Основные категории муниципального заказа
Муниципальный заказ
Муниципальный заказ- система отношений между заказчиком (орган местного самоуправления и уполномоченные ими бюджетные учреждения) на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для муниципальных нужд и поставщиком товаров (подрядчиком, исполнителем услуг) для муниципальных нужд. Заказчик и исполнитель заключают соглашение на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в сферах деятельности, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим реализацию муниципального заказа, является ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Органы местного самоуправления самостоятельно принимают Положение о муниципальном заказе на своей территории, которое утверждается представительным органом местного самоуправления (однако, не во всех муниципальных образованиях приняты такие положения).
Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований и муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий (переданных органам местного самоуправления фед. законами и законами субъектов РФ) и полномочий муниципальных заказчиков. Источниками финансирования муниципального заказаявляются средства местного бюджета и внебюджетных фондов, система муниципального заказа направлена на увеличение прозрачности их использования и недопущение коррупции.
Уполномоченный орган местного самоуправления рассматривает проект лимитов финансирования, представленный финансовым органом, при необходимости вносит в него изменения и утверждает объемы бюджетного финансирования муниципальных заказов. После этого распределитель средств осуществляет их перечисление для осуществления закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд при наличии документального подтверждения исполнителя муниципального заказа.
Муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, уполномоченные органами местного самоуправления на размещение заказов за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Заказчик вправе формировать муниципальный заказ, организовывать его размещение, заключать договоры (контракты) на выполнение муниципального заказа, обеспечивает финансирование муниципального заказа, осуществляет контроль его исполнения; вправе участвовать в экспертизе качества поставляемых товаров, выполненных работ или оказанных услуг.
Исполнителями муниципального заказамогут быть российские и иностранные физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица (независимо от формы собственности и организационно-правовой формы).
Исполнитель обязан представить документы, удостоверяющие его право на ведение предлагаемого вида деятельности, или лицензию, если этот вид деятельности лицензируется. Также исполнитель должен подтвердить стабильность своего финансового положения, он не должен быть неплатежеспособным, находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), быть признан несостоятельным (банкротом), исполнителем не может являться организация, на имущество которой наложен арест. Он должен иметь необходимые профессиональные знания и квалификацию, а также необходимый опыт работы по данному виду деятельности; иметь необходимое оборудование и другие материальные средства, а также трудовые ресурсы.