Контртеррористический комитет Совета Безопасности («КТК», «СТС»). 9 страница
Согласно Конвенции 2001 г. стороны обмениваются информациейо подготовке к совершению преступлении в отношении глав государств и иных государственных деятелей, сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений и международных организаций, других лиц, пользующихся международной защитой, а также участников государственных визитов, международных и государственных политических, спортивных и иных мероприятий. Обмену подлежит информация об организациях группах и лицах, готовящих и (или) совершающих деяния, указанные в Конвенции, а также иным образом участвующих в этих деяниях, включая их цели, задачи, связи и иные сведения. Это же касается передачи данных: о незаконном изготовлении, приобретении, хранении, передаче, перемещении, сбыте и использовании сильнодействующих ядовитых, отравляющих, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при его создании, в целях совершения актов терроризма; формах, методах и средствах совершения преступлений. Чтобы лишить террористов подпитки денежными средствами, участники этого международного договора обмениваются информацией о выявленных или предполагаемых источниках финансирования совершаемых ими преступлений.
Взаимодействие между компетентными органами в рамках Конвенции 2001 г. осуществляется на основании запроса об оказании содействия, а также путем информирования по инициативе компетентного органа одного из государств-участников.
Кроме того, в международных договорах стал более подробно детализироваться механизм проведения совместных мероприятий по борьбе с терроризмом. Так, 7 октября 2002 г. в Кишиневе был подписан Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств. Само Положение является неотъемлемым приложением к Протоколу, являющемуся международным договором.
Названное Положение определяет организационные основы и порядок проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников СНГ. Оно включает общие вопросы проведения совместных антитеррористических мероприятий, определяет порядок их организации, проведения и завершения, урегулирования возникающих спорных вопросов, уточняет правовой статус участников совместных антитеррористических мероприятий.
В интересах повышения эффективности борьбы с терроризмом в азиатском регионе, приданию ей более четкого, целенаправленного характера было заключено Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - членов Шанхайской организации сотрудничества.
На двустороннем уровне также заключаются международные договоры, посвященные вопросам борьбы с терроризмом. Так, в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в борьбе с терроризмом (Нью-Дели, 4 декабря 2002 г.) его участники в соответствии с их национальным законодательством: обмениваются информацией о террористических группировках, чья деятельность подрывает их интересы, включая информацию о фактах установления контактов между террористическими группировками обеих стран; обмениваются информацией о возможных террористических актах против их стран и граждан, в том числе, при необходимости, и через дипломатические каналы. В случаях, когда затронуты интересы сторон, они взаимодействуют в проведении мероприятий по предотвращению и расследованию террористических актов, в поиске и задержании лиц, виновных в их совершении, решают другие вопросы международного сотрудничества.
Наряду с вышеуказанным участники Меморандума сотрудничают в обеспечении безопасности при осуществлении контактов на государственном и правительственном уровнях, а также при проведении международных публичных, спортивных и иных мероприятий. Участники договора взаимодействуют в обеспечении безопасности транспортного сообщения между обеими странами. Стороны поддерживают контакты по вопросам, связанным с предотвращением террористических актов с возможным использованием ядерных, химических и биологических материалов. Они принимают меры для обмена информацией и сотрудничают в предупреждении и пресечении незаконного оборота наркотических средств и оружия, который играет важную роль в финансировании террористических организаций.
В качестве примера международного договора, регулирующего межведомственное сотрудничество в области борьбы с терроризмом на двустороннем уровне, можно привести Протокол № 2 о взаимодействии и сотрудничестве между Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством национальной безопасности Азербайджанской Республики в принятии эффективных мер, направленных на борьбу с терроризмом (Баку, 1 июня 1995 г.). Протокол является неотъемлемой частью Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством национальной безопасности Азербайджанской Республики от 1 июня 1995 г. Согласно его положениям уполномоченные ведомства осуществляют координацию и взаимодействие:
- в разработке и проведении мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению актов терроризма, в том числе с использованием ядерных, химических и бактериологических средств;
- расследовании террористических актов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, идентификации и задержании лиц, подозреваемых в их совершении или подготовке;
- обеспечении безопасности государственных и правительственных визитов и международных общественно-политических мероприятий;
- предотвращении въезда на территории их государств лиц причастных к террористической деятельности;
- проведении мероприятий по вскрытию и пресечению каналов нелегальной доставки оружия и иных средств совершения террористических актов;
- разработке и реализации совместных планов и программ по борьбе с конкретными видами террористической деятельности.
Протоколом №2 определено, что уполномоченные ведомства в соответствии с национальным законодательством обмениваются информацией:
- о террористических организациях и группах, представляющих угрозу безопасности сторон, в том числе сведениями о предпосылках их возникновения, их членах, установлении контактов между террористическими организациями (группами) и отдельными лицами;
- террористических актах (и возможной их угрозе) против граждан и должностных лиц сторон, в том числе за рубежом;
- методах, приемах и средствах террористической деятельности;
- выявленных и предполагаемых каналах финансирования и нелегальной доставки в государства-участники оружия и иных средств для совершения террористических актов;
- посягательствах, направленных на нарушение суверенитета, территориальной целостности сторон договора, осуществляемых путем разжигания конфликтов на национальной и религиозной основе;
- незаконных вооруженных формированиях, использующих террористические методы ведения борьбы, их членах, формах организации, целях, задачах и методах деятельности и т. д.
Прежде чем мы рассмотрим отдельные проявления терроризма, целесообразно более подробно, остановиться на международных институтах и организациях, которые принимают самое непосредственное участие в борьбе с различными проявлениями терроризма.