Количество рабочих дней в январе 20….г. €

Методические указания по выполнению расчетной работы

В методических указаниях к расчетной работе по дисциплине “Бухгалтерский учет” рассмотрены следующие вопросы, связанные с учетом хозяйственных операций, проводимых на предприятии “Простор”, и составлением квартальной отчетности. Она имеет цель закрепить теоретические знания слушателей и освоить навыки бухгалтерских расчетов.

Работа включает следующие разделы:

1. Учет денежных средств.

2. Учет основных средств.

3. Учет нематериальных активов.

4. Учет материалов.

5. Учет труда и заработной платы.

6. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

7. Учет затрат на производство.

8. Учет готовой продукции.

9. Учет реализации.

10.Расчет основных налогов.

11.Учет прибыли.

12.Составление отчетности.

Перечень операций дан по разделам, а не в хронологическом порядке.

Цифры в задании условные.

В расчетной работе необходимо составить счетные формулы по приведенным ниже операциям и произвести следующие расчеты за 1 квартал 20.…г.:

- начислить амортизацию основных средств;

- начислить амортизацию нематериальных активов;

- определить суммы начисленной заработной платы, страховых взносов, налогов в бюджет, результаты от продажи основных средств и готовой продукции, прочие расчеты, предусмотренные в условии.

Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия “Простор”:

- предприятие зарегистрировано 25 октября 20.… г.;

- организационно-правовая форма - общество с ограниченной ответственностью;

- среднесписочная численность - 5 человек.

- Предприятие относится к сфере материального производства и производит два изделия: «1», «2».

На конец квартала:

- по изделию «1» остатки незавершенного производства и готовой продукции на складе отсутствуют;

- по изделию «2» – вся продукция находится на стадии незавершенного производства.

Порядок выполнения расчетной работы:

1. Утвердить приказ об учетной политике (см. приложение 1).

2. На основании исходных данных (таблицы № 1, 2, 3) открыть счета, записать в них начальные остатки.

3. Отразить по счетам операции на основании таблиц №№ 4 - 10.

4. Подсчитать обороты по счетам, конечные остатки.

5. Составить простую оборотную ведомость.

6. Заполнить баланс и отчет о финансовых результатах

При проведении расчетов осуществлять округление до целых чисел по стандартным правилам округления.

Исходные данные

Таблица №1 - Варианты для выполнения расчетной работы

№ по списку Варианты
табл. 3 табл. 4 табл. 5 табл. 6 табл. 7 табл. 8 табл. 9

Таблица № 2 - Сальдо по синтетическим и аналитическим счетам на 1.01.20.… г.

№ счета Наименование счета Сумма (д.е.)
Основные средства 57 200
Амортизация основных средств 2 806
Нематериальные активы 2 400
Амортизация нематериальных активов
Вложения во внеоборотные активы 9 416
Отложенные налоговые активы -
Материалы 6 703
10.1 Сырье, материалы 4 503
10.10 Специальная оснастка и спецодежда на складе 2 200
10.11 Специальная оснастка и спецодежда в эксплуатации -
НДС по приобретенным ценностям 2 420
19.1 НДС по капитальным вложениям 2 420
19.2 НДС по материалам -
19.3 НДС по услугам (арендные платежи, коммунальные платежи, проживание в гостинице, проезд к месту командировки) -
Основное производство 1 200
20.1 Основное производство, изд. “1” 1 000
20.2 Основное производство, изд. “2”
Общехозяйственные расходы -
Готовая продукция 6 310
43.1 Готовая продукция, изд. “1” 3 000
43.2 Готовая продукция, изд. “2” 3 310
Касса 11 750
Расчетные счета 178 000
Расчеты с поставщиками и подрядчиками (за материалы)* 3 520
Расчеты с покупателями и заказчиками -
Краткосрочные кредиты банков** 50 850
66.1 Краткосрочные кредиты банков 50 000
66.2 Проценты по краткосрочным кредитам
Расчеты по налогам и сборам 22 220
68.1 Расчеты по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) 2 470
68.2 Расчеты по налогу на добавленную стоимость (НДС) 11 500
68.3 Расчеты по налогу на прибыль 8 250
68.4 Расчеты по налогу на имущество -
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 4 978
69.1.1 Расчеты по социальному страхованию
69.1.2 Расчеты по социальному страхованию на случай травматизма***
69.2.1 Расчеты по пенсионному обеспечению (Страховой фонд) 2 660
69.2.2 Расчеты по пенсионному обеспечению (Накопительный фонд) 1 140
69.3 Расчеты по обязательному медицинскому страхованию
Расчеты с персоналом по оплате труда 16 500
Расчеты с подотчетными лицами -
Расчеты с персоналом по прочим операциям -
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 2 954
76.1 Расчеты по алиментам
76.2 Расчеты по коммунальным платежам 2 518
76.3 Расчеты по арендной плате -
76.4 Расчеты по услугам банка -
Отложенные налоговые обязательства -
Уставный капитал 160 000
Добавочный капитал -
Нераспределенная прибыль
Доходы и расходы -
90.1 Выручка -
90.2 Себестоимость продаж -
90.3 Налог на добавленную стоимость -
90.9 Прибыль/убыток от продаж -
Прочие доходы и расходы -
91.1 Прочие доходы -
91.2 Прочие расходы -
91.9 Сальдо прочих доходов и расходов -
Недостачи и потери от порчи ценностей -
Резервы предстоящих расходов -
Доходы будущих периодов (Безвозмездные поступления) -
Прибыли и убытки -

