страховыми обязательствами;

• платежеспособности и финансовой устойчивости;

• структуры и размеров тарифных ставок по видам обя­зательного страхования, включая размеры отчислений в гарантийные фонды и фонды предупредительных мероп­риятий;

• иных нормативов, установленных в соответствии с за­конодательством;

6. другие функции, отнесенные в соответствии с законо­дательством к его компетенции.

При осуществлении государственного надзора за деятельностью страховых организаций Главное управление страхового надзора вправе:

Ø проводить проверки соблюдения страховыми организа­циями, их обособленными структурными подразделения­ми, а также страховыми посредниками требований зако­нодательства о страховании;

Ø давать страховым организациям, страховым брокерам обязательные для выполнения предписания об устране­нии выявленных нарушений, приостанавливать действие выданных им лицензий до устранения этих нарушений;

Ø в случаях, предусмотренных законодательством, при­нимать решения об аннулировании или отзыве лицензий у страховых организаций, страховых брокеров;

Ø за нарушения законодательства о страховании приме­нять к страховым организациям, страховым брокерам, их должностным лицам санкции в соответствии с законода­тельством;

Ø принимать решения о назначении временного руково­дителя страховой организации;

Ø принимать решения о ликвидации страховой организа­ции, страхового брокера - юридического лица, а также о прекращении деятельности страхового брокера - индиви­дуального предпринимателя, в том числе и в случае отзы­ва или аннулирования всех лицензий у страховой органи­зации, страхового брокера, а также в иных случаях, уста­новленных законодательными актами;

Ø обращаться в хозяйственный суд с заявлением об эко­номической несостоятельности (банкротстве) страховой организации, страхового брокера;

Ø приостанавливать до назначения временного руководи­теля операции страховой организации по расчетным и другим счетам в банках при осуществлении ею деятельно­сти без лицензии, а также деятельности, не связанной со страхованием и перестрахованием, либо при системати­ческом нарушении указанной организацией требований законодательства о страховании;

Ø получать от страховых организаций, страховых броке­ров установленную отчетность по страховым, перестрахо­вочным операциям и посреднической деятельности по стра­хованию, а также иную информацию об их финансово-хозяйственной деятельности, необходимую для выполне­ния функций надзора за страховой деятельностью, обра­щаться за получением такой информации в банки, небан­ковские кредитно-финансовые организации, к другим юридическим и физическим лицам;

Ø при необходимости назначать проведение аудиторской проверки, привлекать экспертов за счет средств страхо­вой организации, страхового брокера;

Ø осуществлять иные действия, предусмотренные зако­нодательством, принимать решение о принудительной ликвидации страховой или перестраховочной организации в случае задер­жания начала деятельности более чем на 6 месяцев с момента регистрации;

Ø обращаться в судебные органы для рассмотрения воп­роса о банкротстве страховых организаций, не обеспечи­вающих свои обязательства по выплате страховых сумм и страхового возмещения;

Ø приостанавливать операции страховых и перестраховоч­ных организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях их дея­тельности без регистрации либо соответствующей лицензии или систематического нарушения требований действующего страхово­го законодательства, неисполнения его предписаний, осуще­ствления запрещенных законодательными актами Респуб­лики Беларусь операций либо операций, выходящих за пре­делы прав страховой или перестраховочной организации;

Ø взимать со страховых и перестраховочных организа­ций, их обособленных структурных подразделений и бро­керов плату за регистрацию и выдачу им лицензий на осуществление страховой деятельности в размерах, уста­новленных законодательством;

Ø получать от страховых и перестраховочных организа­ций установленную отчетность по страховым и перестра­ховочным операциям, справки и иную информацию об их финансово-экономической деятельности, а также обращать­ся за получением такой информации в кредитные учреж­дения, организации и к гражданам;

Ø принимать участие в экспертизе учебных программ по страхованию в высших и средних специальных учебных учреждениях, программ специализированных организаций по подготовке и повышению квалификации кадров для страховых и перестраховочных организаций.

