Тема 1. Сущность и организационные формы контроля 2 страница
Главное управление страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь следит за соблюдением требований законодательства, определяет состав и размеры необходимых финансовых резервов, осуществляет контроль за их сохранностью, проверяет правовые основания проведения тех или иных страховых операций, требует от страховых компаний представления широкой информации о финансовом состоянии.
Таким образом, Главное управление страхового надзора Министерства финансов осуществляет:
1. надзор за соблюдением страховыми организациями, страховыми посредниками и объединениями страховщиков требований законодательства о страховании, включая контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховых организаций;
2. в пределах своей компетенции надзор за выполнением страховыми организациями и страховыми брокерами законодательства об оплате труда;
3. определение порядка внесения вкладов в неденежной форме в уставные фонды страховых организаций учредителями (участниками) этих организаций;
4. согласование учебных программ по страхованию и иных программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для страховых организаций в высших и средних специальных учебных заведениях;
5. контроль за финансовым состоянием и финансовыми результатами деятельности страховых организаций, в том числе за соблюдением следующих нормативов:
• структуры и минимального размера уставного фонда;
• соотношений между финансовыми активами и принятыми страховыми обязательствами;
• платежеспособности и финансовой устойчивости;
• структуры и размеров тарифных ставок по видам обязательного страхования, включая размеры отчислений в гарантийные фонды и фонды предупредительных мероприятий;
• иных нормативов, установленных в соответствии с законодательством;
6. другие функции, отнесенные в соответствии с законодательством к его компетенции.
При осуществлении государственного надзора за деятельностью страховых организаций Главное управление страхового надзора вправе:
Ø проводить проверки соблюдения страховыми организациями, их обособленными структурными подразделениями, а также страховыми посредниками требований законодательства о страховании;
Ø давать страховым организациям, страховым брокерам обязательные для выполнения предписания об устранении выявленных нарушений, приостанавливать действие выданных им лицензий до устранения этих нарушений;
Ø в случаях, предусмотренных законодательством, принимать решения об аннулировании или отзыве лицензий у страховых организаций, страховых брокеров;
Ø за нарушения законодательства о страховании применять к страховым организациям, страховым брокерам, их должностным лицам санкции в соответствии с законодательством;
Ø принимать решения о назначении временного руководителя страховой организации;
Ø принимать решения о ликвидации страховой организации, страхового брокера - юридического лица, а также о прекращении деятельности страхового брокера - индивидуального предпринимателя, в том числе и в случае отзыва или аннулирования всех лицензий у страховой организации, страхового брокера, а также в иных случаях, установленных законодательными актами;
Ø обращаться в хозяйственный суд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) страховой организации, страхового брокера;
Ø приостанавливать до назначения временного руководителя операции страховой организации по расчетным и другим счетам в банках при осуществлении ею деятельности без лицензии, а также деятельности, не связанной со страхованием и перестрахованием, либо при систематическом нарушении указанной организацией требований законодательства о страховании;
Ø получать от страховых организаций, страховых брокеров установленную отчетность по страховым, перестраховочным операциям и посреднической деятельности по страхованию, а также иную информацию об их финансово-хозяйственной деятельности, необходимую для выполнения функций надзора за страховой деятельностью, обращаться за получением такой информации в банки, небанковские кредитно-финансовые организации, к другим юридическим и физическим лицам;
Ø при необходимости назначать проведение аудиторской проверки, привлекать экспертов за счет средств страховой организации, страхового брокера;
Ø осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством, принимать решение о принудительной ликвидации страховой или перестраховочной организации в случае задержания начала деятельности более чем на 6 месяцев с момента регистрации;
Ø обращаться в судебные органы для рассмотрения вопроса о банкротстве страховых организаций, не обеспечивающих свои обязательства по выплате страховых сумм и страхового возмещения;
Ø приостанавливать операции страховых и перестраховочных организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях их деятельности без регистрации либо соответствующей лицензии или систематического нарушения требований действующего страхового законодательства, неисполнения его предписаний, осуществления запрещенных законодательными актами Республики Беларусь операций либо операций, выходящих за пределы прав страховой или перестраховочной организации;
Ø взимать со страховых и перестраховочных организаций, их обособленных структурных подразделений и брокеров плату за регистрацию и выдачу им лицензий на осуществление страховой деятельности в размерах, установленных законодательством;
Ø получать от страховых и перестраховочных организаций установленную отчетность по страховым и перестраховочным операциям, справки и иную информацию об их финансово-экономической деятельности, а также обращаться за получением такой информации в кредитные учреждения, организации и к гражданам;
Ø принимать участие в экспертизе учебных программ по страхованию в высших и средних специальных учебных учреждениях, программ специализированных организаций по подготовке и повышению квалификации кадров для страховых и перестраховочных организаций.
