Налог на доходы физических лиц. НДФЛ - наиболее значительный и по суммам поступлений, и по кругу плательщиков из числа прямых налогов с населения
НДФЛ - наиболее значительный и по суммам поступлений, и по кругу плательщиков из числа прямых налогов с населения. Охватывая разнообразные источники доходов граждан, он связан с различными сферами их деятельности.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
P от источников в Российской Федерации и (или) от источников за ее пределами - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
P от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые вычеты. В соответствии со ст. 217 НК РФ установлен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению, получаемых физическими лицами (налоговыми резидентами и нерезидентами).
Доходы, не подлежащие налогообложению, не учитываются при определении налоговой базы в размерах, освобождаемых от налогообложения. Такой порядок освобождения от налогообложения отдельных видов доходов распространяется на соответствующие доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, а также физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
К федеральным налогам взимаемым с физических лиц также относятся: единый социальный налог, государственная пошлина. К региональным - транспортный налог, налог на игорный бизнес. К местным - налог на имущество физических лиц, земельный налог.
51.
Юридические лица - организации, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные в Российской Федерации.
Виды налогоплательщиков - юридических лиц:
- налогоплательщики-резиденты;
- налогоплательщики - иностранные юридические лица:
а) иностранные юридические лица, осуществляющие свою деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации.
Постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации - филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с:
- пользованием недрами и (или) использованиемдругих природных ресурсов;
- проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
- продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
- осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности;
б) иностранные юридические лица, не осуществляющие деятельность через постоянные представительства в РФ.
Особенности налогообложения иностранных организаций установлены в ст. 306-312 НК РФ. Налоги, взимаемые с юридического лица:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на прибыль организации;
- единый налог на вмененный доход;
- единый социальный налог;
- налог на игорный бизнес;
- единый сельскохозяйственный налог и т. д.
Наряду с общей системой налогообложения к юридическим лицам может применяться и упрощенная система.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями добровольно.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию России.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и иных налогов в общем порядке.
52.
Едиными для физических и юридических лиц являются:
- налог на имущество (организации или гражданина);
- земельный налог;
- плата за пользование лесным, водным фондами;
- транспортный налог и т. д.
53.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 НК РФ. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ. . Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном ФЗ порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события налогового правонарушения; 2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения; 3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста; 4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекло три года (срок давности). Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями гл. 16 НК РФ.
54.
Принципы налоговой ответственности — это основополагающие начала, исходные идеи, отражающие ее объективную сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых правоотношений.
Принципы налоговой ответственности можно рассматривать в широком и узком аспектах. Широкое понимание принципов налоговой ответственности означает совокупность всех правовых принципов налоговой ответственности. Узкое понимание принципов налоговой ответственности означает их понимание в качестве основных идей, непосредственно закрепленных в налоговом законодательстве. Основные начала налоговой ответственности, имеющие нормативное закрепление, называются нормыпринципы.
Налоговая ответственность основывается на целостной системе принципов, включающих общесоциальные принципы, свойственные всем видам ответственности, общеправовые, принципы финансового права, принципы налогового права и собственно принципы налоговой ответственности как правового института.
Непосредственное влияние на исходные начала налоговой ответственности оказывают общеправовые принципы юридической ответственности, к числу которых относятся: справедливость, законность, неотвратимость, индивидуализация наказания, ответственность за вину. Нормыпринципы налоговой ответственности закреплены в ст. 108 НК РФ и названы общими условиями привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
1. Законность. Данный принцип означает недопустимость привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ. Принцип законности в налоговом праве представляет собой преломление и детализацию его общеправового значения, основанного на международных нормах и положениях Конституции РФ. Законность привлечения к ответственности установлена Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (п. 1 ст. 14), а также Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (п. 1 ст. 7).
2. Однократность привлечения к налоговой ответственности. Этот принцип означает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Исключение повторности привлечения к налоговой ответственности основывается на достаточности санкции за совершенное налоговое правонарушение, поскольку мера ответственности, установленная законодателем, является исчерпывающей и в достаточной степени отражает функции налоговой ответственности. Привлечение к ответственности одного и того же субъекта за то же самое правонарушение означало бы превышение меры налоговой ответственности, установленной Налоговым кодексом РФ.
3. Соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах не существует изолированно только в рамках налогового права — в зависимости от тяжести совершенного деяния или субъектного состава возможно применение норм иных отраслей права в целях охраны имущественных интересов государства. Учитывая названные обстоятельства, п. 3 и 4 ст. 108 НК РФ определяют соотношение налоговой ответственности с ответственностью, предусмотренной уголовным и административным законодательством.
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
4. Разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности. Согласно п. 5 ст. 108 НК РФ применение налоговой санкции не освобождает от исполнения налоговой обязанности, поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщика и налогового агента.
Следовательно, применение налоговой санкции не поглощает собой уплату налога и пени. Привлечение налогоплательщика или налогового агента к ответственности не прекращает их обязанностей по перечислению в бюджетную систему причитающихся налогов и соответствующих пеней.
5. Презумпция невиновности. Данный принцип является налоговоправовой конкретизацией ч. 1 ст. 49 Конституции РФ и означает, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Для российского налогового права презумпция невиновности является новым принципом, в то время как другие отрасли права давно и активно ее применяют (например, уголовной процесс).
55.
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
2. Помимо обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если такое правонарушение было совершено при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, а также счетами (вкладами), информация о которых содержится в специальной декларации и (или) прилагаемых к ней документах и (или) сведениях, представленных в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В случае, указанном в настоящем пункте, основанием для непривлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения является представление копии такой специальной декларации и копий прилагаемых к ней документов и (или) сведений с отметкой налогового органа о приеме.
1. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:
1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому (расчетному) периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);
3) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъясненийо порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (расчетным) периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.
4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
56.
Центральный банк — государственное кредитное учреждение, наделенное функциями эмиссии денег и регулирования всей кредитно-банковской системы.
Центральный банк — основное звено национальной кредитно-банковской системы.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был образован на основании закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 2 декабря 1990 г. Главной его задачей в условиях двухуровневой банковской системы стали поддержание стабильности функционирования банковской и денежной системы страны, организация процессов управления операциями банков на макроэкономическом уровне, координация деятельности банков и других кредитно-финансовых институтов.
ЦБ РФ — государственный банк, уполномоченный законом отражать и защищать интересы государства. Его деятельность строится на основе действующего законодательства и устава банка. Он выступает юридическим лицом, субъектом федеральной собственности с особым статусом как экономически самостоятельное учреждение, существующее на собственные доходы. ЦБ РФ не отвечает по обязательствам государства, равно как и государство не отвечает по денежным обязательствам банка, если они не приняты на основе федерального законодательства.
ЦБ РФ в пределах своих полномочий, предоставленных Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности от распорядительных и исполнительных органов государственной власти и подотчетен высшему законодательному органу своего государства — Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
Закон подтверждает организацию ЦБ РФ по принципу единой централизованной системы с вертикальной схемой подчинения, включающей центральный аппарат, территориальные учреждения, РКЦ, вычислительные центры, учебные и другие учреждения. Национальные банки республик в составе РФ являются территориальными учреждениями ЦБ РФ. Как подразделения Банка России они не имеют статуса юридического лица. Кроме того, они не могут принимать решения нормативного характера, а также выдавать гарантии, поручительства, вексельные и другие обязательства.
ЦБ РФ имеет уставный капитал, служащий обеспечением его обязательств, может создавать за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения, в том числе страховой фонд, формируемый за счет обязательных отчислений коммерческих банков на условиях и в порядке, определяемых Уставом банка. Нормативы отчислений прибыли в эти фонды и порядок их расходования определяются Советом директоров.
ЦБ РФ издает нормативные акты, которые обязательны для федеральных органов государственной власти, субъектов федерации, органов местного самоуправления, а также для всех юридических и физических лиц. Они не имеют обратной силы.
Отчетный период ЦБ РФ устанавливается с 1 января по 31 декабря каждого года. Структура баланса банка определяется Советом директоров. Годовой отчет представляется ежегодно Государственной Думе не позднее 15 мая. Последняя рассматривает его до 1 июля очередного года и направляет со своим заключением Правительству и Президенту РФ. После этого он публикуется не позднее 15 июля очередного года. Кроме того, ЦБ РФ ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях.
ЦБ РФ перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета банка Советом директоров, оставшуюся прибыль — в резервы и фонды различного назначения. Он и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сбора пошлин и других платежей на территории РФ.
