КАКО ГВАРНИЗОНУ В ГОРОДЕ (или крепости) ПРИ ВХОДЕ КАКОВА МОНАРХА ПОСТУПАТЬ.
КОГДА ПОЖАР УЧИНИТСЯ, ТОГДА КАК (в лагере и гварнизоне) ПОСТУПАТЬ.
Часто случается в военные времяна, что неприятель чрез изменников или чрез тайно отправленных от себя, как в лагерь, дабы войско в конфузию привесть, и на оное напасть, так и в крепости, дабы оную в неначай атаковать и взять, в некоторых местах зажечь велит. И в таковое время обыкновенно, хотя оный пожар нарочно от зажигальщиков или в городе небрежением учинится, как днем так и нощию ворота запираются, и гварнизон барабанным боем збирается, и в ружье ставится, и довольный караул во оном месте, где пожар учинился, определяется, дабы никто кроме оных, которые для погашения пожару определены, туды не ходили. Ибо в таковых случаях многие непотребности происходят, и великие кражи бывают. Для погашения же огня надлежит употреблять тех, кои ружья не имеют; а ежели оных людей такожде [66] и жителей к погашению большого пожару не будет довольно, тогда Комендант половине гварнизону велит в парадном месте в ружье встать, а другую половину взяв с собою (или по случаю третию часть) без ружья, и ставит оных в две шеренги от колодезя или реки до пожарного места, и тако с одной стороны, наполненые ведры водою, из рук в руки могут даны, а с другой стороны порожние равным же образом отданы быть. И сим способом можно в краткое время многое число воды без всякой трудности непрестанно на огонь лить, и оный пожар легко погасить, и великий вред отвратить. (Сей манир и на военных кораблях между матрозами употребляется, когда они корабль чистят и моют). Такожде надлежит каждому жителю одно или два коженые ведра в доме своем для сего случая иметь, и надлежит в магазейнах и ратушах всякие ведра и трубы, и такожде и в некоторых улицах крюки и лесницы, ведра в готовности иметь, и дабы каждый в нужном случае помогать мог. Такожде надлежит всегда пожарные трубы в добром порядке иметь, и особых людей к оным учредить, дабы они тот час с ними туды, где пожар учинится, могли поспевать.
В котором доме пожар учинится, в том должен господин оного дому ответ дать, и по изобретению того дела, великий штраф заплатить. Когда в лагере при артилерии и аммуниции, которые неприятель особливо раззорить ищет, пожар прилучится, тогда при всем войске того часу тревога бывает, и становится оное немедленно в ружье, дабы всем неприятельским нападениям и конфузиям упредить. А караульным тогда накрепко приказать, дабы они никого иных кроме служителей артилерных к пушкам и аммуниции не допускали. Для чего обыкновенно кругом пушек и возов с аммунициею, веревка растянута бывает, дабы никто иные к оным приближитися не могли.
КАКО ГВАРНИЗОНУ В ГОРОДЕ (или крепости) ПРИ ВХОДЕ КАКОВА МОНАРХА ПОСТУПАТЬ.
Когда получат ведомость о прибытии Государевой персоны в город, и надлежит отдать честь стрельбою пушечною, тогда чтоб стрельба была порядочна, и чтоб ни скоро ни редко стрелено было, например не чаще как [67] седьм, а не реже как девять счесть можно. Стрельбу, как для таких встреч, так и для других салютов и триумфов надлежит отправлять без ядер. Когда сие кончится, тогда Губернатор или Комендант Плац-Майору прикажет, како ему с гарнизоном поступать; и может сие таковым образом учиниться: ежели зело знатный Государь есть, то велеть присрочить всем полкам, чего ради собрать надлежит всех Адъютантов полковых, и приказать оным, чтоб они во учрежденное время полки свои на парадном месте поставили, которые того часу своим Штабс Офицерам объявить должны. И когда все на парадное место соберутся, тогда Плац-Майор полки все учреждает по их рангам, от ворот до его квартиры (где Государю будет приготовлено) по обе стороны. И чтоб старшие полки у ворот и у его квартиры были, а молодшие в средине, и один из старших у его квартиры на карауле, и тако ожидают оного Государя. И когда помянутый Государь своею особою оные полки проедет, а следующие за оным еще не минуют, то однакож и после оного мушкет на караул держать, поворотяся немного за ним в след, пока поворотит в иную улицу. При въезде играют на габоях, и бьют в барабаны марш. Штаб и Обер-Офицеры поздравляют оружием, а Прапорщики уклоняют распущенными знаменами до земли, и снимают потом шляпы. Ежели же некоронованная но Князя владеющего особа или полномочный Посол, то зняменами не уклоняют но только Офицеры ружьем. Буде же Генерал знатный, то только Офицеры обыкновенный поклон отдают, держа ружье в руках. И сколь скоро оный в квартиру свою станет, то того часу Штаб-Офицеры собравшись к нему пойдут, и отдав комплимент отводят полки.
Когда приезжий Государь гварнизон смотреть хощет, тогда перед его квартирою дивизионами маршировать прикажут, ежели иного какова места не будет, чтоб оных в ордер-баталии поставить и вести. А Офицеры не имеют более поздравлять, ибо они уже поздравление отдали, и поздравляется обыкновенно днем единожды. Потом маршируют полки на парадное место, и знамена до двора провожаются, а роты впредь до указу распущены бывают, и рекомандуют оному караульный полк (владеющим же Князьям баталион, а прочим рота). В знатных городах [68] встречает оного магистрат, и поздравляет оного приездом, и провожает до квартиры.
Ввечеру имеет Губернатор или Комендант для пароля в квартиру приезжего Государя или к иной вышепомянутой приезжей персоне притти, и требует от оного пароля и приказу. Буде же где Генерал-Губернатор, то оный кроме коронованных персон у чюжих ни у кого пароля не принимает.