Тема 1. Сущность и организационные формы контроля 4 страница
Основными принципами аудиторской деятельности являются:
1. Независимость суждений и заключений.
2. Компетентность и высокий профессионализм.
3. Доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам.
4. Объективность и четкость выводов.
5. Соблюдение коммерческой тайны, касающейся взаимоотношений с клиентом и его финансового положения.
6. Ответственность за последствия его рекомендаций и заключений по результатам проверок.
7. Всемерное содействие росту авторитета аудиторской продукции.
Независимость аудитора обуславливается тем, что он не является штатным сотрудником какого-либо государственного органа и не работает под его контролем, не выполняет указания каких-либо политических партий или общественных организаций.
Компетентность и высокий профессионализм должны обеспечиваться наличием у него высшего образования, практики, непрерывного повышения своей квалификации, участия в проверках и оказании консультаций.
Доброжелательность и лояльность предполагает отсутствие тенденциозности, которые могут внести элемент предубежденности к аудитору. При консультации аудитор должен стремиться к максимальной защите интересов клиента, отыскивать и рекомендовать пути, помогающие их деятельности.
Объективность и честность выводов основывается на непредвзятом внимательном изучении дел на предприятии, на использовании достоверных данных и надежных методов проведения проверки.
Аудитор не должен предоставлять каких-либо сведений о хозяйственной деятельности клиента без ведома и письменного согласия заказчика.
Составление заведомо ложного аудиторского заключения (составленное без проведения аудиторской проверки или не соответствующее результатам проверки) влечет ответственность в виде аннулирования у аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, написавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора.
Этические нормы аудитора постоянно подвергаются испытаниям. С одной стороны, надо удержать клиента, а с другой стороны, надо поддержать престиж фирмы. Поэтому в настоящее время сформированы этические нормы аудиторской деятельности:
1 аудитор должен воздерживаться от любого действия, которое противоречило бы принципам независимости;
2. аудитор выполняет работу под своим именем;
З. аудиторы должны отказаться от прямого или косвенного участия в
деятельности, не относящейся к аудиту;
4. аудиторы не имеют права получать или передавать комиссионные или другие денежные средства;
5. доход аудитора не должен зависеть от незначительного числа клиентов;
6. аудитор не подписывает аудиторское заключение, если оно не проверено лично им или доверенным лицом.
Кодекс этики аудиторов Республики Беларусь обобщает этические нормы профессионального поведения аудиторов. Доверие общества к аудиторам зависит не только от профессиональной подготовки, знаний и опыта, но и от соблюдения этических норм и правил поведения. Каждый аудитор должен принимать все меры для создания и поддержания доверия и уважения к своей профессии, защищать нравственные, моральные ценности от всех возможных нарушений и посягательств.
Аудитор, подвергшийся критике своих коллег по поводу этики профессионального поведения, должен дать объяснение коллегам. В случае несогласия с критикой аудитор имеет право на объективное публичное рассмотрение своих действий комиссией. По желанию аудитора расследование может проводиться конфиденциально.
Все аудиторы обязаны соблюдать требования и правила, изложенные в Кодексе, и придерживаться моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести.
Правило 1. Профессионализм, знания и компетентность.
Аудитор должен:
1. выполнять свои обязанности честно и добросовестно с профессиональным умением, компетентностью и усердием.
2. заботиться о престиже своей профессии, проявлять себя достойным доверия, возложенного на профессию аудитора обществом и заказчиком.
3. постоянно повышать свою профессиональную квалификацию путем изучения нормативных документов по бухгалтерскому учету, хозяйственному и налоговому законодательству, других законодательных актов, норм и стандартов аудита.
4. гарантировать заказчику оказание аудиторских услуг высокого качества, основанных на современных методиках, законодательных и иных нормативных актах за счет постоянного поддержания на должном уровне своих профессиональных знаний.
Правило 2. Профессиональная независимость.
Аудитор, оказывая профессиональные услуги, должен быть независимым в своем суждении при проведении аудита, выполнять свои профессиональные обязанности объективно и беспристрастно. В противном случае он должен отказаться от их выполнения.
Правило 3. Честность, справедливость и объективность.
1. аудитор должен быть честным в своей профессиональной работе.
2. аудитор не должен вызывать предубеждения и влиять на других, чтобы исказить объективность.
3. аудитору должно быть присуще беспристрастное отношение к объекту проверки.
4. аудитор не должен принимать участие в конфликте интересов субъектов хозяйствования и сознательно предоставлять факты неточно и предвзято.
Правило 4. Конфиденциальность.
Аудитор обязан:
1. гарантировать заказчику конфиденциальность предоставляемых им и выявленных в ходе аудиторских работ любой информации и данных результатов проверки и финансового состояния заказчика.