* Сальдо счетов 60 – 70, 76 означает задолженность предприятия, сальдо счета 73 – задолженность персонала по прочим операциям.

** Кредит оформлен на 3 месяца 1 ноября 20.... г.

*** Начисления в фонд социального страхования на случай травматизма осуществляются по ставке 0,2%

Таблица № 3 - Изменения сальдо счетов из таблицы №2.

Счета Начальное сальдо
20.1 1 000
20.2
43.1 3 000 3 100 2 900 3 200
43.2 3 310 3 210 3 410 3 110

Таблица № 4 - Исходные данные по расчету амортизации основных фондов*.

№ п/п Вид основных средств Амортизационные группы Срок полезного использования по группе (лет) Норма амортизации (%), мес. Первоначальная стоимость основных средств Спос (руб.)
Сейф 5-7 1,2 12 400 12 300 12 000 12 500
Ксерокс 3-5 2,8 13 500 13 600 13 800 13 700
Факс 3-5 2,8 13 300 13 400 13 600 13 500
Компьютер 3-5 2,8 18 000 17 900 17 800 17 500
  Итого       57 200 57 200 57 200 57 200

* введены в эксплуатацию в октябре 20.… г.

Таблица №5 - Данные для хозяйственных операций №3, 4, 7, 9, 15, 18, 21, 46

№ хоз. опер. Содержание Сумма
Цена приобретения принтера, в т.ч. НДС 12 980 11 800 13 570 15 340
Месяц ввода принтера в эксплуатацию (срок полезного использования – 3-5 лет, норма амортизации – 2,8%)     январь     февраль     январь     февраль
Стоимость безвозмездно полученного сканера 15 000 16 000 14 000 12 000
Месяц ввода сканера в эксплуатацию (срок полезного использования – 3-5 лет, норма амортизации – 2,8%) январь февраль февраль январь
Месяц реализации сейфа март январь февраль март
Цена реализации сейфа, в т.ч. НДС 13 570 15 930
Сумма арендной платы в месяц, в т.ч. НДС 2 360 2 832 3 304
Стоимость приобретения материалов, в т.ч. НДС 2 478 2 832 2 596
Фактическая стоимость материалов, отпущенных в производство: - изделия «1»     1 600     1 800     1 500     1 600
- изделия «2» 1 800 1 200 1 300 1 500
- на хозяйственные нужды
Начислено за потребленную электроэнергию в месяц, без НДС
Договорная цена реализации продукции, в т.ч. НДС 94 000 92 040 96 760 99 120

Таблица № 6 - Командировочные расходы, руб.

Исходные данные
Выдано на командировочные расходы 4 500 4 500 5 500 5 500
Продолжительность командировки, суток
Суточные в день
Проживание в гостинице (фактически за сутки), в т.ч. НДС
Проезд (в обе стороны), в т.ч. НДС 1 600 1 900 1 300 1 480

Таблица № 7 - Исходные данные для учета труда и заработной платы.

Состав работающих Год рождения Оклад
Штатные: директор     4 900   4 100   4 950   4 200
главный бухгалтер 4 700 4 800 4 850 4 100
лаборант 2 400 2 350 2 420 2 500
Рабочий 1 3 650 3 600 3 530 3 700
Рабочий 2 (договор подряда) 3 400 3 570 3 620 3 650

Таблица № 8 - Исходные данные для расчета выплат по больничным листам и отпускных.

