Семинар 7. Муниципальная собственность и местные финансы

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (гл. 8, п. 4 ч. 8 ст. 85);

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ст. 13);

Бюджетный кодекс Российской Федерации (п. 3 ст. 41, ст. 86, п. 5 ст. 87, ст. 140, п. 2 ст. 136, ст. 215.1, п. 5 ст. 242);

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ст. 5, 10, п. 14 ч. 2 ст. 55);

Арбитражный процессуальный кодекс РФ (ст. 28);

Земельный кодекс РФ (ст. 31);

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ст. 9).

1. В собственности городского поселения находится муниципальный торговый центр, арендная плата за торговые помещения служит дополнительным источником дохода городского бюджета. Представитель Федеральной антимонопольной службы высказал мнение о том, что нахождение торгового центра в муниципальной собственности противоречит принципам рыночной экономики, ограничивает конкуренцию. Как должны отнестись к этому заявлению органы местного самоуправления городского поселения?

2. В администрацию городского округа обратился индивидуальный предприниматель Свиридов. Он указал, что рядом с принадлежащим ему на праве собственности спортивным центром находится недостроенное здание плавательного бассейна, относящееся к городской собственности. В городском бюджете нет средств на завершение строительства бассейна, продолжение строительства городские власти не планируют, недостроенное здание более 10 лет портит облик города и разрушается. Свиридов просит продать ему недостроенное здание, обязуется привлечь инвестиции, в короткие сроки завершить строительство и предоставлять жителям города услуги по пользованию плавательным бассейном. Одновременно несколько заслуженных деятелей спорта направили в администрацию городского округа ходатайство в поддержку предложения Свиридова. В нем они указали, что Свиридов в прошлом известный спортсмен, в настоящее время он много делает для развития спорта в городе, задача привлечения частных инвестиций в развитие физкультуры и спорта имеет высокую значимость. Глава администрации городского округа распорядился осуществить объективную оценку рыночной стоимости недостроенного здания бассейна, продать его Свиридову, а вырученную сумму направить на развитие на территории городского округа физической культуры и массового спорта. Какое заключение по этому поводу должно подготовить правовое управление администрации городского округа?

3. Законом области органы местного самоуправления городского округа наделены государственными полномочиями по выплате отдельных видов государственных пособий гражданам, имеющим детей. Для обеспечения осуществления указанных полномочий из областного бюджета бюджету городского округа переданы субвенции, размер которых рассчитан исходя из числа граждан, проживающих на территории городского округа и имеющих право на получение соответствующих пособий. Реальное количество получателей пособия оказалось меньше расчетного числа. Дума городского округа по предложению городской администрации приняла решение о направлении неиспользованных средств на ремонт здания детского дома, находящегося на территории городского округа. Как должны отреагировать на это финансовые органы?

4. Постановлением администрации области на очередной финансовый год утверждены предельные нормативы расходов местных бюджетов на содержание представительных органов поселений, муниципальных районов и городских округов, включая предельные размеры фонда оплаты труда депутатов, дифференцированные в зависимости от вида муниципального образования и численности его населения. Группа депутатов Думы городского округа обратилась в прокуратуру области с требованием опротестовать указанное постановление, как изданное с превышением полномочий и нарушающее принцип самостоятельности местных бюджетов. Как должна поступить прокуратура?

5. Глава Полянского муниципального района направил в администрации сельских поселений данного района письмо, предписывающее администрациям заключать с представительством ОАО «Кузбасуголь» договоры об обеспечении углем. В письме указывается, что данная организация снабжает углем уже 12 районов области, обеспечивает соблюдение сроков поставки и хорошее качество угля. Кроме того, прямые поставки угля позволяют экономить средства местных бюджетов. В связи с этим письмо запрещает администрациям сельских поселений закупать уголь по ценам, превышающим цену ОАО «Кузбасуголь». Как должны поступить администрации сельских поселений?

6. Распоряжением директора Департамента коммунального хозяйства городского округа, изданным во исполнение решения Думы городского округа «Об увековечении памяти Героя Советского Союза М.А. Нефедова», коммунальной службе поручено установить мемориальную доску на доме, в котором жил Герой. Бухгалтерии департамента поручено оплатить ООО «Монумент» изготовление мемориальной доски в размере 104500 рублей за счет бюджетных средств, выделенных Департаменту в текущем финансовом году. Как должна поступить бухгалтерия?

7. ЗАО «Донмебель» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности по оплате поставки мебели для городской музыкальной школы. Муниципальный контракт на поставку мебели для музыкальной школы был подписан генеральным директором ЗАО «Донмебель» и начальником Управлением культуры городского поселения. Представитель Управления культуры Иванцов в судебном заседании признал, что поставщик выполнил условия контракта и поставил мебель в первом полугодии, оплата должна была осуществляться во втором полугодии, однако ввиду уменьшения лимитов бюджетных обязательств оплата мебели невозможна. Начальник финансового управления администрации городского поселения Прохорова в судебном заседании пояснила, что уменьшение лимитов бюджетных обязательств, повлекшее задолженность перед ЗАО «Донмебель», обусловлено недостаточностью средств городского бюджета. В следующем финансовом году в бюджете городского поселения будут предусмотрены денежные средства для погашения задолженности.

Представитель истца в судебном заседании указал, что согласно уставу городского поселения Управление культуры является самостоятельным органом местного самоуправления, подчиненным администрации городского поселения, оно зарегистрировано в качестве юридического лица в организационно-правовой форме муниципального казенного учреждения, имеет собственные лицевые счета и денежные средства. В силу п. 2 ст. 120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам лишь в случае недостаточности имеющихся у учреждения денежных средств. На счетах Управления культуры в настоящее время имеются денежные средства, которые расходуются на иные цели. Обязанность погасить задолженность должна быть возложена на Управление культуры как сторону муниципального контракта, уплата долга не может ставиться в зависимость от изменения лимитов обязательств городского бюджета. Как надлежит суду оценить аргументы истца?