Также весь золотовалютный запас находится в ЦБ, имущество ЦБ является федеральной собственностью.
57.
Статья 137 НК РФ предоставляет каждому налогоплательщику или налоговому агенту право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
В зависимости от различий в материальных нормах и процессуальном порядке нормативными правовыми актами РФ предусмотрены следующие способы защиты прав налогоплательщиков:
– президентский;
– административный;
– судебный;
– самозащита прав.
Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере, в частности решения Федеральной службы по финансовым рынкам.
Административный способ предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти (по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие). Вместе с тем административный порядок не отрицает возможности обращения в последствии за защитой в суд, либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав субъектов налоговых правоотношений.
Наряду с административным применяется судебный порядок обжалования.
Вместе с тем НК РФ устанавливает два условия, соблюдение которых необходимо для защиты нарушенных прав налогоплательщиков или налоговых агентов:
– ненормативные акты налоговых органов, а также действия (бездействие) должностных органов этих органов должны, по мнению налогоплательщика или налогового агента, нарушать их права;
– нормативные правовые акты налоговых органов обжалуются в порядке, предусмотренном не НК РФ, а иным федеральным законодательством.
Также обжалованию подлежат решения вышестоящих налоговых органов, вынесенные по вопросам рассмотрения заявлений налогоплательщиков на неправомерные действия, бездействие или акты нижестоящих налоговых инспекций.
Не подлежат обжалованию в административном или судебном порядке акты налоговых проверок, поскольку сами по себе не содержат обязательных для налогоплательщиков предписаний, влекущих юридические последствия.
В налоговом праве административный порядок обжалования не имеет характера досудебной процедуры, поэтому подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.
Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.
Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в двух месячный срок.
Вышестоящий орган или вышестоящее должностное лицо в месячный срок со дня получения жалобы обязаны ее рассмотреть и принять одно из сле6дующих решений:
– оставить жалобу без удовлетворения;
– отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
– отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
изменить решение или вынести новое решение по суще6ству обстоятельств дела.
О любом из принятых решений в течении 3 дней сообщается лицу, подавшему жалобу.
58.
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему.
К основным задачам Счётной палаты РФ относятся:
-контроль за своевременным и полным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
-проверка эффективности и целесообразности, а также целевого характера расходования государственных средств и федеральной собственности;
-финансовая эксᴨȇртиза законопроектов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;
-оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
Кроме того, на Счётную палату РФ возложены подготовка предложений по совершенствованию бюджетного процесса и регулярное представление Федеральному Собранию РФ информации о ходе выполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. Свою деятельность Счётная палата РФ обязана осуществлять, руководствуясь принципами законности, объективности, независимости и гласности. Работу Счётной палаты РФ возглавляет Коллегия Счётной палаты РФ, формируемая обеими палатами Федерального Собрания. В ее состав входят: председатель Сетной палаты РФ, заместитель председателя и 12 аудиторов Счётной палаты РФ. Председатель палаты и половина ее аудиторов назначаются Государственной Думой Федерального Собрания; заместитель председателя и др. половина аудиторов - Советом Федерации Федерального Собрания. Председатель, его заместитель и аудиторы Счётной палаты РФ назначаются сроком на 6 лет. Аудиторы Счётной палаты РФ в соответствии с законом самостоятельно, в пределах своей комᴨȇтенции, решают вопросы организации деятельности по возглавляемым ими направлениям и несут ответственность за ее результаты.
По результатам проведённых контрольных мероприятий Сетная палата РФ имеет право принять несколько решений.
Во-ᴨȇрвых, направить руководителям проверяемых органов, учреждений, предприятий и организаций представления для принятия ими мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причин, государству ущерба, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении действ, законодательства и бесхозяйственности. Представление Счётной палаты РФ должно быть рассмотрено в установленный ею срок, и о принятых мерах Счетной палате должно быть сообщено незамедлительно.
Во-вторых, Счётная палата РФ в случаях выявления при контрольных проверках нарушений, наносящих государству прямой, непосредственный ущерб и требующих безотлагательного пресечения, имеет право давать адмиʜᴎϲтрации проверяемых предприятий, организаций и учреждений обязательные для исполнения предписания. Предписание Счётной палаты РФ может быть направлено и при умышленном или систематическом несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счётной палаты РФ, при создании препятствий для проведения контрольных мероприятий. Обжалование предписания производится в судебном порядке. Отменить предписание может только Коллегия Счётной палаты РФ.