Основными функциями органа государственного над­зора за страховой деятельностью являются:

1. регистрация страховых и перестраховочных организа­ций, представительств, филиалов, отделений и других обособленных подразделений страховых и перестраховоч­ных организаций Республики Беларусь, осуществляющих деятельность на ее территории, и ведение государственно­го реестра страховых и перестраховочных организаций;

2. выдача страховым, перестраховочным организациям и страховым брокерам лицензий на каждый вид страховой деятельности;

3. контроль за соблюдением страховыми, перестраховоч­ными организациями и страховыми брокерами требова­ний законодательства о страховании;

4. обеспечение единообразного ведения страховыми и пе­рестраховочными организациями учета и составления от­четности, формирования резервов и определения страхо­вых тарифов;

5. разработка методических и нормативных документов, регламентирующих деятельность страховых и перестра­ховочных организаций, в пределах своей компетенции;

6. обобщение страховой практики, дача страховым и пе­рестраховочным организациям разъяснений по вопросам применения страхового законодательства и разработка предложений по его совершенствованию;

7. представление Республики Беларусь во всех организа­циях по вопросам страховой политики;

8. регулирование внешнеэкономической страховой дея­тельности;

9. контроль за выполнением страховыми и перестраховоч­ными организациями законодательства об оплате труда.

Государственный (вневедомственный) контроль осущест­вляется государственными органами контроля и управле­ния, а также административными органами.

Для контроля за строго целевым, законным и целесообразным использованием средств страхового фонда создаются внешние и внутренние контролирующие органы (рис. 1).

 
  Тема 1. Сущность и организационные формы контроля 2 страница - student2.ru

Рисунок 2.1 - Контролирующие органы в системе страхования Республики Беларусь

Как и любое другое предприятие, страховая компания может быть подвергнута контролю со стороны Комитета государственного контроля, Министерства по налогам и сборам, Государственного комитета по ценным бумагам Республики Беларусь (если страховщик является акционерным обществом), других контролирующих государственных органов. В своей деятельности контрольно-ревизионные службы руководствуются законами Республики Беларусь, указами и декретами Президента Республики Беларусь, постановлениями правительства, нормативными актами министерств, других центральных органов управления, инструкциями и указаниями.

В дополнение к рассмотренным выше контролирующим органам Республики Беларусь можно также отнести следующие:

- Комитет государственного контроля Республики Беларусь;

- Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь;

- Министерство финансов Республики Беларусь;

- Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь;

- Министерство экономики Республики Беларусь;

- Национальный банк Республики Беларусь;

- Комитет государственной безопасности Республики Беларусь;

- Государственный таможенный комитет Республики Беларусь;

- органы пожарного надзора;

- Инспекция труда;

- Национальный статистический комитет;

- Инспекция архивов и делопроизводства;

- Комитет стандартизации, метрологии и сертификации;

- Санитарный надзор;

- Государственный контроль за порядком формирования цен;

- Министерство внутренних дел Республики Беларусь. От имени МВД на проведение проверок уполномочены сотрудники подразделений: по борьбе с экономическими преступлениями; по организованной преступности и коррупции; других подразделений Следственного комитета МВД;

- Милиция общественной безопасности в лице участковых инспекторов милиции, которые вправе осуществлять проверки Предприятия на его объектах, расположенных на территории административных участков, вверенных им в оперативное обслуживание;

- административные органы (Верховный суд, Высший Хозяйственный Суд, Генеральная прокуратура Республики Беларусь) и т. д.

Основными задачами контролирующих органов в ходе проверок субъектов хозяйствования являются:

1. проверка соблюдения законодательства Республики Беларусь;

2. выявление и пресечение злоупотреблений и других правонарушений, нанося­щих ущерб экономическим интересам государства;

3. проверка законности совершаемых хозяйственных и финансовых операций, обеспечения сохранности государственного имущества;

4. проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в государственный бюджет и государственные фонды налогов и неналоговых платежей;

5. проверка соблюдения правил экологии, промышленно-бытовой санитарии и пожарной безопасности, условий эксплуатации объектов повышенной опасности, соблю­дения лицензионных требований;

6. защита прав, свобод, законных интересов, собственности граждан, общества, государства от преступных посягательств.

Основными функциями Комитета государственного контроля являются:

1) контроль исполнения законов Республики Беларусь, постановлений Национального собрания, Палаты представителей и соответствия им других актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;

2) контроль за своевременным поступлением доходов в бюджет, целевым и экономным использованием средств государственного бюджета и внебюджетных государственных фондов;

3) проверка законности и эффективности использования государственных ресурсов всеми государственными организациями и предприятиями, а также предприятиями с долей государственной собственности, использования материальных и денежных средств, направляемых государством на создание и развитие предприятий негосударственных форм собственности;

4) контроль за состоянием контрольно-ревизионной работы в органах государственного управления;

5) проверка финансово-хозяйственной деятельности государственных организаций, представительств и учреждений, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств бюджета;

6) контроль внешнеэкономической деятельности органов государственного управления, законности и эффективности использования государственных средств при осуществлении внешнеторговых операций, создании и организации деятельно­сти совместных предприятий, привлечении иностранных инве­стиций на развитие экономики республики.