Основными функциями органа государственного надзора за страховой деятельностью являются:
1. регистрация страховых и перестраховочных организаций, представительств, филиалов, отделений и других обособленных подразделений страховых и перестраховочных организаций Республики Беларусь, осуществляющих деятельность на ее территории, и ведение государственного реестра страховых и перестраховочных организаций;
2. выдача страховым, перестраховочным организациям и страховым брокерам лицензий на каждый вид страховой деятельности;
3. контроль за соблюдением страховыми, перестраховочными организациями и страховыми брокерами требований законодательства о страховании;
4. обеспечение единообразного ведения страховыми и перестраховочными организациями учета и составления отчетности, формирования резервов и определения страховых тарифов;
5. разработка методических и нормативных документов, регламентирующих деятельность страховых и перестраховочных организаций, в пределах своей компетенции;
6. обобщение страховой практики, дача страховым и перестраховочным организациям разъяснений по вопросам применения страхового законодательства и разработка предложений по его совершенствованию;
7. представление Республики Беларусь во всех организациях по вопросам страховой политики;
8. регулирование внешнеэкономической страховой деятельности;
9. контроль за выполнением страховыми и перестраховочными организациями законодательства об оплате труда.
Государственный (вневедомственный) контроль осуществляется государственными органами контроля и управления, а также административными органами.
Для контроля за строго целевым, законным и целесообразным использованием средств страхового фонда создаются внешние и внутренние контролирующие органы (рис. 1).
Рисунок 2.1 - Контролирующие органы в системе страхования Республики Беларусь
Как и любое другое предприятие, страховая компания может быть подвергнута контролю со стороны Комитета государственного контроля, Министерства по налогам и сборам, Государственного комитета по ценным бумагам Республики Беларусь (если страховщик является акционерным обществом), других контролирующих государственных органов. В своей деятельности контрольно-ревизионные службы руководствуются законами Республики Беларусь, указами и декретами Президента Республики Беларусь, постановлениями правительства, нормативными актами министерств, других центральных органов управления, инструкциями и указаниями.
В дополнение к рассмотренным выше контролирующим органам Республики Беларусь можно также отнести следующие:
- Комитет государственного контроля Республики Беларусь;
- Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь;
- Министерство финансов Республики Беларусь;
- Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь;
- Министерство экономики Республики Беларусь;
- Национальный банк Республики Беларусь;
- Комитет государственной безопасности Республики Беларусь;
- Государственный таможенный комитет Республики Беларусь;
- органы пожарного надзора;
- Инспекция труда;
- Национальный статистический комитет;
- Инспекция архивов и делопроизводства;
- Комитет стандартизации, метрологии и сертификации;
- Санитарный надзор;
- Государственный контроль за порядком формирования цен;
- Министерство внутренних дел Республики Беларусь. От имени МВД на проведение проверок уполномочены сотрудники подразделений: по борьбе с экономическими преступлениями; по организованной преступности и коррупции; других подразделений Следственного комитета МВД;
- Милиция общественной безопасности в лице участковых инспекторов милиции, которые вправе осуществлять проверки Предприятия на его объектах, расположенных на территории административных участков, вверенных им в оперативное обслуживание;
- административные органы (Верховный суд, Высший Хозяйственный Суд, Генеральная прокуратура Республики Беларусь) и т. д.
Основными задачами контролирующих органов в ходе проверок субъектов хозяйствования являются:
1. проверка соблюдения законодательства Республики Беларусь;
2. выявление и пресечение злоупотреблений и других правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам государства;
3. проверка законности совершаемых хозяйственных и финансовых операций, обеспечения сохранности государственного имущества;
4. проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в государственный бюджет и государственные фонды налогов и неналоговых платежей;
5. проверка соблюдения правил экологии, промышленно-бытовой санитарии и пожарной безопасности, условий эксплуатации объектов повышенной опасности, соблюдения лицензионных требований;
6. защита прав, свобод, законных интересов, собственности граждан, общества, государства от преступных посягательств.