В-третьих, в случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Коллегия Счётной палаты РФ имеет право по согласованию с Государственной Думой РФ принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных или расчетных оᴨȇраций по счетам проверяемых предприятий, организаций и учреждений. Во всех случаях выявления в процессе контрольного мероприятия хищения государственных денежных или материальных средств, а также иных злоупотреблений Счётная палата РФ обязана незамедлительно ᴨȇредать материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы. Счётная палата РФ при проведении контрольных мероприятий вправе привлекать к участию в них государственные контрольные органы, их представителей и негосударственных (на договорной основе) аудиторские организации, отд. сᴨȇциалистов. Контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, федеральные правоохранительные органы, контрольно-счетные органы в субъектах РФ, Центральная контрольно-ревизионная комиссия Центрального банка РФ, Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ и др. государственные налоговые и контрольные органы, органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности С.п. РФ, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ими проверок и ревизий.
59.
Статья 18. Бюджетная классификация Российской Федерации
1. Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статья 19. Состав бюджетной классификации Российской Федерации
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
классификацию доходов бюджетов;
классификацию расходов бюджетов;
классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).
Статья 20. Классификация доходов бюджетов
1. Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:
1) кода главного администратора доходов бюджета;
2) кода вида доходов;
3) кода подвида доходов;
4) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.
Статья 21. Классификация расходов бюджетов
1. Код классификации расходов бюджетов состоит из:
1) кода главного распорядителя бюджетных средств;
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
Статья 23. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
1. Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из:
1) кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов;
2) кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов;
3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.
60.
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства.
Министерство финансов Российской Федерации возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
1) принимает следующие нормативные правовые акты:
· порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета Российской Федерации;
· порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
· порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации;
· формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций и т. д.
2) осуществляет:
· составление проекта федерального бюджета;
· утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
· представление в Правительство Российской Федерации отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
· управление в установленном порядке средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации;
· методическое руководство в области бюджетного планирования, направленного на повышение результативности бюджетных расходов;
· методологическое обеспечение кассового обслуживания органами Федерального казначейства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
· организацию ведения главными распорядителями средств федерального бюджета мониторинга бюджетного сектора;
· заключение от имени Российской Федерации договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и договоров обеспечения регрессных требований гаранта;
· управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации и т. д.
Подведомственные органы власти:
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор)
Федеральное казначейство (Казначейство России)
Федеральная налоговая служба (ФНС России)
61.
Виды юридической ответственности за нарушения законодательства
о налогах и сборах
В соответствии с законодательством о налогах и сборах должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства о налогах и сборах, привлекаются в установленном порядке помимо налоговой к административной, уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности.
Уголовная ответственность за налоговые преступления
Впервые уголовная ответственность за нарушения налогового законодательства была введена в 1992 г., когда в УК РСФСР были включены статьи (1622 и 1623). В настоящее время Уголовный кодекс Российской Федерации содержит несколько статей, предусматривающих уголовную ответственность за такого рода деяния:
ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»;
ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»;
ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»;
ст. 199' «Неисполнение обязанностей налогового агента»;
ст. 1992 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».
62.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО РФ - единая централизованная система Миʜᴎϲтерства финансов РФ, созданная в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оᴨȇративности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономичным использованием государственных средств.
Федеральное казначейство РФ руководствуется Конституцией РФ и законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным Правительством РФ, а также приказами и распоряжениями миʜᴎϲтра финансов РФ.
Главные задачи Федерального казначейства РФ:
-организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета РФ;
-управление доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках исходя из принципа единства кассы;
-регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовым исполнением этих фондов;
-контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств.
-организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы,
-регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, исполнениe этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств,
-сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации,
-осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов,
-управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего долга РФ,
-разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятии, учреждении и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов,
-ведение операций по учету государственной казны РФ.
В обязанности Федерального казначейства РФ входят:
-краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов;
-оᴨȇративное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий ᴨȇриод государственных расходов.