Состав работающих Больничные листы, январь*(кал.дни / рабочие дни) Отпуск , январь*(кал.дни / раб.дни)
Штатные: директор   5/5         10/8   15/11   12/9   10/8
главный бухгалтер   5/5            
лаборант     4/4          
рабочий       6/5        

количество рабочих дней в январе 20….г. – 18.

Таблица № 9 - Страховой стаж работы, количество детей в возрасте до 18 лет,
данные о выплате алиментов.

Состав работающих Страховой стаж работы (лет) Количество детей, алименты
Штатные: директор                     1,А
главный бухгалтер   1, А  
лаборант 1, А  
рабочий 2, А    

Таблица № 10 - Хозяйственные операции за I квартал 20… г.

№№ Документ и содержание операций Сумма, д.е. Корр. счета
Дебет Кредит
Справка бухгалтерии. Начислена амортизация основных средств за январь 20… г. (расчет произвести в табл. 11).      
Счет, накладная. Начислено фирме «Полярис» за приобретенный принтер (см. табл. 5).      
А.      
Б.      
Акт приемки-передачи основных средств. Введен в эксплуатацию принтер (см. табл. 5).      
Счет, платежное поручение, выписка банка. Оплачен счет фирме «Полярис» за принтер.      
Счет-фактура. Списан НДС в погашение задолженности бюджету за приобретенный принтер.      
Договор на безвозмездное поступление основных средств. Получен безвозмездно сканер от некоммерческой организации «Полет» (см. табл. 5).      
Акт приемки-передачи основных средств. Введен в эксплуатацию безвозмездно полученный сканер (см. табл. 5).      
Справка бухгалтерии. Начислена амортизация основных средств за февраль, март 20… г. (расчет произвести в табл. 11 с учетом данных о выбытии ОС из табл. 5).      
А.      
Б.      
Акт приемки-передачи основных средств. Продан сейф (см. табл. 5).      
А.      
Б.      
В.      
Г.      
Д.      
Е.      
Ж.      
Выписка из банка. Поступили деньги за проданный сейф      
Включена в состав прочих доходов часть стоимости безвозмездно полученного сканера.      
А.      
Б.      
Справка бухгалтерии. Начислить амортизацию по патенту (за январь, февраль, март) , используемому для изделия "1" и поставленному на учет в ноябре 20.. г. (амортизацию начислять в течении 2-х лет линейным способом).      
№№   Документ и содержание операций Сумма, д.е. Корр. счета
   
  А.      
Б.      
В.      
Выписка банка, платежное поручение (январь). Перечислено за IV квартал 20… г. (см. начальное сальдо на 01.01 в табл. 2):      
А. налог на прибыль      
Б. НДС      
В. налог на доходы физических лиц      
Г. фонду социального страхования      
Д. фонду социального страхования на случай травматизма      
Е. пенсионному фонду (страховая часть пенсии)      
Ж. пенсионному фонду (накопительная часть пенсии)      
З. фонду медицинского страхования      
И. алименты      
К. за потребленные электроэнергию, газ, воду      
Платежное поручение, выписка банка. Перечислен авансовый платеж за аренду помещений в 1 квартале (см. табл. 5)      
Выписка банка, приходный кассовый ордер. Получены деньги в кассу для выплаты заработной платы за декабрь 20…г. (см. начальное сальдо на 01.01 в табл. 2).      
Расходный кассовый ордер. Выдана зарплата из кассы за декабрь 20… г.      
Счет, накладная. Оприходованы и подлежат оплате материалы (январь 20… г., см. табл. 5).      
А.      
Б.      
Счет-фактура. Списан НДС в погашение задолженности бюджету по оприходованным материалам.      
Счет, платежное поручение, выписка банка. Перечислено поставщику в уплату за поступившие материалы в декабре (см. начальное сальдо сч. 60 на 01.01 в табл. 2) и январе (см. операцию 17).      
Требование. Отпущены материалы в производство (по фактической себестоимости, см. табл. 5).      
А. на производство изделия «1»      
Б. на производство изделия «2»      
В. на хозяйственные нужды      
Справка бухгалтерии. Передана со склада в эксплуатацию (лаборанту) спецодежда стоимостью 1000 руб. (срок службы менее 12 мес.).      
А.      
Б.      