Основными функциями Комитета государственного контроля являются:
1) контроль исполнения законов Республики Беларусь, постановлений Национального собрания, Палаты представителей и соответствия им других актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;
2) контроль за своевременным поступлением доходов в бюджет, целевым и экономным использованием средств государственного бюджета и внебюджетных государственных фондов;
3) проверка законности и эффективности использования государственных ресурсов всеми государственными организациями и предприятиями, а также предприятиями с долей государственной собственности, использования материальных и денежных средств, направляемых государством на создание и развитие предприятий негосударственных форм собственности;
4) контроль за состоянием контрольно-ревизионной работы в органах государственного управления;
5) проверка финансово-хозяйственной деятельности государственных организаций, представительств и учреждений, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств бюджета;
6) контроль внешнеэкономической деятельности органов государственного управления, законности и эффективности использования государственных средств при осуществлении внешнеторговых операций, создании и организации деятельности совместных предприятий, привлечении иностранных инвестиций на развитие экономики республики.
Министерство финансов Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.
Основными функциями Министерства финансов Республики Беларусь являются:
♦ проведение государственной политики, осуществление управления в финансовой сфере деятельности и координация действий в этой сфере других республиканских органов государственного управления;
♦ обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;
♦ разработка методологии учета, отчетности и контроля за состоянием ведомственного контроля в министерствах и других органах государственного управления;
♦ контроль за соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство и др.
В структуру Министерства финансов Республики Беларусь входит Главное контрольно-ревизионное управление Республики Беларусь, имеющее своих представителей во всех областях, осуществляющих систематический контроль за соблюдением Закона о бюджете отраслевыми министерствами и ведомствами, соблюдением финансовой дисциплины всеми предприятиями, организациями, учреждениями.
Главное контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Республики Беларусь имеет право:
♦ проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности на всех предприятиях, в организациях, учреждениях, министерствах и ведомствах, в том числе и по постановлению правоохранительных органов;
♦ проверять денежные документы, регистры бухгалтерского учета, планы, сметы, другие документы, наличие и правильность расходования денежных средств, ценных бумаг и товарно-материальных ценностей;
♦ получать необходимые справки и объяснения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок от предприятий, организаций, учреждений, а также отдельных должностных лиц;
♦ принимать совместно с руководителями ревизуемых предприятий, организаций, учреждений меры, необходимые для устранения выявленных нарушений, а также давать им указания об устранении выявленных нарушений.
Кроме того, Главное контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Республики Беларусь возглавляет проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, подведомственных государственным органам управления, не имеющим собственной контрольно-ревизионной службы.
В составе Министерства финансов Республики Беларусь имеются также другие структурные подразделения, осуществляющие контрольные функции, - Главное управление аудита и Главное управление страхового надзора.
Главное управление аудита Министерства финансов Республики Беларусь выполняет следующие функции:
♦ организацию работы по лицензированию аудиторской деятельности;
♦ ведение государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций;
♦ разработку методологии аудита субъектов хозяйствования;
♦ контроль соблюдения аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности;
♦ разработку проектов нормативных правовых актов по вопросам осуществления аудиторской деятельности;
♦ участие в работе по сотрудничеству с международными аудиторскими организациями;
♦ организацию сбора информации по вопросам аудиторской деятельности в других странах.
Главное управление страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь выполняет следующие функции:
♦ регистрацию страховых и перестраховочных организаций, их представительств, филиалов, страховых брокеров, объединений страховщиков, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь, ведение государственного реестра страховщиков;
♦ выдачу лицензий на осуществление страховой и перестраховочной деятельности;
♦ контроль за соблюдением требований законодательства о страховании страховщиками и страховыми брокерами;
♦ обеспечение единообразного ведения страховщиками бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и статистической отчетности, формирования резервов и определения страховых тарифов;
♦ разработку методических и нормативных документов, регламентирующих деятельность страховщиков, в пределах своей компетенции;
♦ обобщение страховой практики, выдачу страховщикам письменных и устных разъяснений и консультаций по вопросам применения страхового законодательства и разработку предложений по его совершенствованию;
♦ регулирование внешнеэкономической страховой деятельности и др.
