Формирование контроллинговой информации
Взаимосвязь контроллинга с функциями управления
По исторически-бухгалтерской ориентации контроллинг "делает" информацию бухгалтерского учета полезной для принятия решений. Повышающиеся требования к руководству предприятия относительно совершенствования методов управления, привело к необходимости анализа различных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Основываясь на данных бухгалтерского учета как на источнике информации, служба контроллинга изучает явления и процессы на предприятии, выявляет "слабые" места, проводит сравнение фактических показателей с запланированными и анализирует причины отклонений, а также предлагает меры по улучшению ситуации на предприятии. Разработкой концепций эффективного управления, контроллинг освобождает руководство от ряда проблем по планированию, контролю и обеспечению информацией. В его деятельности преобладают элементы планирования на основе знаний процессов на предприятии и внешней среды (экономической, технологической, политико-правовой), а также информационных технологий.
Следовательно, находясь на пересечении функций учета, контроля, анализа и планирования контроллинг занимает особое место в информационно-аналитической системе управления предприятием. Он синтезирует, связывает воедино все вышеуказанные функции, интегрирует и координирует их, не подменяя собой ни одну из функций управления, а лишь переводя управление предприятием на качественно новый уровень.
Формирование контроллинговой информации
Роль и значение контроллинга в системе управления предприятием должно определяться степенью востребованности информации формируемой данной системой. В связи с этим, наиболее логичным, будет представление системы контроллинга в виде этапов формирования контроллинговой информации, получаемой в результате трансформации отдельных элементов функций управления. Наиболее общая структура этапов формирования контроллинговой информации представлена на рис. 1.8.
На рисунке 1.8. определена последовательность проведения работ по формированию контроллинговой информации, то есть основа для выработки альтернативных вариантов для принятия управленческих решений. Кроме того, каждый этап функционирования системы контроллинга, характеризуется степенью использования отдельных элементов функций управления (учета, контроля, анализа, планирования) в процессе подготовки контроллинговой информации. Именно степенью использования отдельных элементов функций управления и определяются функции, присущие системе контроллинга. А отсюда, роль системы контроллинга в управлении предприятием определяется реализацией функций данной системы.
^ 2.5. Ориентация контроллинга на типы управленческих решений
Исходя из того, что руководитель должен постоянно принимать решения, реализация которых позволит поддерживать предприятие в состоянии деловой активности, следующий этап изучения роли контроллинга в системе управления предприятием будет строиться на том факте, что осуществление финансово-хозяйственной деятельности сопровождается принятием решений.
Изменения внутренней среды предприятия, связанные с процессом социально-экономической трансформации (то есть изменения параметров хозяйствования, таких как цены, спроса, объемов производства), поставило руководство предприятия перед необходимостью принимать решения. При этом, "решение - это выбор альтернативы. Принятие решений - связующий процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции"Оптимальный выход из создавшейся ситуации обеспечивается при помощи выработки определенных рекомендаций для принятия управленческих решений, чем отчасти занимается система контроллинга. Чтобы сформировать существенные рекомендации по принятию решений, необходимо прежде -всего проанализировать сам процесс принятия решений- из каких этапов он складывается, когда и какая информация требуется руководителю, каковы наиболее распространенные ошибки, которых следует остерегаться. Попытаемся решить эти вопросы путем классификации подходов принятия управленческих решений в контроллинге.
Авторы работы "Основы менеджмента" Мескон М.Х. и др. группируют решения на запрограммированные и незапрограммированные. Определение факторов, влияющих на процесс принятия решений производится ими в зависимости от среды принятия решений, которая традиционно подразделяется на условия определенности, риска и неопределенности.
Оперативный контроллинг определяет насколько принимаемые управленческие решения, относительно формирования целей, ресурсов и процессов на предприятии будут способствовать повышению результативности, эффективности и производительности работ. В зависимости от определенного руководством направления (типа) принятия управленческих решений, в сферу задач контроллинга входит оптимизация внутренних возможностей предприятия, выбор элементов инструментария и разработка методик их реализации для выполнения поставленной цели.