№№ Документ и содержание операций Сумма, руб. Корр. счета
Дебет Кредит
Справка бухгалтерии. Начислена арендная плата за арендуемые предприятием помещения за январь, февраль, март.      
А.      
Б.      
В.      
Г.      
Д.      
Е.      
Счет фактура. Списан НДС в погашение задолженности бюджету по аренде:      
А. за январь      
Б. за февраль      
В. за март      
Счет. Начислено за потребленную электроэнергию, воду, газ (коммунальные платежи) за январь, февраль, март (см. табл. 5).      
А.      
Б.      
В.      
Г.      
Д.      
Е.      
Выписка банка, платежное поручение. Перечислено за коммунальные платежи:      
А. за январь      
Б. за февраль      
В. за март      
Счет фактура. Списан НДС в погашение задолженности бюджету по коммунальным платежам:      
А. за январь      
Б. за февраль      
В. за март      
Справка бухгалтерии. Начислены % за кредит под 10,2% годовых (расчет произвести исходя из учетной ставки ЦБ 8,25% годовых). Кредит взят на 3 месяца для приобретения материалов для производства изделия "1", поступивших в ноябре 20… г.      
Выписка банка, платежное поручение. Погашена задолженность банку за кредит с учетом %.      
     
Приходный кассовый ордер. Получены деньги в кассу на командировочные расходы (см. табл. 6).      
Расходный кассовый ордер. Выданы в подотчет денежные средства на командировочные расходы.      
Представлен авансовый отчет за командировку в связи с общехозяйственными целями.      
А.      
Б.      
В.      
Г.      
Расходный/приходный кассовый ордер. Произведен расчет с работником по представленному авансовому отчету.      
Списан НДС за гостиницу и проезд в счет уменьшения задолженности в бюджет по оплаченным командировочным расходам.      
№№ Документ и содержание операций Сумма, руб. Корр. счета
Дебет Кредит
Наряды и расчетно-платежная ведомость. Начислена зарплата за 1 квартал (данные см. табл. 7,8,9, расчет произвести в табл.13):      
А. рабочему по изготовлению изделия «1»      
Б. рабочему по изготовлению изделия «2»      
В. директору, бухгалтеру, лаборанту      
Г. начислено за первые 3 дня больничного листа      
Д. начислено за последующие дни больничного листа      
Е. начислено директору за дни отпуска      
Обнаружена недостача в кассе в размере 200 р. в феврале А.      
Б.
Расчетно-платежная ведомость. Удержано из заработной платы:      
А. налог на доходы физических лиц      
Б. по исполнительным листам      
В. за недостачу в кассе (у главного бухгалтера)      
Расчет. Начислены платежи (расчет произвести в табл. 14):      
А. фонду социального страхования:      
-      
-      
Б. фонду социального страхования на случай травматизма:      
-      
-      
В. пенсионному фонду (страховая часть пенсии):      
-      
-      
-      
Г. пенсионному фонду (накопительная часть пенсии) -      
-      
-      
Д. фонду медицинского страхования:      
-      
-      
-      
Начислен резерв на оплату отпусков (расчет произвести в табл. 14)      
А.      
Б.      
В.      
Платежные поручения, выписка банка. Перечислены платежи:      
А. фонду социального страхования      
Б. фонду социального страхования на случай травматизма      
В. пенсионному фонду (страховая часть пенсии)      
Г. пенсионному фонду (накопительная часть пенсии)      
Д. фонду медицинского страхования      
Е. налог на доходы физических лиц      
Ж. алименты      
Приходный кассовый ордер. Получены деньги в кассу для выплаты зарплаты за январь / февраль / 20… г.      
№№ Документ и содержание операций Сумма, руб. Корр. счета
Дебет Кредит
Расходный кассовый ордер. Выдана зарплата из кассы за январь / февраль 20… г.      
Мемориальный ордер, выписка банка. Списано банком за оказанные услуги в размере 100р. А.      
Б.
Расчет бухгалтерии. Включены в себестоимость / списаны на уменьшение выручки общехозяйственные расходы.      
А.      
Б.      
Приемо-сдаточная накладная. Принята на склад готовая продукция, изделие 1 по фактической себестоимости (списать с учетом начального остатка сч. 20.1).      
Счет, накладная, счет-фактура. Отгружена продукция (март 20… г.), изделие 1, отражена договорная цена (табл. 5). А.      
Б.
Справка бухгалтерии. Списана фактическая себестоимость реализованной продукции изделия 1 (списать с учетом начального остатка сч. 43.1).      
Выписка банка. Зачислены денежные средства на р/с за реализованную продукцию.      
Расчет бухгалтерии. Начислен налог на имущество.        
Расчет бухгалтерии. Определить результат от продажи продукции. Списать прибыль/убыток от продаж на финансовые результаты.      
       
