Немотивированно» осужденные

Существует мнение, что идея «мотивированных суждений» была вмонтирована в российскую систему банковского надзора не без участия экспертов Добровольческого корпуса по оказанию финансовых услуг (США). Ни «эксперты», ни их адепты в ЦБ не могли не осознавать, что при том уровне коррупции, которая существует в России, практика «мотивированных суждений» породит чудовищный всплеск мздоимства во всех структурах Центрального Банка. Так и произошло. За последние годы «мотивированность суждений» проникла во все сферы надзорной деятельности. Если изначально она применялась только для оценки качества активов (что, по существу, приближало ее к аудиторскому заключению), то в настоящее время «мотивированно» оценивается любая сфера деятельности банка.

Вся нормативная база ЦБ РФ после 2002 года перерабатывается в сторону определения более размытых критериев, чем ранее, что открывает широкий путь для вынесения «мотивированных» суждений чиновниками ЦБ.

Наиболее ярко «мотивированная» практика проявляется в секторе, который заявлен как основной в деятельности надзора — борьбе с отмыванием денег. Документы, которые после 2002 года издал Центробанк, и которые как-либо определяют признаки отмывания денег, носят характер исключительно рекомендательных писем. Эти письма не являются нормативными актами, за их нарушение не предусмотрено никакой ответственности.

Таким образом, смысл развития нормативной базы и практика ЦБ РФ по формированию «мотивированных» суждений состоит в наполнении решений чиновников ЦБ РФ реальной «мотивацией».

Небезынтересна, кстати, в этой связи такая пикантная деталь. Во всех учреждениях Центрального Банка достаточно жесткая пропускная система. И только в одном месте — в главном подъезде здания на Неглинной, 12 — нет ни металлодетекторов, ни каких-либо устройств для «просвечивания» содержимого того, что вносят и выносят.

Крупным оператором на рынке «обналички» является X-банк, аффилированный с одним из ключевых лиц в надзоре. Известен случай, когда московский банк…., желающий вступить в ССВ, направил своего «посланника» со скрытой камерой в X-банк. «Посланник» попросил «обналичить» ему некоторую сумму и сделал скрытую запись своей беседы с персоналом. Кассета с записью была передана вышеуказанному высокому «надзирателю», после чего банк ….. уже на ближайшем заседании Комитета был принят в ССВ.

Несложно посчитать, что при нынешнем уровне комиссионных (за последние годы их цена выросла в 5-7 раз, а оборот только увеличился) за обналичивание денежных средств, «крышевание» этого вида операций приносит его «кураторам» до 100-120 млн. долларов США «чёрного нала» ежемесячно. Для тех, которые пытаются влезть на этот рынок «без спросу», существует широкий арсенал средств, начиная от разговора «по понятиям» в кабинете соответствующего чиновника до отзыва лицензии и заведения уголовного дела. Нормативная база, как это уже было отмечено выше, позволяет. Так в стране сформировался управляемый рынок «обналички», что обеспечивает устойчивый высокий доход его надзирателям и является базовым условием для плодотворной «работы» с другими властными структурами.

«Спросите раковую опухоль, — почему она растёт?»

Как уже было выше отмечено, для построения коррупционного бизнеса и осуществления необходимого лоббирования коммерческих интересов необходимо постоянно формировать «под себя» законодательное поле. Только возможность постоянно формировать федеральные законы в ключе расплывчато-расширительных полномочий Центрального Банка позволяет дальше формировать в таком же ключе инструкции и положения ЦБ, что дает широкую питательную среду для коррупции.

В этой связи имеет очень важное значение «работа» с законодателем, правильная регистрация нормативных актов в Минюсте, получение комфортных заключений в правительственных учреждениях.

Механизм работы с судебными инстанциями мало чем отличается от механизма работы с вышеуказанными властными структурами. Широко известна фраза, ставшая девизом для оценки качества работы Юридического департамента ЦБ: «Центральный банк не проигрывает суды, Центральный банк проигрывает инстанции». Известна также и другая цитата, характеризующая степень циничного отношения ЦБ к судам. Когда после выигрыша банком дела о неправомерности отказа ЦБ принять его в ССВ, председателя КБН журналисты спросили, допустят ли теперь этот банк в систему страхования, он, усмехаясь, ответил в том духе, что «Может быть у нас теперь суды и банковским надзором займутся?».

Очень важной составляющей работы с судами является выгодный для ЦБ РФ режим работы с нормативно-правовой базой, так как Центробанк является органом, имеющим право издавать собственные нормативные акты. В результате сформированного нормативного комплекса расплывчатых формулировок, большинство дел с участием ЦБ РФ попадают в категорию т.н. оценочных. Именно это обстоятельство позволяет эффективно «воздействовать» на судебные органы для принятия решений в пользу ЦБ РФ.

Со сменой в январе 2005 года Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ ситуация заметно осложнилась, так как эта смена повлекла за собой смену руководителей судов на других уровнях и, как следствие, разрушение налаженных коррупционных связей. В итоге Центробанк стал значительно чаще проигрывать судебные процессы.

Необходимую поддержку в борьбе с конкурентами аффилированных банковских групп обеспечивают и силовые органы, тесно взаимодействующие с Управлением безопасности ЦБ РФ в центре и в субъектах Федерации. Через них по регламенту проходят все документы банков и их руководителей, что позволяет в нужный момент вернуть по команде сверху бумаги с отрицательной резолюцией.

Фактически все изложенное в этом материале — это описание системы коррупции в высоком регулирующем органе и вокруг него. Так как сотрудники Центрального Банка не являются государственными служащими, то к ним, формально говоря, даже не может быть применим термин «коррупция», чем они с успехом для себя и пользуются.

Кроме того, как показали факты последних коррупционных скандалов, работники ЦБ РФ в них крайне редко бывают замешаны. Это объясняется тем, что у ЦБ всегда имеется возможность «вытащить» любого своего сотрудника, используя гигантский административный и иной ресурс. Не последнюю роль играет и постоянная демагогическая ссылка на независимость ЦБ, трактуемая порой как неприкосновенность его сотрудников.

В Положении Банка России от 09.06.2005 № 271-П перечислен перечень основных видов документов, которые рассматривают учреждения Центрального Банка при принятии тех или иных решений. По каждому из этих видов существуют «расценки», которые в последние два года имеют тенденцию к заметному росту. Причин три: нормативная база становится все более расплывчатой, «мотивированность» суждений применяется всё чаще, риск же ответственности за принятие произвольных, субъективных решений при этом всё меньше.

Коррупционные проявления были в ЦБ и прежде, однако именно в последние два-три года они выросли в целостную систему и достигли невиданных масштабов.

26.01.2007 Алексей Френкель

Наши рекомендации