Анализ характерных особенностей Дерюшетты
Ангельские качества:
1. Характер. Она была сама безмятежность и добродетель. Она была внимательна к нуждам других людей, так как о ней сказано, что «она дарует радость». Еще одним доказательством ее приятного характера служат слова ее поклонника о том, что она подобна молитве, она святая невинность и живое благословение.
2. Умение вести домашнее хозяйство. Она успешно справлялась со своими домашними обязанностями, так как «она превращает ваш дом в Эдем». Она порхала по дому, останавливаясь поправить свою прическу подобно птичке, которая тщательно ухаживает за своими перышками.
3. Внутреннее счастье. Как и Агнес, Дерюшетта обладала внутренним счастьем, иначе у нее, наверное, не было бы такой способности проливать его на других людей.
Человеческие качества:
1. Детская непосредственность. Как у Доры, у Дерюшетты были непосредственные детские манеры. «Та, которой суждено материнство, долгое время — дитя...»
2. Изменчивость. «То была она томна, то ветрена и резва, то по-детски весела и задорна, то задумчива и грустна». Изменчивость — это тоже качество детской непосредственности. Свежий внешний вид. «Она — утренняя заря в облике человеческом».
3. Нежность. Весь ее облик дышал добротой и нежностью.
4. Излучение счастья. Ее самой примечательной особенностью было умение излучать счастье. Это было частью ее характера, манер и действий.
• Она свежа, как утренняя заря.
• Она излучает радость.
• Она проливает свет на мрачные дни.
• Ее присутствие наполняет дом светом.
• Ее приближение согревает.
• Она проходит мимо, и вы довольны.
• Она останавливается на мгновение, и вы счастливы.
• Ее улыбка способна облегчать тяжесть огромной цепи, ко
торую влачат все смертные, — опасная улыбка, которой и
была сама Дерюшетта.
• Иногда она легкомысленна и энергична.
6. Грациозность. О грациозности еще не упоминалось, но она близка нежности и доброте. Дерюшетта была «само изящество и гармония».
Эмилия
Еще одним примером, объединяющим ангельские и человеческие качества, является Эмилия из романа Уильяма Теккерея
«Ярмарка тщеславия». Теккерей описывает Эмилию как добрую, непосредственную, улыбающуюся, нежную, маленькую домашнюю богиню, которая вызывает у мужчин желание преклоняться перед ней. Она «обладала таким добрым, нежным, кротким и великодушным сердцем, что располагала к себе всех, кто только к ней приближался». В другом месте он говорит о ней как о доброй, светящейся улыбкой, нежной, щедрой душе».
Теккерей допускает, что не все признают в ней красавицу: «Боюсь, нос у нее несколько короче, чем это желательно, а щеки слишком уж круглы и румяны для героини. Зато ее лицо цвело здоровьем, губы — свежестью улыбки, а глаза сверкали искренней, неподдельной жизнерадостностью, кроме тех, конечно, случаев, когда они наполнялись слезами, что бывало, пожалуй, слишком часто: эта дурочка способна была плакать над мертвой канарейкой, над мышкой, невзначай пойманной котом, над развязкой романа, хотя бы и глупейшего».
У Эмилии был приятный, нежный голос. Ей были присущи «маленькие тревоги, страхи, слезы, робкие опасения». Ее бросало в дрожь, когда кто-нибудь проявлял грубость. Иными словами, она была слишком скромной, слишком нежной, слишком доверчивой, слишком слабой и очень женственной, и это побуждало мужчин защищать ее и заботиться о ней.
Анализ характера Эмилии
Ангельские качества:
1. Характер. Она была очень доброй и имела щедрое сердце.Поскольку мужчины были готовы преклоняться перед ней, она, вероятно, обладала характером, достойным этого преклонения.
2. Привязанность к дому. Теккерей называет ее «маленькой домашней богиней».
Человеческие качества:
1. Хорошее здоровье. У нее была самая восхитительная улыбка, и ее лицо сияло здоровым румянцем, глаза сверкали, ее голос был приятным и нежным.
2. Искренние эмоции. Она плакала над умершей канарейкой, над мышкой, пойманной котом, над развязкой романа. Ей были присущи маленькие тревоги, слезы, страхи, робкие опасения. Ее бросало в дрожь, когда кто-нибудь проявлял грубость.