Министерство финансов Республики Беларусь являет­ся республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

Основными функциями Министерства финансов Респуб­лики Беларусь являются:

♦ проведение государственной политики, осуществление управления в финансовой сфере деятельности и координа­ция действий в этой сфере других республиканских органов государственного управления;

♦ обеспечение активного использования финансов в це­лях повышения эффективности производства, роста нацио­нального дохода, создания и развития прогрессивных ры­ночных форм и структур;

♦ разработка методологии учета, отчетности и контроля за состоянием ведомственного контроля в министерствах и других органах государственного управления;

♦ контроль за соблюдением финансовых интересов госу­дарства в процессе интеграции Республики Беларусь в миро­вое хозяйство и др.

В структуру Министерства финансов Республики Бела­русь входит Главное контрольно-ревизионное управление Республики Беларусь, имеющее своих представителей во всех областях, осуществляющих систематический контроль за соблюдением Закона о бюджете отраслевыми министер­ствами и ведомствами, соблюдением финансовой дисципли­ны всеми предприятиями, организациями, учреждениями.

Главное контрольно-ревизионное управление Министер­ства финансов Республики Беларусь имеет право:

♦ проводить ревизии и проверки финансово-хозяйствен­ной деятельности на всех предприятиях, в организациях, учреждениях, министерствах и ведомствах, в том числе и по постановлению правоохранительных органов;

♦ проверять денежные документы, регистры бухгалтер­ского учета, планы, сметы, другие документы, наличие и правильность расходования денежных средств, ценных бу­маг и товарно-материальных ценностей;

♦ получать необходимые справки и объяснения по вопро­сам, возникающим в ходе ревизий и проверок от предприя­тий, организаций, учреждений, а также отдельных должно­стных лиц;

♦ принимать совместно с руководителями ревизуемых предприятий, организаций, учреждений меры, необходимые для устранения выявленных нарушений, а также давать им указания об устранении выявленных нарушений.

Кроме того, Главное контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Республики Беларусь возглавляет проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, подведомственных государствен­ным органам управления, не имеющим собственной конт­рольно-ревизионной службы.

В составе Министерства финансов Республики Беларусь имеются также другие структурные подразделения, осуще­ствляющие контрольные функции, - Главное управление аудита и Главное управление страхового надзора.

Главное управление аудита Министерства финансов Республики Беларусь выполняет следующие функции:

♦ организацию работы по лицензированию аудиторской деятельности;

♦ ведение государственного реестра аудиторов и аудитор­ских организаций;

♦ разработку методологии аудита субъектов хозяйство­вания;

♦ контроль соблюдения аудиторами и аудиторскими ор­ганизациями порядка осуществления аудиторской деятель­ности;

♦ разработку проектов нормативных правовых актов по вопросам осуществления аудиторской деятельности;

♦ участие в работе по сотрудничеству с международными аудиторскими организациями;

♦ организацию сбора информации по вопросам аудитор­ской деятельности в других странах.

Главное управление страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь выполняет следующие функции:

♦ регистрацию страховых и перестраховочных организа­ций, их представительств, филиалов, страховых брокеров, объединений страховщиков, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь, ведение государствен­ного реестра страховщиков;

♦ выдачу лицензий на осуществление страховой и пере­страховочной деятельности;

♦ контроль за соблюдением требований законодательства о страховании страховщиками и страховыми брокерами;

♦ обеспечение единообразного ведения страховщиками бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и статис­тической отчетности, формирования резервов и определения страховых тарифов;

♦ разработку методических и нормативных документов, регламентирующих деятельность страховщиков, в пределах своей компетенции;

♦ обобщение страховой практики, выдачу страховщикам письменных и устных разъяснений и консультаций по воп­росам применения страхового законодательства и разработ­ку предложений по его совершенствованию;

♦ регулирование внешнеэкономической страховой дея­тельности и др.

Министерство по налогам и сборам Республики Бела­русь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

Министерство по налогам и сборам контролирует соблюдение налогового законодательства, призвано предупреждать, выявлять и пресекать факты нарушения налогового законодательства, обеспечивать своевременность поступления налоговых и неналоговых платежей в бюджет. При выявлении нарушений Министерство по налогам и сборам имеет право взыскивать налоги, сборы и отчисления, применять к нарушителям финансовые санкции.

Основными функциями являются:

♦ контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции;

♦ обеспечение правильного исчисления, полного и свое­временного внесения налогов в бюджет;

♦ обеспечение учета налогов;

♦ разработка предложений по совершенствованию нало­гового законодательства;

♦ осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

♦ предупреждение, пресечение правонарушений в сфере своей компетенции и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении налогового законодательства;

♦ издание методологических указаний и разъяснений о порядке исчисления, учета и взимания налогов и других платежей в бюджет.

Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь и его должностным лицам предоставляется право:

♦ производить в государственных органах, на предприя­тиях и учреждениях проверки денежных документов, бух­галтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и дру­гих документов, связанных с исчислением и уплатой нало­гов, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, относящимся к их компетенции;

♦ получать от банков сведения об открытии счетов пред­приятиям и гражданам, наличии на них денежных средств и об операциях по этим счетам;

♦ при исполнении служебных обязанностей и предъявле­нии служебного удостоверения свободно входить с участием собственника и производить обследование принадлежащих предприятиям и гражданам любых производственных, склад­ских, торговых и иных помещений, которые используются или могут использоваться для извлечения доходов;

♦ производить с соблюдением законодательства личный досмотр нарушителей законодательства о налогах и пред­принимательстве, а также досмотр находящихся при них ве­щей, документов, ценностей и транспортных средств;

♦ в случаях, предусмотренных законодательством, изы­мать документы, свидетельствующие о сокрытии (заниже­нии) прибыли или дохода, а также патенты, регистрационные удостоверения, лицензии для передачи их в органы, которые выдали эти документы, с сообщением о нарушении налогово­го законодательства; изымать у правонарушителей вещи и товарно-материальные ценности, являющиеся объектами на­рушений законодательства о налогах и предпринимательст­ве или вещественными доказательствами по этим делам;

♦ в случаях, предусмотренных законодательством, опе­чатывать кассы, помещения, места хранения документов, вещей, товарно-материальных ценностей и денег, за исключением касс и хранилищ учреждений банков, назначать их инвентаризации;

♦ налагать на имущество предприятий и граждан (кроме банков), нарушителей законодательства о налогах и пред­принимательстве арест, который заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им;

♦ требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, а также от граждан устранения выявленных нарушений и контролировать выполнение этих требований;

♦ взыскивать в бесспорном порядке с предприятий налог, своевременно не перечисленный в бюджет;

♦ отменять решения нижестоящих государственных на­логовых инспекций, не соответствующие законодательству.

Министерство экономики Республики Беларусь осуще­ствляет контроль за социально-экономическим развитием республики в территориально-отраслевом разрезе и эффек­тивностью использования отраслевых, материальных и фи­нансовых ресурсов.

Министерство экономики Республики Беларусь проверя­ет обоснованность планов развития экономики, выполнение планов социально-экономического развития, соответствие перспективных планов, разработанных министерствами и ведомствами, утвержденным контрольным цифрам в целом по республике. Данное министерство в соответствии с возло­женными на него задачами осуществляет контроль за соблю­дением государственной дисциплины цен, выполнением пла­нов межгосударственных поставок и поставок продукции для общереспубликанских нужд, вносит в Правительство предложения по актуальным вопросам развития националь­ной экономики.

Национальный статистический комитет Республики Беларусь контролирует: по данным отчетности выполнение планов социально-экономического развития по территори­ально-отраслевому признаку; наличие материальных, тру­довых и других ресурсов, необходимых для развития нацио­нальной экономики; анализирует статистические материа­лы и вносит правительству предложения по актуальным воп­росам развития народного хозяйства.

Национальный статистический комитетРеспублики Бела­русь осуществляет проверку достоверности отчетных дан­ных и состояния учета и отчетности на предприятиях, в ор­ганизациях и учреждениях. Оно контролирует соблюдение действующего порядка утверждения, составления и пред­ставления отчетности, недопущения отчетности, не утверж­денной в установленном порядке.

Национальный банк Республики Беларусь как орган го­сударственного регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков осуществляет контроль за проведени­ем страховых операций в иностранной валюте, открытием счетов страховыми организациями, а также за денежным об­ращением. С этой целью он проводит тестирование знаний одного из руководителей страховой организации и главного бухгалтера на правильность применения ими банковского законодательства при проведении страховых операций в иностранной валюте среди населения. После этого он выдает страховой организации специальное разрешение на работу с иностранной валютой с населением.

Кроме этого, Национальный банк Республики Беларусь, составляя платежный баланс республики, определяет сальдо и контролирует долю экспорта и импорта при проведении страховых операций.

Также Национальный банк Республики Беларусь, явля­ясь единым эмиссионным банком страны, контролирует на­личие денег в обращении, ход выполнения планов производ­ства и обращения товаров, расходования всеми субъектами хозяйствования заемных и собственных средств, целевое ис­пользование денежных средств, соблюдение режима эконо­мии и платежной дисциплины.

