Аудит расчетов с покупателями и заказчиками
Вопрос 25. Аудит расчётных операций
Аудит расчетных операций включает в себя проверку счетов: №60; 62; 63; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 73; 75; 76; 79. При проверке расчетных операций прежде всего проверяется приказ об учетной политике и рабочий план счетов, а также имеются ли расчеты в иностранной валюте, сколько таких контрактов, в какой валюте, срок действия контрактов. Расчеты в иностранной валюте учитываются и проверяются отдельно, как правило на отдельных субсчетах или аналитических счетах расчетов.
Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Проверка по счетам расчетов должна осуществляться по следующим основным направлениям: наличие и правильность оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке материальных ценностей (работ, услуг); правильность оплаты или получения сумм за полученные или отгруженные материальные ценности; полнота оприходования и списания полученных ценностей.
При проверке следует обратить внимание на следующее:
- имеются ли договора на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления;
- при наличии дебиторской и кредиторской задолженности необходимо установить дату возникновения и причину образования;
- имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, принимаются ли меры к ее взысканию.
- при поступлении ТМЦ, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), необходимо проверить, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков, и не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторская задолженность;
- проводилась ли инвентаризация расчетов. Посмотреть ее результаты, а в необходимых случаях провести встречную проверку расчетов;
- полнота оприходования материальных ценностей;
- правильность установления цен на материальные ценности, соответствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки;
- правильность списания затрат с кредита расчетов с дебиторами и кредиторами на себестоимость продукции (работ, услуг);
- правильность списания задолженности с истекшим сроком исковой давности.
- правильность отражения операций при оплате векселями;
- предъявлялись ли претензии поставщикам и подрядчикам в случае несоответствия цен и тарифов, обусловленных договорами, а также при выявлении арифметических ошибок в счетах; при обнаружении несоответствия качества стандартам или техническим условиям; за недостачу груза в пути сверх норм естественной убыли;
- при проверке расчетов с подрядчиками следует установить: обеспечены ли объекты источником финансирования; имеется ли проектно-сметная документация на строящиеся объекты; нет ли приписок объемов выполненных работ;
- правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”.
- соответствие данных журнала-ордера №6, по этим счетам данным, указанным в главной книге и балансе;
- правильность составления бухгалтерских проводок по счетам расчетов.
Аудит расчетов с покупателями и заказчиками
При проверке необходимо установить:
- заключены ли договора поставки продукции;
- реальность задолженности покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;
- правильность ведения аналитического учета по счету 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченной векселями срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными в банках, по которым денежные средства не поступили в срок);
- правильность составления бухгалтерских проводок по счету 62;
соответствие записей аналитического учета по счету 62 записям в журнале-ордере №11, главной книге и балансе.