8. Администрация Рашковского муниципального района обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с администрации области задолженности по выплате дотации муниципальному району из областного бюджета. Представитель истца указал, что в истекшем финансовом году Рашковский муниципальный район получил дотации из областного бюджета в меньшем размере, чем было предусмотрено в фонде финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов в составе областного бюджета. Представитель ответчика пояснил, что областной бюджет не был исполнен по доходам в тех объемах финансовых средств, которые были предусмотрены законом об областном бюджете. Это повлекло недофинансирование по многим статьям бюджета. Администрация Рашковского муниципального района должна с пониманием отнестись к проблеме недостаточности финансов, поскольку областным властям негде взять недостающие денежные средства. Арбитражный суд прекратил производство по делу, оставив иск без рассмотрения. Правильно ли он поступил?

9. Решением референдума, проведенного в сельском поселении Карнаухово, установлена обязанность всех жителей Карнаухово, за исключением несовершеннолетних и пенсионеров, уплачивать в качестве самообложения сумму в размере пять тысяч рублей в год для организации централизованного вывоза бытовых отходов с территории данного сельского поселения. Гражданин Творогов заявил, что не будет уплачивать эту сумму. Хотя он и зарегистрирован по месту жительства у своей матери в Карнаухово, но фактически проживает в городе, в Карнаухово бывает редко, мусор во время приезда не оставляет, поэтому оплачивать его вывоз не должен. Глава администрации сельского поселения Квасцов разъяснил Творогову, что в случае неуплаты указанной суммы в добровольном порядке, он будет обязан уплатить еще и штраф в размере, установленном статьей 122 Налогового кодекса РФ. Кто прав в этом споре?

10. Совет Березовского муниципального района рассматривал вопрос о дополнительных финансовых средствах, необходимых для ремонта автомобильной дороги районного значения, связывающей сёла Гриднево, Семеновское и Подлипки с трассой федерального значения. На основании статьи 36 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» им было принято решение о введении сбора за пользование указанной автомобильной дорогой. Сбор обязан уплачивать каждый гражданин, зарегистрированный по месту жительства в одном из трех указанных сел и являющийся собственником автотранспортного средства. Сумма сбора составляет 600 рублей в квартал. Для отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, установлены льготы. Денежные средства, полученные от указанного сбора, имеют целевое назначение и могут использоваться только на ремонт соответствующей автомобильной дороги районного значения.

Житель села Подлипки Сухарев направил в Совет Березовского муниципального района жалобу, в которой указал на несправедливость сбора. Некоторые жители ездят по дороге, которая нуждается в ремонте, ежедневно, так как работают в городе. А он, Сухарев, живет и работает в Подлипках и ездит в город на своем автомобиле один раз в месяц. В ответе на жалобу председатель Совета разъяснил, что организация учета проезда автотранспорта по дороге потребует дополнительного финансирования, которое поглотит значительную часть полученных от введения сбора средств. Поэтому Совет руководствовался принципом юридического, а не фактического равенства прав. Все автовладельцы, проживающие на территории прохождения дороги, имеют равное право пользования этой дорогой и должны в равной мере содействовать ее ремонту. Кто прав в этом споре?

11. Постановлением администрации области на основании ходатайства главы администрации Кутеповского муниципального района из бюджета области выделена субсидия в размере 26 миллионов рублей для долевого финансирования газификации района. Указанная сумма будет перечислена в бюджет Кутеповского муниципального района за счет средств фонда муниципального развития, образованного в составе бюджета области в соответствии с законом области о бюджете на текущий финансовый год. Как должна отреагировать на это прокуратура?

12. В соответствии с Положением о Главном финансовом управлении администрации городского округа, утвержденным постановлением администрации городского округа, к полномочиям Главного управления относится: составление сводной бюджетной росписи городского бюджета, организация исполнения городского бюджета, кассовое обслуживание исполнения городского бюджета, включая проведение операций по поступлению денежных средств на банковский счет бюджета и списанию с него денежный средств. Прокурор принес протест на указанное Положение. Что не устраивает в нем прокурора?

13. Департамент финансов и бюджетной политики Правительства края установил срок представления ему администрациями муниципальных районов и городских округов реестров расходных обязательств соответствующих муниципальных образований, на основании которых будут готовиться проекты бюджетов указанных муниципальных образований на очередной финансовый год и плановый период. Администрация Бобровского городского округа не представила в установленный срок соответствующие документы, указав, что муниципальное образование вправе самостоятельно, без вмешательства исполнительных органов государственной власти составлять и рассматривать проект своего бюджета. Прокомментируйте эту ситуацию.

14. Предприниматель обратился в комиссию по размещению объектов строительства в городском поселении с заявлением о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса на пустующем земельном участке, примыкающем к району жилой застройки. К заявлению были приложены обоснование требуемого размера участка и технико-экономическое обоснование проекта. Рассмотрев заявление, комиссия отказала в организации процедуры выбора участка в связи с имеющейся задолженностью предпринимателя перед местным бюджетом. Правомерно ли это решение?

15. Постановлением администрации сельского поселения установлено, что за выдачу гражданам заверенных копий документов, хранящихся в архиве администрации и подтверждающих выделение гражданам земельных участков в границах поселения, устанавливается плата в размере 150 рублей за каждую страницу документа; при этом для архивных документов, датированных ранее 1990 года, может предусматриваться двукратная наценка. Общественная правозащитная организация утверждает, что такой сбор взимается неправомерно, так как он не предусмотрен федеральным законом. Оцените законность данного постановления администрации.

Наши рекомендации