2. не использовать в своих целях или в интересах третьих лиц полученную в результате аудиторской проверки информацию.
3. обеспечить сохранность документов, полученных на проверяемом субъекте хозяйствования, а также составленных в ходе проверки.
Правило 5. Несовместимые, дискредитирующие действия.
Аудитору, занимающемуся аудиторской деятельностью, запрещается:
1. непосредственно заниматься другими видами предпринимательской деятельности, за исключением преподавательской и научной деятельности.
2. совершать действия, дискредитирующие его профессию.
Правило 6. Вежливость и внимание к заказчику.
Аудитор обязан проявлять к заказчику доброжелательное, вежливое и внимательное отношение. Поведение и внешний облик аудитора должны соответствовать нормам делового этикета и вызывать у заказчика уважение к профессии аудитора.
Правило 7. Налоговые отношения.
Аудиторы обязаны неукоснительно соблюдать законодательство о налогообложении во всех аспектах; они не должны сознательно занижать налогооблагаемую базу как свою, так и заказчика или иным образом нарушать налоговое законодательство в своих интересах либо в интересах других лиц.
Правило 8. Отношения между аудиторами.
Аудитор должен:
1. стремиться к установлению доброжелательных, деловых отношений с коллегами по профессии и совместной работе.
2. воздерживаться от необоснованной критики деятельности других аудиторов, аудиторских организаций, не допускать привлечения заказчика средствами, которые могут привести к принижению роли профессии аудитора.
Правило 9. Реклама.
Реклама аудиторских услуг должна содержать правдивую и достоверную информацию об аудиторских организациях и аудиторах.
Правило 10. Оплата за аудиторские услуги.
1. оплата за аудиторские услуги производится в зависимости от объема и сроков выполнения работы.
2. отношения между аудиторами и заказчиками строятся за основе договора, в котором оговаривается сумма оплаты за оказанные услуги и ответственность сторон.
Правило 11. Разрешение конфликтов.
Определенные ситуации могут привести к возникновению конфликтов между аудитором и заказчиком, аудитором и руководителем и руководителем аудиторской организации, между аудиторами.
Правило 12. Соответствие Кодекса международным нормам.
Нормы профессионального поведения, определяемые Кодексом, основаны на международных этических нормах, разработанных Международной федерацией бухгалтеров и Кодекса профессиональной этики аудиторов, разработанного рабочей группой по аудиту Координационного совета по методологии бухгалтерского учета стран СНГ.
Правила профессиональной этики работников системы Белгосстраха представляют собой свод положений, определяющих требования, предъявляемые к работникам системы Белгосстраха при выполнении своих профессиональных функций, во взаимоотношениях с клиентами и коллегами и приняты в целях:
• укрепления основ деятельности Белгосстраха по оказанию физическим и юридическим лицам страховых услуг;
• повышения ответственности работников Белгосстраха при осуществлении деятельности по оказанию страховых услуг;
• обеспечения роста профессионального мастерства работников Белгосстраха;
• повышения качества оказываемых страховых услуг.
В целях повышения престижа и статуса работников Белгосстраха необходимо:
o быть вежливым, тактичным, пунктуальным, предупредительным, честным, добросовестным, принципиальным;
o при выполнении профессиональных обязанностей соблюдать деловую манеру в общении и деловой стиль одежды;
o не допускать различного отношения к страхователям в зависимости от их социального статуса;
o тактично и вежливо общаться с клиентами как при личном общении, так и по телефону, снимая трубку телефона, произносить наименование Белгосстраха или его обособленного (структурного) подразделения, а также свою фамилию;
o при возникновении конфликтных ситуаций с клиентами приглашать руководителя обособленного (структурного) подразделения Белгосстраха;
o действовать квалифицированно, использовать законные средства, способы и методы оказания физическим и юридическим лицам страховых услуг;
o знать законодательство о страховании, правила страхования Белгосстраха (в пределах своей компетенции), постоянно расширять свои познания в области страхования;
o предоставлять клиенту полную информацию о видах страховой деятельности, видах страхования, о правилах страхования Белгосстраха, рекомендовать ему как выбор страховых услуг, так и услугу, наиболее полно защищающую его интересы при имеющихся у него финансовых возможностях;
o не допускать действий, подрывающих престиж Белгосстраха и личное достоинство работника Белгосстраха, содействовать повышению страховой культуры в обществе;
o отвечать за достоверность сведений, приводимых в составленных им документах;
o принципиально реагировать на факты страхового мошенничества или иного недобросовестного поведения участников договора страхования.
Работник Белгосстраха должен способствовать своими действиями формированию заинтересованности и спроса на оказываемые страховые услуги.
Аттестация на право получения квалификационного аттестата аудитора – проверка знаний физических лиц, претендующих на получение такого аттестата аудитора, в форме квалификационных экзаменов. Лица, успешно сдавшие квалификационные экзамены, получают квалификационный аттестат аудитора.
Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Обязательными требованиями к физическим лицам, претендующим на получение квалификационного аттестата аудитора, являются:
ü наличие документов о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, выданных учреждениями, обеспечивающими получение высшего образования, имеющими государственную аккредитацию;
ü наличие стажа работы по специальности, соответствующей экономическому или юридическому образованию, не менее трех лет;
ü отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
Заявление на получение квалификационного аттестата аудитора рассматривает Министерство финансов с приложением необходимых документов (копия документа об образовании; копия трудовой книжки; документ, подтверждающий внесение платы за сдачу квалификационного экзамена; фотография), затем формирует список претендентов и передает его в квалификационную комиссию.
Квалификационная комиссия принимает квалификационные экзамены, вносит предложения о выдаче либо об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора на основании результатов квалификационных экзаменов.
Квалификационная комиссия создается Министерством финансов из числа представителей контролирующих органов, ученых, аудиторов, имеющих стаж аудиторской деятельности не менее 5 лет. Председателем квалификационной комиссии является заместитель Министра финансов.
Квалификационный аттестат аудитора является документом строгой отчетности и выдается без ограничения срока его действия. Министерство финансов ведет учет квалификационных аттестатов аудиторов в книге регистрации выдачи квалификационных аттестатов аудиторов.
Внесение изменений и (или) дополнений в квалификационный аттестат аудитора, в том числе в связи с изменением законодательства, производится Министерством финансов на основании заявления аудитора, к которому прилагаются документ, подтверждающий изменение сведений, содержащихся в квалификационном аттестате аудитора, и документ, подтверждающий плату за внесение изменений и (или) дополнений в квалификационный аттестат аудитора.
За выдачу квалификационного аттестата аудитора установлена плата в размере шести базовых величин; за внесение изменений и (или) дополнений в квалификационный аттестат аудитора в размере двух базовых величин; за выдачу дубликата квалификационного аттестата аудитора в размере трех базовых величин. Указанная плата зачисляется в доход республиканского бюджета.
Аудитор, имеющий квалификационный аттестат аудитора, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации аудиторов в организациях, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку кадров и прошедших государственную аккредитацию.
Аудитор обязан не реже одного раза в два года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, повышать свою квалификацию в организациях, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку кадров и имеющих государственную аккредитацию, по их программам повышения квалификации аудиторов, согласованным с Министерством финансов Республики Беларусь.
Порядок проведения аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если:
1. аудитор обратился с заявлением об аннулировании квалификационного аттестата;
2. квалификационный аттестат аудитора получен с использованием подложных документов;
3. аудитор при проведении аудита систематически нарушает требования, установленные законодательством, или допустил грубое нарушение порядка осуществления аудиторской деятельности;
4. установлен факт составления аудитором заведомо ложного аудиторского заключения;
5. в иных случаях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.
Мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается Министерством финансов Республики Беларусь.
Лицо, квалификационный аттестат аудитора которого аннулирован, вправе обжаловать решение Министерства финансов Республики Беларусь об аннулировании квалификационного аттестата аудитора в суд в течение трех месяцев со дня получения решения о его аннулировании.
Лицо, квалификационный аттестат аудитора которого аннулирован по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4, имеет право на сдачу квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора не ранее чем через три года со дня принятия решения о его аннулировании, а по основанию, предусмотренному пунктом 1 – не ранее чем через один год со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.
Аудитор обязан не реже одного раза в два года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, повышать свою квалификацию в организациях, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку кадров и имеющих государственную аккредитацию, по их программам повышения квалификации аудиторов, согласованным с Министерством финансов Республики Беларусь.
Основными требованиями к программам повышения квалификации являются:
- соответствие нормативным правовым актам Министерства образования Республики Беларусь, устанавливающим требования к оформлению программ повышения квалификации и переподготовки кадров;
- соответствие содержания программ квалификационным характеристикам к должности аудитора;
- ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения;
- соответствие учебной нагрузки слушателей не менее чем 40 академическим часам в год.
Программы состоят из: учебного плана (с указанием общего количества часов по каждой учебной дисциплине с разбивкой на лекционные, семинарские, практические и лабораторные занятия); программ по учебным дисциплинам.
Программы по учебным дисциплинам должны иметь следующую структуру:
1.введение (устанавливаются цели и задачи изучаемой дисциплины, методы и средства реализации содержания программы, указываются авторы-разработчики);
2.содержание (определяются актуальные вопросы каждой учебной дисциплины исходя из новаций, которые необходимо раскрыть в процессе обучения с сохранением логической последовательности учебного материала);
3.список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной с указанием объема для самостоятельного изучения).
Корректировка программ, внесение в них соответствующих изменений и дополнений проводится ежегодно.