Административные органы (Верховный суд, Высший Хозяйственный Суд, Генеральная прокуратура Республики Беларусь) призваны обеспечить строгий контроль за соблю­дением всеми субъектами хозяйствования действующего за­конодательства. В соответствии с этим административные органы осуществляют проверки состояния дисциплины, вы­являют факты нарушения законов, виновных лиц и сумму причиненного материального ущерба, принимают меры к привлечению виновных лиц к установленной законом ответ­ственности и возмещению причиненного государству мате­риального ущерба.

Для повышения эффективности и координации деятель­ности государственных органов, уполномоченных проводить проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, в Республике Беларусь создан Совет по координации контрольной деятельности (да­лее - Совет). В состав данного Совета входят представители руководства Совета Министров Республики Беларусь, Адми­нистрации Президента, Генеральной прокуратуры, Комите­та государственного контроля Республики Беларусь, Нацио­нального банка Республики Беларусь, Комитета государ­ственной безопасности Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства по на­логам и сборам Республики Беларусь, Министерства финан­сов Республики Беларусь, Министерства экономики Респуб­лики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. Возглавляет Совет Председатель Ко­митета государственного контроля Республики Беларусь.

Основными задачами Совета являются:

♦ обеспечение выполнения решений Президента Респуб­лики Беларусь при осуществлении контрольной деятельности;

♦ координация деятельности контролирующих органов, прогнозирование и планирование контрольной работы, в том числе путем разработки единого координационного плана;

♦ организация и проведение совместных (с участием пред­ставителей нескольких контролирующих органов) проверок (ревизий) субъектов предпринимательской деятельности по наиболее значимым вопросам соблюдения актов законода­тельства в сфере экономики;

♦ координация деятельности по учету и анализу инфор­мации в подконтрольных сферах, обмен соответствующими данными, создание единого банка этих данных;

♦ повышение эффективности реализации решений, при­нятых по результатам контрольной деятельности;

♦ анализ итогов контрольной деятельности, разработка на их основе предложений для государственных органов, а также предложений по совершенствованию актов законода­тельства в сфере экономических отношений;

♦ организация обмена опытом контрольной работы;

♦ координация подготовки и повышения квалификации сотрудников контролирующих органов;

♦ помощь в информационном обеспечении контролирую­щих органов.

Совет имеет право в пределах своей компетенции:

♦ давать поручения, обязательные для исполнения кон­тролирующими органами;

♦ рассматривать жалобы субъектов предпринимательской деятельности о необоснованности назначения проверок (ре­визий) и по результатам рассмотрения этих жалоб приоста­навливать или отменять проведение контролирующими ор­ганами проверок (ревизий);

♦ вносить в установленном порядке предложения по со­вершенствованию законодательства;

♦ запрашивать и получать от государственных органов, а также субъектов предпринимательской деятельности мате­риалы и иную информацию, необходимую для решения воз­ложенных на него задач;

♦ заслушивать в пределах своей компетенции сообщения и отчеты должностных лиц контролирующих органов, дру­гих государственных органов, а также субъектов предприни­мательской деятельности.

В настоящее время органами ведомственного контроля являются контрольно-ревизионные управления (отделы) соответствующих отраслевых министерств.

Их основные функции следующие:

♦ всесторонняя проверка состояния экономики подве­домственных предприятий и организаций;

♦ контроль за сохранностью денежных средств и матери­альных ценностей;

♦ выявление хозяйственных и финансовых нарушений, хищений и бесхозяйственности;

♦ установление и устранение причин и условий, способ­ствующих хозяйственным нарушениям и хищениям;

♦ контроль за правильностью постановки бухгалтерского учета и достоверностью отчетности;

♦ выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности и качества работы.

Контрольно-ревизионная работа органов ведомственного контроля регламентируется отраслевыми инструкциями, раз­рабатываемыми министерствами, государственными коми­тетами и ведомствами. Для успешного осуществления своих функций контрольно-ревизионные управления министерств разрабатывают нормативно-справочную и методическую ли­тературу, рекомендации, методические указания, обзоры и предложения по вопросам организации ревизий и совершен­ствованию постановки ведомственного контроля.

Указом Президента Республики Беларусь «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь» от 25.05.2000 г., № 2931 на министерства, иные республи­канские органы государственного управления, местные ис­полнительные и распорядительные органы возложена обя­занность осуществлять контроль за финансово-хозяйствен­ной деятельностью всех подчиненных и входящих в их сос­тав организаций государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности.

Наши рекомендации