Финансы и бухучет. Подразумеваются действия, связанные с денежными аспектами бизнеса.
Поставки. Организация процесса обслуживания производственной системы всеми ресурсами, кроме людских.
R&D. Исследования и разработки, связанные с развитием продукта и технологического процесса производства. Эта функция является наиболее важным фактором для выживания фирмы в долгосрочном периоде.
Распространение продукции подразумевает доведение товаров и услуг до потребителей.
Маркетинг. Выявление и удовлетворение потребностей потребителя, обеспечение интеграции всех внутренних функциональных структур фирмы для принятия рыночно ориентированных решений.
47. Фирма в этом случае предстает как сеть контрактов, обладающая следующими характеристиками:
- сеть контрактов связывает между собой владельцев кооперируемых факторов производства, образуя коалицию;
- ядро коалиции составляет долговременный отношенческий контракт между владельцами взаимозависимых (интерспецифических) ресурсов;
- производство осуществляется в команде, и совместный продукт больше суммы индивидуальных продуктов ее членов;
Коалиция владельцев взаимозависимых (интерспецифических) ресурсов нанимает (арендует) ресурсы неспецифического (общего) характера.
Рассмотрение фирмы как сети контрактов позволило Р.Коузу уточнить ее природу, выделить основные факторы, воздействующие на ее структуру.
Фирма, во-первых, стягивает в один узел интерспецифические ресурсы и их владельцев. Во-вторых, фирма предстает иерархической структурой, которая, в отличие от рыночных сделок управляется не двусторонними контрактами, а прямыми директивами, так как это обеспечивает предпринимателю экономию трансакционных издержек.
Р.Коуз показал, что использование рыночного механизма требует особых затрат, которые были названы трансакционными издержками.
В отличие от производственных издержек, определяющихся объемом и технологией производства трансакционные издержки возникают в процессе налаживания отношений между рыночными субъектами.
Можно выделить четыре группы трансакционных издержек:
- затраты поиска информации (о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг);
- затраты, связанные с ведением переговоров и заключением контракта;
- «надзорные» затраты (по контролю за соблюдением условий договора);
- затраты по юридической защите контракта (например, судебные расходы в случае его нарушения).
48. Саму внешнюю среду фирмы можно представить как конкурентную среду, под воздействием которой формируется ее жизненный цикл и вектор развития. Согласно исследованиям известного американского ученого, авторитета в области конкуренции, М.Портера состояние конкуренции на определенном рынке, на котором действует данная фирма, можно охарактеризовать пятью конкурентными силами :
- соперничество между существующими конкурирующими фирмами («Центральный ринг»);
- конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены;
- угроза появления новых конкурентов;
- экономические возможности и торговые способности поставщиков;
Экономические возможности и торговые способности покупателей.
Пять сил конкуренции определяют, в конечном счете, условия, в которых функционирует каждый конкурентный рынок и составляющие его экономические единицы. Действие указанных пяти сил М.Портера требует от фирмы выработки конкурентной стратегии по формированию ее конкурентного преимущества. По М.Портеру конкурентное преимущество возникает за счет снижения издержек и дифференциации товара. Последняя предполагает способность обеспечить покупателей большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Иными словами, формирование конкурентного преимущества фирмы является неотъемлемой функцией инновационного (творческого) предпринимательства.