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.
Министерство по налогам и сборам контролирует соблюдение налогового законодательства, призвано предупреждать, выявлять и пресекать факты нарушения налогового законодательства, обеспечивать своевременность поступления налоговых и неналоговых платежей в бюджет. При выявлении нарушений Министерство по налогам и сборам имеет право взыскивать налоги, сборы и отчисления, применять к нарушителям финансовые санкции.
Основными функциями являются:
♦ контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции;
♦ обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет;
♦ обеспечение учета налогов;
♦ разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства;
♦ осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;
♦ предупреждение, пресечение правонарушений в сфере своей компетенции и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении налогового законодательства;
♦ издание методологических указаний и разъяснений о порядке исчисления, учета и взимания налогов и других платежей в бюджет.
Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь и его должностным лицам предоставляется право:
♦ производить в государственных органах, на предприятиях и учреждениях проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, относящимся к их компетенции;
♦ получать от банков сведения об открытии счетов предприятиям и гражданам, наличии на них денежных средств и об операциях по этим счетам;
♦ при исполнении служебных обязанностей и предъявлении служебного удостоверения свободно входить с участием собственника и производить обследование принадлежащих предприятиям и гражданам любых производственных, складских, торговых и иных помещений, которые используются или могут использоваться для извлечения доходов;
♦ производить с соблюдением законодательства личный досмотр нарушителей законодательства о налогах и предпринимательстве, а также досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;
♦ в случаях, предусмотренных законодательством, изымать документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли или дохода, а также патенты, регистрационные удостоверения, лицензии для передачи их в органы, которые выдали эти документы, с сообщением о нарушении налогового законодательства; изымать у правонарушителей вещи и товарно-материальные ценности, являющиеся объектами нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве или вещественными доказательствами по этим делам;
♦ в случаях, предусмотренных законодательством, опечатывать кассы, помещения, места хранения документов, вещей, товарно-материальных ценностей и денег, за исключением касс и хранилищ учреждений банков, назначать их инвентаризации;
♦ налагать на имущество предприятий и граждан (кроме банков), нарушителей законодательства о налогах и предпринимательстве арест, который заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им;
♦ требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, а также от граждан устранения выявленных нарушений и контролировать выполнение этих требований;
♦ взыскивать в бесспорном порядке с предприятий налог, своевременно не перечисленный в бюджет;
♦ отменять решения нижестоящих государственных налоговых инспекций, не соответствующие законодательству.
Министерство экономики Республики Беларусь осуществляет контроль за социально-экономическим развитием республики в территориально-отраслевом разрезе и эффективностью использования отраслевых, материальных и финансовых ресурсов.
Министерство экономики Республики Беларусь проверяет обоснованность планов развития экономики, выполнение планов социально-экономического развития, соответствие перспективных планов, разработанных министерствами и ведомствами, утвержденным контрольным цифрам в целом по республике. Данное министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет контроль за соблюдением государственной дисциплины цен, выполнением планов межгосударственных поставок и поставок продукции для общереспубликанских нужд, вносит в Правительство предложения по актуальным вопросам развития национальной экономики.
Национальный статистический комитет Республики Беларусь контролирует: по данным отчетности выполнение планов социально-экономического развития по территориально-отраслевому признаку; наличие материальных, трудовых и других ресурсов, необходимых для развития национальной экономики; анализирует статистические материалы и вносит правительству предложения по актуальным вопросам развития народного хозяйства.
Национальный статистический комитетРеспублики Беларусь осуществляет проверку достоверности отчетных данных и состояния учета и отчетности на предприятиях, в организациях и учреждениях. Оно контролирует соблюдение действующего порядка утверждения, составления и представления отчетности, недопущения отчетности, не утвержденной в установленном порядке.
Национальный банк Республики Беларусь как орган государственного регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков осуществляет контроль за проведением страховых операций в иностранной валюте, открытием счетов страховыми организациями, а также за денежным обращением. С этой целью он проводит тестирование знаний одного из руководителей страховой организации и главного бухгалтера на правильность применения ими банковского законодательства при проведении страховых операций в иностранной валюте среди населения. После этого он выдает страховой организации специальное разрешение на работу с иностранной валютой с населением.
