Вопрос 7 Сущ и зн бюдж его роль
Бюджет ,как осбая сис-ма обществ отношений, историч возникло и дейсвовует там, где существует гос-во с развитыми товарно-ден отношениями. Гос-во, в период своего становления, имело возможность покрывать свои затраты (строит-во дорог, каналов, дворов), за счет поступлений от гос хоз-в, использ рабского труда, войн. Принудит сборы с граждан практич не осущ. По мере роста гос расходов, установились обязат подати с подданных. Монархи имели возможностьосн часть собранных с-в безконтрольно расходовать на свои нужды. Расходы гос-а направлялись уже не только на содержание двора, полиции, но ина развитие транспорта, торговли, промышленности, на поддержку отдельных слоев населения, и чтобы обосновать потребность в фин ресурсах и их конкретное направление, начинают составляться отдельные сметы доходов и затрат, постепенно растет кол-во отдельных смет. В связи с усложнением процесса произ-ва и распред-я, поэтому делаются попытки отдельные сметы доходов и затрат объединить в общую смету доходов и расходов (1 попытка сделана в Англии в 17в и получила название – бюджет). В России первые сведения об общей смете доходов и расходов относится к 1654г. При Петре 1 была создана коллегия для руководства фин делами гос-ва. С 1812г, после образования Минфинов, бюджет России начал разрабатываться ежегодно. Главным назначением бюджета явл аккомуляция с-в в казну для выполнения ф-ций гос-ва. Через гос бюджет перераспред около половины нац дохода многих стран, около 60% всех ден с-в гос-ва, что дает возможность правительству реализ свою эк,соц, внутр и внеш политику. Поэтому намечаемая программа эк и соц развития во многом зависит от V бюджета, его струк-ры, содержания доходов и расходов. Значение бюджета в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство:
- с помощью бюджета обеспеч общеэк и произв пропорции, что достигается различными формами прямого и косвенного воздействия (бюджетное финансир, субсидир пред-тий, фин льготы);
- бюджет устанавливает оптимальные пропорции м\д произв и непроизв сферами.
- Бюджет способствует созданию крупных мат и фин резервов, необход для беспереб-го ведения хоз-ва.
- Бюджет может оказывать сущ влияние на деятельность отдельных пред-тий.
Бюджет можно рассматр с 3 позиций:
1 как эк категория – совок эк отнош, возникающие у гос-ва с юр и ф-л, по поводу формир-я и распред-я централиз фонда фин ресурсов гос-ва.
2 как фин план страны - фин план страны, отражающий дох и расх, которыми распоряж соотв органы власти и управления.
3 как централиз фонд ден с-в – существ отличие от др фондов – не имеет строго целевого назначения.
Вопрос 9 ФСЗН
ФСЗН в Беларуси создан на базе пенсионного фонда и фонда соц защиты населения и действует с 1.07.1993г. фонд был создан для соверш-ния сис-мы финансир расходов на соц страх-ие и усиления фин контроля за правильным и эфф использованием с-в на эти цели. ФСЗН – гос внебюджетный фонд и орган гос управления с-вами гос соц страх-ия. С 2004г фонд включен в состав бюджета, но он не явл целевым бюджетным фондом. Ден с-ва фонда явл респуб-кой собств-ю.
Главные задачи ФСЗН:
1 финансир расходов на пенсии, пособия, сан-курорт оздаровление
2 сбор и аккомулир обязат страх взносов, предназнач на гос соц страх
3 орг-ция и ведение индивид-го учета сведений об застрахованных лицах
4 осущ-ние расширенного воспроиз-ва с-в фонда на основе принципа самофинансир-я
5 проведение разъяснит работы среди населения по вопросам деят-ти фонда
6 междунар сотруд-во с аналогич-ми орг-циями
7 орг-ция работы по подготовке и повышения квалиф-ции специалистов для с-мы фонда
С-ва фонда образуются за счет:
1 обязат страх взносов нанимателей
2 размер страх взносов опред правит-вом на очередной год в опред % к фонду оплаты труда
3 для отдельных плат-ков установлены льготы
4 обязат страх взносов работающих гр-н в размере 1% от з\п
5 осигнования из республ бюджета
6 добровольных взносов юр и ф\л