Цена основных источников капитала, средневзвешенная и предельная цена капитала.
Финансовые ресурсы и капитал, классификация капитала.
Капитал – это стоимость приносящая предприятию прибавочную стоимость или прибыль.
Финансовые ресурсы используются и расходуются.
Расходы – уплата налогов, дивидендов – средства расходуются и дохода не приносят.
Использование – затраты, направление финансовых ресурсов на проекты дающие прибыль - это капитал, т.е. то, что приносит прибыль.
Капитал – часть финансовых ресурсов.
Классификация капитала:
I. По источникам формирования.
В настоящее время все источники финансирования делятся на следующие группы:
1. собственные средства предприятия,
2. заемные средства,
3. привлеченные средства,
4. бюджетные ассигнования.
Собственные средства предприятия включают:
- уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников или учредителей);
- выручка от продаж;
- накапливаемая чистая прибыль;
- резервы;
- прочие взносы юридических и физических лиц.
К заемным средствам относятся:
- кредиты банков;
- заемные средства, получаемые на фондовом рынке, от других организаций;
К привлеченным средствам относятся средства, которые временно находятся в обороте организации:
- кредиторская задолженность поставщикам, бюджету, по оплате труда и т.п.
Бюджетные ассигнования выделяются организациям на финансирование целевых расходов производственного и социального назначения.
II. По направлению вложений капитал можно подразделить на:
- авансированный, который направлен на обеспечение текущей деятельности организации и носит относительно краткосрочный характер, определяемый длительность кругооборота средств;
- инвестированный (долгосрочные вложения средств, связанных с получением прибыли в долгосрочной перспективе).
III. По оборачиваемости:
- внеоборотный
- оборотный.
Цена основных источников капитала, средневзвешенная и предельная цена капитала.
Как было рассмотрено в первой лекции привлечение капитала из различных источников связано с определенными затратами, которые несет предприятие. Совокупность этих затрат представляет собой цену (стоимость) капитала фирмы.
Цена капитала – выраженная в процентах стоимость, которую предприятия должны заплатить за привлекаемый капитал.
Концепция цены капитала является одной из базовых концепций финансового менеджмента. Цена капитала характеризует уровень рентабельности инвестированного капитала, необходимого для обеспечения высокой рыночной стоимости предприятия. Этот показатель используется для постоянного контроля за уровнем эффективности текущей деятельности предприятия, в процессе оценки эффективности инвестиционных проектов и инвестиционного портфеля предприятия в целом.
Принятие многих решений в финансовом менеджменте (формирование политики финансирования оборотных активов, решение об использовании лизинга, планирование прибыли и др.) базируется на анализе цены капитала фирмы.
Цена капитала предприятия складывается под влиянием многих факторов, основными из которых являются следующие:
- общее состояние финансовой среды, в том числе финансовых рынков;
- конъюнктура товарного рынка;
- средняя ставка ссудного процента;
- доступность различных источников финансирования для конкретных предприятий;
- рентабельность текущей деятельности предприятия;
- уровень концентрации собственного капитала;
- степень риска осуществляемых операций.
Определение стоимости капитала предприятия проводится в несколько этапов.
На первом этапе осуществляется идентификация основных компонентов, являющихся источниками формирования капитала. На втором – определяется цена каждого из источников в отдельности. На третьем – определяется средневзвешенная цена капитала предприятия.
Основными источниками, формирующими капитал предприятия, являются следующие:
- собственные источники – уставный капитал, нераспределенная прибыль;
- заемные средства – облигационные займы, ссуды банков;
- привлеченные средства – кредиторская задолженность.
Теперь рассмотрим порядок исчисления цены основных источников капитала.