Кроме этого, Национальный банк Республики Беларусь, составляя платежный баланс республики, определяет сальдо и контролирует долю экспорта и импорта при проведении страховых операций.
Также Национальный банк Республики Беларусь, являясь единым эмиссионным банком страны, контролирует наличие денег в обращении, ход выполнения планов производства и обращения товаров, расходования всеми субъектами хозяйствования заемных и собственных средств, целевое использование денежных средств, соблюдение режима экономии и платежной дисциплины.
Административные органы (Верховный суд, Высший Хозяйственный Суд, Генеральная прокуратура Республики Беларусь) призваны обеспечить строгий контроль за соблюдением всеми субъектами хозяйствования действующего законодательства. В соответствии с этим административные органы осуществляют проверки состояния дисциплины, выявляют факты нарушения законов, виновных лиц и сумму причиненного материального ущерба, принимают меры к привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности и возмещению причиненного государству материального ущерба.
Для повышения эффективности и координации деятельности государственных органов, уполномоченных проводить проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, в Республике Беларусь создан Совет по координации контрольной деятельности (далее - Совет). В состав данного Совета входят представители руководства Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента, Генеральной прокуратуры, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. Возглавляет Совет Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Основными задачами Совета являются:
♦ обеспечение выполнения решений Президента Республики Беларусь при осуществлении контрольной деятельности;
♦ координация деятельности контролирующих органов, прогнозирование и планирование контрольной работы, в том числе путем разработки единого координационного плана;
♦ организация и проведение совместных (с участием представителей нескольких контролирующих органов) проверок (ревизий) субъектов предпринимательской деятельности по наиболее значимым вопросам соблюдения актов законодательства в сфере экономики;
♦ координация деятельности по учету и анализу информации в подконтрольных сферах, обмен соответствующими данными, создание единого банка этих данных;
♦ повышение эффективности реализации решений, принятых по результатам контрольной деятельности;
♦ анализ итогов контрольной деятельности, разработка на их основе предложений для государственных органов, а также предложений по совершенствованию актов законодательства в сфере экономических отношений;
♦ организация обмена опытом контрольной работы;
♦ координация подготовки и повышения квалификации сотрудников контролирующих органов;
♦ помощь в информационном обеспечении контролирующих органов.
Совет имеет право в пределах своей компетенции:
♦ давать поручения, обязательные для исполнения контролирующими органами;
♦ рассматривать жалобы субъектов предпринимательской деятельности о необоснованности назначения проверок (ревизий) и по результатам рассмотрения этих жалоб приостанавливать или отменять проведение контролирующими органами проверок (ревизий);
♦ вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства;
♦ запрашивать и получать от государственных органов, а также субъектов предпринимательской деятельности материалы и иную информацию, необходимую для решения возложенных на него задач;
♦ заслушивать в пределах своей компетенции сообщения и отчеты должностных лиц контролирующих органов, других государственных органов, а также субъектов предпринимательской деятельности.
В настоящее время органами ведомственного контроля являются контрольно-ревизионные управления (отделы) соответствующих отраслевых министерств.
Их основные функции следующие:
♦ всесторонняя проверка состояния экономики подведомственных предприятий и организаций;
♦ контроль за сохранностью денежных средств и материальных ценностей;
♦ выявление хозяйственных и финансовых нарушений, хищений и бесхозяйственности;
♦ установление и устранение причин и условий, способствующих хозяйственным нарушениям и хищениям;
♦ контроль за правильностью постановки бухгалтерского учета и достоверностью отчетности;
♦ выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности и качества работы.
Контрольно-ревизионная работа органов ведомственного контроля регламентируется отраслевыми инструкциями, разрабатываемыми министерствами, государственными комитетами и ведомствами. Для успешного осуществления своих функций контрольно-ревизионные управления министерств разрабатывают нормативно-справочную и методическую литературу, рекомендации, методические указания, обзоры и предложения по вопросам организации ревизий и совершенствованию постановки ведомственного контроля.
Указом Президента Республики Беларусь «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь» от 25.05.2000 г., № 2931 на министерства, иные республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы возложена обязанность осуществлять контроль за финансово-хозяйственной деятельностью всех подчиненных и входящих в их состав организаций государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности.