Основные цели и задачи бюджетной политики на 2012 - 2014 годы
Как указано в Бюджетном послании, важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.
В Бюджетном послании поставлены приоритетные задачи бюджетной политики:
1) интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, в том числе и прежде всего - путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и соответственно программных бюджетов;
2) создание в рамках переходного периода предпосылок для введения начиная с 2015 года правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;
3) улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;
4) повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;
5) эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований.
К настоящему времени Правительством Российской Федерации определен перечень государственных программ Российской Федерации и представлено аналитическое распределение расходов федерального бюджета по ним:
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦2011 год¦2012 год¦2013 год¦2014 год¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Всего по государственным программам ¦10200,6 ¦11762,4 ¦12667,9 ¦13160,0 ¦
¦(41 программа) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦в % к общему объему расходов ¦92,5 ¦96,4 ¦94,3 ¦92,1 ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦I. Новое качество жизни (13 программ)¦4588,1 ¦5623,8 ¦5847,4 ¦5841,2 ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦II. Инновационное развитие и ¦1781,6 ¦1837,8 ¦1832,6 ¦1844,9 ¦
¦модернизация экономики (17 программ) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦III. Обеспечение национальной ¦1876,0 ¦1977,3 ¦2438,5 ¦2758,4 ¦
¦безопасности (2 программы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦IV. Сбалансированное региональное ¦818,1 ¦744,7 ¦621,4 ¦554,9 ¦
¦развитие (4 программы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦V. Эффективное государство ¦1136,8 ¦1578,8 ¦1927,9 ¦2160,5 ¦
¦(5 программ) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
Составляется прогноз социально-экономического развития министерством экономики и представляется в виде контрольных цифр министерству финансов. Разрыв между отчетом и планом фактически составляет год, таким образом, бюджет на 2012 год базируется на данных 2010 года, т.к. все организации подают свои данные о прошедшем годе Росстату только к апрелю текущего года, и обработанные Росстатом данные появляются только в июле.
Показатели | |
объем ВВП | рост ВВВП 2010/2009 = 4% прогноз роста 2011г. = 4,2% (рост объясняется во многом ростом цены на нефть) Прогноз среднегодового роста цены на нефть – 105$ за баррель |
Индекс физического объема ВВП (Прирост ВВП к предыдущему году) | (Прирост ВВП к предыдущему году) С 2001 до 2008 года: от 5 до 8% в год В 2000 г. – рост 10% В 2009 г. объем ВВВП сократился по сравнению с 2008г. на 7,8% В 2011 начинает доставать до объема ВВП 2008 года. Экономика России постепенно достигает параметров 2008 года. |
Инвестиции в основной капитал | Расширение парка станков, на которых происходит рост. в 2010 году рост на 6%. Увеличилась доступность кредитов, снижение % ставки в 1,5 раза. Если кредиты стоили в среднем 15% годовых, то в 2010 г. = 10,8% Предполагается, что эта мера и дальнейшее снижение ставки приведет к росту инвестиций. Цель – рост инвестиций на 8,7 % в 2012 - 2013 годы. Позитивный факт прироста промышленного производства на 8,2% вырос. Внутри промышленности росли: А) производство транспортных средств Б) производство оборудования В) производство электронного оборудования Г) металлургия Д) химическое производство Т.е. рост обрабатывающего сектора |
Производство с/х продукции | Обеспечивает продовольственную безопасность страны В 2010 году произошло сокращение на 11,9% По оценкам в 2011 г. РФ выйдет на докризисный уровень. В 2012, 2013, 1014 годах с/х начнет расти на 2,3 % в год |
Розничная торговля | В 2010 году рост на 6,3 % В 2011 – рост на 3,8 % Прогноз роста с 2012 года на 5 % |
Платные слуги | Рост на 1,5 % в 2010 В 2011 рост на 4% В 2012 и далее рост на 5% |
Рынок труда | Ситуация характеризуется показателем БЕЗРАБОТИЦА 2010 год = 7,5 % (официальная безработица) 2000 = 10,5 % 2008 = 6,3% 2009 = 8,4% Прогноз снижения = 0,9% в год К 2013 году мы по безработице сравняется с 2008. |