Расчет бухгалтерии. Определить и списать сальдо прочих доходов и расходов на финансовые результаты.      
       
Справка бухгалтерии. Начислен налог на прибыль (условный расход).      
Учтено постоянное налоговое обязательство (расчет произвести в табл. 19).      
Учтено отложенное налоговое обязательство (расчет произвести в табл. 20).      
Учтен отложенный налоговый актив (расчет произвести в табл. 21).      
Учтено уменьшение отложенного налогового актива (расчет произвести в табл. 21).      

Таблица № 11 - Расчет амортизации за 1 квартал 20… г.

Вид основных средств Первоначальная стоимость ОС на 01.01.20… г, руб. Первоначальная стоимость ОС, поступивших в 20… г, руб., Месяц поступле- ния (выбытия) ОС Норма амортизации ОС, % в мес. Амортизация ОС на 01.01.20… г. , руб. Аморти- зация ОС за январь 200… г., руб. Аморти- зация ОС за февраль 200… г., руб. Аморти- зация ОС за март 200… г., руб.
1.   -            
2.   - -          
3.   - -          
4.   - -          
5. -       - -    
6. -       - -    
ИТОГО     -          

Таблица № 12 - Расчет среднегодовой стоимости основных средств.

Стоимость основных средств На 01.01.20… г. На 01.02.20… г. На 01.03.20… г. На 01.04.20… г. Итого
Первоначальная стоимость ОС         -
Амортизация ОС         -
Остаточная стоимость ОС          

Таблица № 13 - Расчетно-платежная ведомость (см. данные табл. № 7 – 9).

№ п/п Должность (Ф.И.О.) За период Начислено, руб. (К70) Удержано и зачтено, руб. (Д70) Сумма к выдаче за янв. и февр.
ЗП за отработанные дни Д26,20 ЗП за отпуск Д96, Пособие по временной нетрудоспособности Сумма ЗП начисленной Налог. вычет нарост. итогом База для расчета НДФЛ нарост. итогом Сумма НДФЛ начисленного По испол-нит. листу К76.1 Недос-тача в кассе К73 Всего удер-жано
Первые 3 дня болезни Д20.1,26 Последующие дни болезни Д69.1.1 за мес. нарост. итогом нарост. итогом за мес.
1. Директор январь                            
февраль                            
март                           -
Всего:           - - - -          
2. Главный бухгалтер январь                            
февраль                            
март                           -
Всего:           - - - -          
3. Лаборант январь                            
февраль                            
март                           -
Всего:           - - - -          
Всего стр. 1-3:           - - - -          
4. Рабочий 1, штатный, изд. 1 январь                            
февраль                            
март                           -
Всего:           - - - -          
5. Рабочий 2, по договору подряда, изд. 2 январь                            
февраль                            
март                           -
Всего:           - - - -          
ИТОГО за I квартал:           - - - -          

Таблица № 14 - Расчет страховых взносов, отчислений на случай травматизма и резервов на оплату отпусков.

Должность (Ф.И.О) Налоговая база ФСС сч. 69.1.1 ФСС (травм.)сч. 69.1.2 Пенсионное обеспечение ФМС сч. 69.3 Итого стр.взносов и отчисл. на случай травм. сч. 69. База для расчета резерва на оплату отпусков сч. 96 (столбец 3 + столбец 10) Резерв на оплату отпусков сч. 96 (10% от сумм в столбце 11)
ФОТ без расчета выплат по б/л ФОТ с учетом выплат по б/л В ПФ ИТОГО
Страх. часть сч.69.2.1 Накопит. часть сч. 69.2.2
Директор                      
Главбух
Лаборант
Рабочий (штатный)                      
Рабочий (дог. подряда)     - -              
ИТОГО:                      

Таблица № 15 – Главная книга. Счет №____.

№ операции В дебет счета с кредита счетов (С дебета счета в кредит счета) ИТОГО оборот по С кредита счета в дебет счетов (В кредит счета с дебета счетов) ИТОГО оборот по Сальдо  
На На  
                                    начало периода конец периода  
дебету кредиту  
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
ИТОГО                                              

Примечания. В Главной книге открывать только синтетические счета. Количество таблиц должно соответствовать количеству синтетических счетов в таблице 2, кроме счетов 20 (табл. 16) и 26 (табл. 17).

Таблица № 16 – Ведомость учета затрат на производство за 1 квартал по счету 20.

Наши рекомендации