Судьи потребовали от ФСС РФ справедливости и соразмерности
Президиум ВАС РФ принял Постановление, которое поможет уменьшить количество дней нетрудоспособности, оплачиваемых из МРОТ
Работница предоставила работодателю два листка нетрудоспособности, в одном из которых имелась отметка врача о нарушении режима в связи с неявкой на очередной осмотр в период с 29.12.2007 по 08.01.2008.
На основании протокола комиссии по социальному страхованию ОАО оплата больничных листов была произведена в период с 29.12.2007 по 08.01.2008 из расчета МРОТ, а остальной период – в полном размере.
ФСС с таким расчетом не согласился, решив, что пособие из МРОТ следует платить с 29.12.2007 по день закрытия листка нетрудоспособности. Ведь в соответствии с п. 2 ч. 1, ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ при неявке застрахованного лица
без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный
календарный месяц МРОТ со дня, когда было допущено нарушение.
На это работодатель возразил, что его комиссия по социальному страхованию признала причину неявки к врачу уважительной.
Так и возник спор по поводу полномочий этой комиссии и сроков оплаты пособия из МРОТ.
Арбитражный суд установил, что в соответствии с п. 11 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства от12.02.1994 № 101, для обеспечения контроля правильности начисления пособий по социальному страхованию в организациях образовываются комиссии (уполномоченные) по социальному страхованию.
Согласно п. 2.2. Типового положения о комиссии (уполномоченном) по
социальному страхованию, утвержденного ФСС РФ 15.07.1994 г. № 556а, названная выше комиссия проверяет правильность определения администрацией предприятия права на пособие, обоснованность лишения или отказа в пособии, рассматривают заявления работников предприятия по вопросам социального страхования и спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.
ФАС УО в Постановлении от 10.06.2010 № Ф09-4237/10-С2 решил, что определение уважительности причины нарушения больничного режима или неявки в назначенный срок на врачебный осмотр и, следовательно, наличия оснований для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности относится к компетенции администрации работодателя. Действующим законодательством Российской Федерации решение указанного вопроса не отнесено к компетенции иных органов и организаций (в том числе ФСС РФ).
Таким образом, у Фонда нет оснований для пересмотра решения
специальной комиссии, созданной ОАО в соответствии с законом.
Действующим законодательством Российской Федерации не установлен
перечень уважительных причин неявки на осмотр врача, которыми могла бы руководствоваться администрация общества.
Однако в той же самой ситуации ФАС ЗСО в Постановлении от 30.06. 2011№ А45-18204/2010 принял прямо противоположное решение.
Во-первых, суд решил, что снижение пособия производится со дня, когда допущено нарушение, при этом, законодательно не закреплено снижение размера пособия именно на период несвоевременной явки застрахованного лица, следовательно, довод ФСС о том, что размер пособия подлежал снижению со дня, когда допущено нарушение и до окончания страхового случая, является правильным.
Во-вторых, суд решил, что комиссия не доказала уважительность причин неявки на врачебный осмотр, поскольку, к таким причинам могут быть отнесены обстоятельства непреодолимой силы, смерть или тяжелое заболевание близкого родственника, плохое самочувствие больного в день неявки, вызов на дом скорой медицинской помощи. Поскольку Фондом указанные причины установлены не были, им правомерно не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем.
Признание комиссией ЗАО причины неявки работницы уважительной
(перепутала даты явки к врачу), таким доказательством не является.
Эту разноголосицу решил пресечь Президиум ВАС РФ.
Суд решил, что пункт 2 части 1 статьи 8 Закона № 255-ФЗ все-таки не содержит предписания о том, что неявка застрахованного лица в назначенный срок на врачебный осмотр влечет снижение размера пособия по временной нетрудоспособности со дня, когда было допущено нарушение, на весь период нетрудоспособности.
Кроме того, судьи потребовали от ФСС обратить внимание на то, что работница, являясь временно нетрудоспособной с 18.05.2009 по 09.01.2010, должна была явиться на прием к врачу 14.08.2009, фактически же явилась 21.08.2009. Незначительный период нарушения режима и отсутствие этих нарушений в последующем Фонду следовало принять во внимание.
Фонд при вынесении решения, исходя из обстоятельств дела, должен был учесть, что принцип соразмерности, выражающий требование справедливости, предполагает установление ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, вины и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении мер ответственности. Однако Фондом данные требования выполнены не были.
Суды правильно установили фактические обстоятельства неявки работника на прием к врачу, но при вынесении судебных актов не обеспечили соблюдения таких общих принципов юридической ответственности как справедливость и соразмерность. Оснований для снижения размера пособия на весь период нетрудоспособности у Фонда и судов не имелось.
При названных обстоятельствах обжалуемый судебный акт был отменен, как нарушающий единообразие в толковании и применении арбитражными
судами норм права, а заявление ЗАО было удовлетворено (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.02.2012 № 14379/11).