Заработная плата | Реальная ЗП выросла в 2010 году. Среднемесячная номинальная начисленная = 21193 руб. Считается по отчетам из налоговой инспекции, поэтому существует неучтенная ЗП. |
Располагаемые доходы населения | Достигли 2008года в 2010 году, но показатель объема сбережений = 30%, 70% население тратит на потребление. В 2010 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума = 13,1 %, т.е. 18 млн. члеовек живет за чертой бедности. Прожиточный минимум = 5688 руб. Прогноз сокращения бедного населения в 2014 году до 12,4 % Но прожиточный минимум увеличится до 8378 руб. (2014 год) |
Инфляция | 2010 год = 8,8% Хуже первоначальных прогнозов. ПРИЧИНЫ 1) резкий рост цен на продукты питания прогноз – будем снижать к 2012 году до 6%, к 2014году до 5% 2) рост цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий на электроэнергию рост на 17% на газ рост = 27,4 % |
Экспорт | Рост на 31,8% Основной вклад – рост мировых цен на сырье |
Импорт | Рост на 9,6% А) за счет укрепления курса рубля Б) за счет роста реальных располагаемых доходов населения |
- Понятия налоговой и фискальной систем, их взаимосвязь. Фискальная система РФ.
Фискальная система(политика) – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию государственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. По существу фискальная политика сводится к формированию и расходованию государственных средств через налоговую и бюджетную системы. Поэтому фискальную политику можно интерпретировать как налогово-бюджетную политику. Фискальная система – это система регулирования экономики с помощью государственных расходов и налогов.
Различают два вида фискальной политики:
1) автоматическая фискальная политика предполагает наличие встроенных стабилизаторов в экономическом механизме, к ним могут быть отнесены:
а) автоматические изменения налоговых поступлений;
б) изменения систем пособий по безработице и социальных выплат;
2) дискреционная фискальная политика – это целенаправленные изменения в области государственных расходов и в налоговой системе; основными инструментами такой политики могут выступать:
а) изменение государственных расходов (снижение расходов приводит к падению совокупного спроса);
б) изменение налоговых ставок (снижение налоговых ставок увеличивает совокупный.
Основными элементами фискальной политики таким образом выступают:
1) государственные расходы – это расходы правительства, оплачиваемые из государственного бюджета, на содержание госаппарата и закупку товаров и услуг, которые бывают двух видов: закупки для собственного потребления государства и закупки для регулирования рынка;
2) налоги – это обязательные, безвозмездные платежи физических и юридических лиц в адрес бюджетов различных уровней; налоговая политика не постоянна, а изменяется в зависимости от исторических условий, целей социального и экономического развития общества.
При проведении налоговой реформы необходимо иметь в виду, что снижение налогового бремени реально возможно только при росте производства и увеличении налогооблагаемых доходов спрос).
Налоговая система – совокупность налогов, которые взимаются на территории данного государства, и соотношение между ними. В Налоговом кодексе РФ перечислены налоги, взимаемы на территории РФ. Налог – обязательный, индивидуальный, безвозмездный денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Таким образом, понятие фискальной и налоговой системы тесно переплетены другом с другом, хотя первое более широко, по нашему мнению, оно включает в себя как налоговую систему, так и решение ряда других вопросов государственного значения(Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.). Однако заметим, что в одной из функций налогов является фискальная функция, которая заключается в наполнении государственной казны денежными средствами для финансирования общественных потребностей
Фискальная система (система, наполняющая бюджет) служит для исполнения доходной части бюджета.
Схема Фискальной Системы РФ
Налоговая система |
Бюджетная система |
Система доходов от собственности |
Фед. Налоги - 9 |
Рег. Налоги - 3 |
Мест. Налоги - 2 |
Фед. бюджет |
Рег.бюджеты |
Местн. бюджеты |
Фед. собств-ть |
Рег. собств-ть |
Мун. собств-ть |
Федеральные налоги попадают во все три уровня бюджетной системы, таким образом, часть из них - регулирующие, т.е. расщепляются. Регион вправе расщепить налог (иногда полностью – тогда это закрепленные налоги) – регулирующий налог.