Показатели производственной программы предприятия

Производственная программа – план производства и реализации продукции. Она определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде по номенклатуре и ассортименту, соответствующему потребностям рынка. Предприятия формируют производственную программу на основе государственного заказа, заказа потребителей и на основе выявленной потребности рынка.

Производственная программа состоит:

1 планирование производства продукции в натуральном и стоимостном выражении;

2 планирование номенклатуры.

Планирование производства продукции в натуральном выражении содержит показатели выпуска продукции определенной номенклатуры, качества и количества. Планирование производства в натуральных измерителях дает возможность предприятию согласовать выпуск отдельных видов изделий с потребностями рынка. Натуральные измерители позволяют согласовать план производства с производственными мощностями, с потребностью в ресурсах, необходимых для производства продукции. План производства продукции в стоимостном выражении содержит следующие показатели:

1 объем реализации продукции. Реализованной считается продукция, которая оплачена потребителем в момент реализации. Объем реализованной продукции определяется как стоимость предназначенных к поставке к договору готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства, ТНП, выполненных работ, услуг промышленного характера, реализованных заказчиком в соответствии с договорами или через сбытовую сеть. Реализованная продукция характеризует валовый доход предприятия в плановом периоде и определяется как произведение цены на объем.

2 товарная продукция – стоимость запланированных к выпуску готовых изделий. В товарную продукцию включается стоимость полуфабрикатов, комплектующих изделий. Товарная продукция определяется в оптовых ценах предприятия. Условием отнесения продукции к товарной является ее готовность к потреблению и сдача на склад, подготовленная для реализации. Вся продукция, которая отправлена к потребителю ничем не оплачена, относится к товарной продукции.

3 валовая продукция – учитывает изменение остатков незавершенного производства. ВП=ТП-НЗПк+НЗПн

Показатель ВП связан с внутрихозяйственным оборотом. На тех предприятиях, у которых отсутствует НЗП (пищевая), а значит, внутрихозяйственный оборот ВП совпадает с ГП.

8. Формирование ассортимента.

Для того, чтобы предприятие получало прибыль необходимо, чтобы номенклатура и ассортимент соответствовали запросам потребителя. Номенклатура – перечень выпускаемых видов изделий. Номенклатура продукции — совокупность всех ассортиментных групп продукции и единиц продукции, предлагаемых потребителям конкретным предприятием. Ассортимент – удельный вес каждого вида продукции в общем объеме. Ассортимент — это определенная совокупность продукции, объединенная в группы по какому-либо признаку Ассортиментная позиция – конкретная модель, марка, размер выпускаемой предприятием продукции для продажи. Набор взаимосвязанных товаров – ассортиментная группа. При планировании номенклатуры может характеризоваться широтой, глубиной и сопоставимостью.

Широта ассортимента включает в себя количество предлагаемых ассортиментных групп.

Глубокий ассортимент – количество позиций в одной ассортиментной группе, чем их больше, тем глубже ассортимент.

Сопоставимый ассортимент – соотношение между ассортиментами группами с точки зрения общности конечного потребителя.

В основе планирования ассортимента лежит сбыт

Ассортимент формируется на основе спроса.

Использует методы для изучения спроса:

1 изучение ретроспективных данных о спросе,

2 метод экспертных оценок.

3 изучение динамики объемов продаж. При планировании ассортимента необходимо учитывать жизненный цикл изделия

В процессе планирования номенклатуры и ассортимента решаются 2-е задачи: 1 сократить время освоения нового изделия;

2 удлинить жизненный цикл изделия.

Целесообразно весь ассортимент разбить:

1 Основная группа – товары, находящиеся в стадии стабильности и приносящие основные доходы;

2 Поддерживающая – находящиеся в стадии роста, товары, обеспечивающие значительные доходы;

3 Стратегическая – товары, обеспечивающие будущие доходы;

4 Тактическая – товары, находящиеся в стадии насыщения; 5 Снимаемые с продажи товары – находящиеся в стадии спада. Особое внимание необходимо уделить устаревшим товарам, т.к. задержки со снятием их с производства приводят к снижению эффективности продаж

Главным является сбалансированность номенклатуры и ассортимента. При планировании новых изделий следует помнить, что они в краткосрочном периоде ухудшают экономические показатели предприятия, а долгосрочном периоде новые изделия способствуют финансовой устойчивости предприятия. . Классификации новых товаров:

1 качественно новый;

2 Усовершенствованный товар

3 Частично усовершенствованный товар;

4 Товар рыночной новизны

5 Товар новой сферы применения

выпуска продукции, который определяется производительностью машины, оборудования;

2) если отсутствуют количественные показатели выработки, необходимые для установления сдельной расценки при установлении правильных условий применения норм труда.

Применяется на участках, рабочих местах, где обеспечение высокого качества продукции является основным показателем работы, а также применяется при выполнении работ по обслуживанию оборудования, а также на конвейерных линиях с регламентированным ритмом обработки.

Применяется на работах, где учет и нормирование труда требуют больших затрат труда и экономически нецелесообразны, где труд рабочего не поддается точному нормированию.

Повременную форму целесообразно применять на работах, где выработка не является основным показателем.

Эта форма оплаты стимулирует повышение квалификации работающих и укрепление дисциплины труда.

При простой повременной системе з/пл работника за определенный отрезок времени определяется: ЗПпл = m * Т,

m – часовая (дневная) тарифная ставка работника соответствующего разряда, руб.

Т – фактически отработанное на производстве время, ч. (дни).

При повременно-премиальной системе з/пл определяется:

ЗПпвп = m * Т * ( 1 + (р + к*n)/100),

р – размер премии в % к тарифной ставке за выполнение установленных показателей и условий премирования;

к – размер премии за каждый процент перевыполнения установленных показателей и условий премирования, в %;

n – процент перевыполнения установленных показателей и условий премирования.

При почасовой повременной оплате з/пл:

ЗПпп = m * t, m – часовая тарифная ставка рабочего, руб; t – количество отраб. часов.

При помесячной оплате з/пл:

ЗПпп = L * dдн.ф. / dдн.

L – оклад рабочего в месяц, руб;

dдн.ф. – количество рабочих дней, фактически отработанных работником;

dдн – количество рабочих дней в месяц.

Наши рекомендации