3. Нежность. Она была нежной маленькой домашней богиней, слишком нежной, слишком слабой, очень женственной.
4. Доверчивость. «Она была слишком доверчивой». Это тоже качество детской непосредственности.
Обязательна ли красота?
Интересно заметить, что ни один из авторов только что приведенных описаний женщин не придавал особого значения природной красоте. Эмилия, к примеру, была полной и круглолицей с несовершенным носом. «Нос у нее был несколько короче,'чем желательно, а щеки слишком уж круглы и румяны для героини». Лицо Дерюшетты было усеяно веснушками, и ее рот был великоват для совершенства. Авторы настолько далеки от утверждения, что эти молодые обаятельные женщины были красивыми, что, за исключением указания на дефекты, они даже не пытаются давать описание внешности. Что касается Агнес и Доры, они обе были красивыми девушками, поэтому выбор Дэвида основывался на других качествах.
Все четыре женщины, которые до сего момента были предметом нашего рассмотрения, являются примерами из классической литературы. Существуют, конечно, и всегда существовали примеры из истории. Один, достойный изучения, — это Мум-таз-Махал, жена Шах-Джахана. И снова я цитирую Елизавет Бай-лэнд, «Три мудреца Востока».
Мумтаз-Махал
Мумтаз-Махал была необыкновенно привлекательной. Ее блестящие черные волосы ниспадали на плечи двумя восхитительными прядями. Ее большие черные глаза имели совершенную форму; изящно изогнутые брови были похожи на крылья ласточки, а длинные шелковые ресницы дополняли их красоту. Бархатистая кожа была белой, как лилия.
Помимо необыкновенной внешней красоты, Мумтаз-Махал обладала следующими качествами:
«У нее был непорочный, искренний и благородный ум. Она была дружелюбна и приветлива от природы. Она обладала невероятным терпением, способным выдерживать даже самые тяжелые испытания. Например, перед тем как ее муж взошел на трон, в их жизни был период, когда предпринимались попытки устранить его. Преследуемый императорской армией, он был вынужден кочевать с места на место в поисках безопасности. Мумтаз-Махал сопровождала своего мужа повсюду, от лесов Телинга-ны до равнин Бенгала, и с упорной добровольной покорностью терпела все трудности и лишения бродячей жизни. Многие из друзей и советников принца покинули его в это время, но Мумтаз-Махал осталась верной и преданной ему до конца».
Мумтаз-Махал была мудрой, рассудительной и проницательной женщиной, и шах безгранично доверял ей как в личных, так и государственных делах. Он советовался с ней по многим важным вопросам, и она превосходно справлялась с функцией советника. Она была добра и милосердна. К ней приходили толпы просителей, и она не оставляла без внимания ни одной просьбы. По ее ходатайству многие приговоренные к смертной казни были помилованы и многие снискавшие немилость у императора были прощены. Сироты, вдовы и другие нуждающиеся люди пользовались ее благосклонностью.
Мумтаз-Махал оказалась идеальной женой. Она пленила ум своего мужа. Неописуемо красивая, изящная и мудрая, она была совершенным цветком своей одаренной семьи. Когда она прибегала к своим чарам, чтобы склонить мужа на свою сторону, она делала это с таким искусством, что окружающие и не догадывались о ее намерениях. Из истории их жизни очевидно, что эта женщина сильно влияла на своего мужа.
Ее женское влияние, возможно, было причиной длительного мира в период правления Шах-Джахана. За долгие 40 лет его царствования имели место всего три войны, да и те были направлены на отражение атак или на подавление мятежей. Общественные дела шли настолько гладко, что летописцы не смогли найти для записи ни одного эпизода кровопролития или жестокости. Его чрезвычайно грамотная внешняя политика тоже была
показателем успеха его правления, так же как и его внутреннее судопроизводство.
Из исторических записей можно только догадываться, что Мумтаз-Махал принимала участие в формировании характера Шах-Джахана, но то, что она оказала глубочайшее влияние на его жизнь, это совершенно неоспоримый факт, и не потому, что мы располагаем какими-то записями высказываний шаха. Равно нам неизвестно о какой-либо общественной деятельности Мумтаз-Махал. Нашему взору доступен лишь мимолетный, прелестный образ, предстающий как драгоценный камень в изящной оправе величия.