Методические указания для курсантов по подготовке к семинару

При рассмотрении данной темы курсанты должны изучить бюджетную систему как сферу правового регулирования. Понятие и значение бюджетных отношений (бюджетных правоотношений). Структура и состав бюджетных отношений. Субъекты бюджетных отношений и особенности их компетенции. Министерство финансов Российской Федерации как участник бюджетных отношений. Федеральное казначейство Российской Федерации как участник бюджетных отношений. Счетная палата Российской Федерации как участник бюджетных отношений.

Задание для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендованные источники, подготовиться к устному ответу на вопросы занятия.

2. Законспектировать положения бюджетного кодекса РФ, предусматривающие взаимоотношения бюджетов.

Рекомендуемые источники

Основные источники

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. Федерального закона от 17 декабря 2009 г. № 314-ФЗ) // СЗ РФ. – 2009. – № 30. – Ст. 3739.

Парыгина В. А., Браун К., Стиглиц Дж. Э. и др. Бюджетная система России: учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2006.

Финансовое право для экономических специальностей / под общ. ред. С. О. Шохина. – М., 2006.

Дополнительные источники

Белова И. В. Влияние факторов экономического роста на показатели среднесрочного бюджета // ЭКО. – 2008. – № 3.

Боровикова Е. В. Теоретические и методические основы определения целей и качества налогового и бюджетного планирования // Финансы и кредит. – 2008. – № 5.

Кабир Л. С. Характеристика внедряемых механизмов программно-целевого бюджетирования, ориентированного на результаты // Финансовый вестник. – 2008. – № 3.

Тема 4. Доходы бюджета

Семинар 2 часа

Учебные вопросы

1. Общая характеристика доходов бюджетной системы. Принципы формирования доходов бюджета.

2. Направления совершенствования работы по формированию доходной части бюджета.

Методические указания для курсантов по подготовке к семинару

При изучении данной темы курсанты должны изучить содержание и принципы формирования доходов бюджета, методологию планирования по звеньям бюджетной системы и видам налогов и неналоговых доходов. Познакомиться с функциональным назначением и характеристикой отдельных видов налогов и их ролью в формировании доходов бюджета.

Задание для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендованные источники, подготовиться к устному ответу на вопросы занятия.

2. Законспектировать положения бюджетного кодекса РФ, предусматривающие правовое положение участников бюджетного процесса.

Практическое занятие 2 часа

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Проанализировать практические ситуации, изложенные в ниже приведенных задачах.

Задание 2. Ответить на вопросы, поставленные в задачах.

Задача № 1

Доходы бюджета на будущий год составили – 124 789 тыс. руб.

Дефицит определился в сумме – 5467 тыс. руб.

Определить расходы бюджета?

Назвать основные меры по уменьшению дефицита районного бюджета.

Задача № 2

Комитет по управлению государственным имуществом (далее КУГИ) одного из субъектов РФ предоставил в аренду нежилое помещение, являющееся собственностью субъекта РФ. При этом арендатор предложил включить в договор условие о внесении платы по нему не в денежной форме, а в форме осуществления ремонтных работ по улучшению арендованного имущества. КУГИ выразил сомнения относительно соответствия этого условия положениям бюджетного законодательства.

Подлежит ли применению при разрешении возникшего вопроса бюджетное законодательство?

Исключает ли Бюджетный кодекс РФ неденежную форму оплаты по соответствующему договору?

Задача № 3

На местном референдуме было вынесено решение об установлении обязательного разового платежа для жителей соответствующего муниципального образования в целях финансирования ремонта детских площадок на его территории. Десять жителей муниципального образования оспорили это решение в суд, полагая, что ремонт детских площадок должен осуществляться за счет налоговых и неналоговых доходов местного бюджета. Направление же на эти цели средств жителями муниципального образования может иметь исключительно добровольный характер.

Как в соответствии с Бюджетным кодексом РФ разграничиваются налоговые и неналоговые доходы бюджетов, а также безвозмездные поступления?

Какое место в системе доходов бюджетов занимают средства самообложения граждан? Возможно ли их отнесение к обязательным публичным платежам?

Задача № 4

Федеральное учреждение культуры с разрешения собственника сдает в аренду принадлежащее ему на праве оперативного управления имущество. Арендная плата по договору в полном объеме направляется в федеральный бюджет с отражением ее на лицевом счете учреждения в отделении Федерального казначейства. Инспекция Федеральной налоговой службы произвела доначисление учреждению налогов с полученных им сумм арендной платы. Однако учреждение против такого доначисления возражало, полагая, что признание арендной платы неналоговым доходом бюджета от использования государственного имущества исключает ее налогообложение.

Соответствует ли позиция учреждения бюджетному законодательству?

Какие положения БК РФ должны быть учтены при зачислении в бюджеты бюджетной системы РФ доходов от использования государственного (муниципального) имущества?

Задача № 5

Федеральное образовательное учреждение в целях приобретения учебной литературы заключило от своего имени договор купли-продажи с одним из издательств на сумму 300 тыс. руб. Оплату по договору предполагалось произвести за счет доходов, полученных учреждением от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Прокурор направил учреждению протест, считая действия учреждения по закупке учебной литературы противоречащими бюджетному законодательству.

Дайте правовую оценку ситуации.

Каков порядок осуществления закупок для целей обеспечения деятельности учреждений?

Имеет ли значение факт осуществления соответствующих закупок за счет доходов, полученных учреждением от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности?

Задача № 6

Негосударственная некоммерческая организация осуществляет по договору с Федеральным агентством по образованию предоставление государственных образовательных услуг физическим лицам. В связи с этим Федеральное агентство по образованию сформировало для этой организации государственное задание с определением в нем категорий физических лиц, являющихся потребителями соответствующей услуги, показатели, характеризующие качество и состав оказываемых услуг, порядок контроля за исполнением задания, требования к отчетности о его исполнении и иные параметры. По мнению некоммерческой организации, соответствующее задание может устанавливаться только для бюджетных и автономных учреждений. При осуществлении государственных образовательных услуг негосударственной организацией соответствующие параметры должны быть согласованы с ней в рамках соответствующего договора (соглашения).

Дайте правовую оценку ситуации.

Что является в соответствии с БК РФ основанием для выделения бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг?

В какой форме получают бюджетные средства некоммерческие организации, оказывающие по договору (соглашению) соответствующие услуги?

Требуется ли в этом случае формирование государственного (муниципального) задания для соответствующей некоммерческой организации?

Наши рекомендации