Раздел 1. Теоретические основы финансов 12 страница

Наличие государственного долга предполагает проведение мероприятий по управлению им, в число которых входят:

· выплата доходов кредиторам и погашение займов;

· изменение условий выпущенных займов;

· определение условий эмиссии;

· выпуск новых займов.

В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим яв­ляется обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него допол­нительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы дол­га за счет штрафных санкций.

К основным методам государственного регулирования (управления) государственным долгом относятся:

Обслуживание государственного долга предполагает, во-первых, осуществле­ние операций по размещению долговых обязательств, во-вторых, выплату дохо­дов по ним и, в-третьих, погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения.

Погашение долга предпо­лагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Рефинансирование - это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия - традиционно это изменение доходности займов (понижение - в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повы­шения доходности для кредиторов).

Консолидация - изменение срока действия уже выпущенных займов в сторо­ну увеличения (как правило) или сокращения. Предполагает облегчение усло­вий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совме­щение консолидации с конверсией.

Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда об­лигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Цель - уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бу­маг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с кон­солидацией, но может быть проведена и вне ее.

Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом слу­чае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.

Новация - замена обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен об­лигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешнего займа, как правило, проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательно предусматривает приостановку выплаты процентов по займу.

Под аннулированием государственного долга понимается полный отказ госу­дарства от обязательств по выпущенным займам.

Основная задача управления государственным долгом России - изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокра­щение долга. В силу сложившихся обстоятельств в наибольшей степени это от­носится к внешнему долгу.

Управление государственным долгом направлено на достижение экономи­ческих, социальных и политических целей, которые определяются тенденциями общественного прогресса и современным состоянием экономики страны. В чис­ле основных экономических целей - обеспечение экономической стабилизации и роста производства, поддержание его конкурентоспособности на мировом рынке; социальные цели подразумевают обеспечение социальной стабильности и социального прогресса; политические цели формулируются исходя из идеи поддержания стабильности функционирования политической системы и обеспе­чения национальной безопасности. Достижение этих целей в немалой степени связано с управлением государственным долгом, в особенности внешним, со­стояние которого, как показывает мировая практика, во многом определяет экономическую независимость страны, что особенно актуально для современной России.

Обслуживание государственного долга РФ производится Банком России и его учреждениями. Банк Рос­сии осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государствен­ного долга безвозмездно. Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В целом органы управления государственным долгом представлены на рисунке 15.1.

15. 1 – Органы управления государственным долгом

Выполнение Центральным банком РФ, кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента Правительства РФ по обслуживанию долговых обязательств РФ, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению осуществляется на основе агентских соглашений, заключенных с Минфином РФ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем сущность и роль государственного кредита?

2. Назовите функции государственного кредита.

3. Назовите виды государственного кредита.

4. Каковы основные отличия государственного кредита от банковского кредита?

5. Каковы основные отличия государственного кредита от финансов?

6. Что такое государственный долг?

7. Дайте классификацию видов государственного долга?

8. Каковы размеры государственного долга в настоящее время?

9. В чем суть и необходимость управления государственным долгом?

10. Каковы механизмы управления государственным долгом?

Тема 16. Государственные внебюджетные фонды

1. Понятие государственных внебюджетных фондов, их назначение.

2. Особенности формирования и использования финансовых ресурсов государственных социальных внебюджетных фондов.

3. Фонд социального страхования: функции, источники формирования бюджета, направления расходования средств. Государственные внебюджетные фонды: сущность, классификация, значение.

4. Фонд медицинского страхования: функции, источники формирования бюджета, направления расходования средств.

5. Пенсионный фонд РФ: функции, источники формирования бюджета, направления расходования средств.

Государственные социальные внебюджетные фонды - это самостоятельные автономные финансово-кредитные организации, предназначенные для выполнения строго определенных функций и задач, которые определены при создании фонда.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств.

Внебюджетные фонды, являясь звеном финансовой системы РФ, обладают следующими особенностями:

1) запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

2) денежные средства используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

3) формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

4) денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, но они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом.

Внебюджетные фонды - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет расходов и комплексно расходуемых с целевыми назначениями фондов.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные (федеральные) и региональные; по целевому назначению – на экономические и социальные.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета и финансирование определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для использования в определенных целях.

Внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков. Кроме того, к доходам внебюджетных фондов относятся отчисления от прибыли учреждений, организаций и прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом (имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов).

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

Выделяют следующие социальные внебюджетные фонды:

1. Пенсионный фонд;

2. Фонд социального страхования;

3. Фонд обязательного медицинского страхования.

Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:

1) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

2) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В Государственной Думе проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в течение 3 дней направляются Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы Президенту РФ, в Совет Федерации, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату на заключение.

Государственная Дума в соответствии с Регламентом направляет проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов в Комитет по бюджету.

На пленарном заседании Государственной Думы проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации должны быть рассмотрены в первом чтении до рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении.

Предметом рассмотрения проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов в первом чтении являются основные характеристики бюджетов, к которым относятся:

· прогнозируемый объем доходов с указанием поступлений из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

· общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;

· предельный объем дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда и источники его финансирования либо предельный объем профицита бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде.

Предметом рассмотрения проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов во втором чтении являются:

- распределение расходов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетов;

- текстовые статьи проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Рассмотрение поправок по предмету второго чтения проводится в Комитете по бюджету, профильном комитете.

Государственная Дума рассматривает проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации во втором чтении в течение 35 дней после их принятия в первом чтении.

Она рассматривает в третьем чтении проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ в течение 15 дней со дня их принятия во втором чтении.

Принятые Государственной Думой федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ в течение 5 дней со дня их принятия передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

Счетная палата РФ, органы государственного финансового контроля, созданные законодательными органами государственной власти субъектов РФ, проводят экспертизу проектов бюджетов соответственно государственных внебюджетных фондов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов.

Пенсионный фонд. ПФР образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

В основные задачи ПФР входят:

- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;

- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

- межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

В бюджет Пенсионного фонда подлежат зачислению следующие доходы:

1. налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 60 процентов;

2. неналоговые доходы:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

- дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ;

- взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

- недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ;

- доходы от размещения средств Пенсионного фонда РФ;

- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

безвозмездные поступления:

- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду РФ;

- безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;

Плательщиками страховых взносов в соответствии с федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» являются страхователи, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, то он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

Не подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ следующие выплаты:

1) государственные пособия, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

2) все виды компенсационных выплат, связанных:

а) с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

б) с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

в) с оплатой стоимости и выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

г) с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;

д) с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;

е) с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;

ж) с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов:

а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

б) работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка;

4) доходы (за исключением оплаты труда работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

5) взносы работодателя, уплаченные плательщиком страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", в размере уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

6) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ и трудовыми договорами;

7) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период;

8) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников;

9) и др.

Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно- территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль над расходованием средств.

Фонд социального страхования (ФСС).ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722 и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ.

Основные задачи Фонда:

- обеспечение гарантированных государством пособий;

- участие в разработке и реализации госпрограмм охраны здоровья работников;

- подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

В бюджет ФСС РФ зачисляются следующие доходы в соответствии с федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»:

1. налоговые доходы:

- доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

- налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5 процентов;

- налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5 процентов;

- минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20 процентов;

- единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 5 процентов;

- единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 6,4 процента;

2. неналоговые доходы:

- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- недоимки, пени и штрафы по взносам в ФСС РФ;

- доходы от размещения временно свободных средств ФСС РФ;

- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

3. безвозмездные поступления (межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ФСС РФ и прочие поступления).

В соответствии с федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006» были определены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2010 году и в плановый период 2011 и 2012 годов

Для страхователей страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска в установлены в следующих размерах (таблица 14.2)

Таблица 14.2 - Классы и тарифы профессионального риска

Класс профессионального риска Тариф, % Класс профессионального риска Тариф, %
I класс профессионального риска 0,2 XVII класс профессионального риска 2,1
II класс профессионального риска 0,3 XVIII класс профессионального риска 2,3
III класс профессионального риска 0,4 XIX класс профессионального риска 2,5
IV класс профессионального риска 0,5 XX класс профессионального риска 2,8
V класс профессионального риска 0,6 XXI класс профессионального риска 3,1
VI класс профессионального риска 0,7 XXII класс профессионального риска 3,4
VII класс профессионального риска 0,8 XXIII класс профессионального риска 3,7
VIII класс профессионального риска 0,9 XXIV класс профессионального риска 4,1
IX класс профессионального риска 1,0 XXV класс профессионального риска 4,5
X класс профессионального риска 1,1 XXVI класс профессионального риска 5,0
XI класс профессионального риска 1,2 XXVII класс профессионального риска 5,5
XII класс профессионального риска 1,3 XXVIII класс профессионального риска 6,1
XIIIкласс профессионального риска 1,4 XXIX класс профессионального риска 6,7
XIVкласс профессионального риска 1,5 XXX класс профессионального риска 7,4
XV класс профессионального риска 1,7 XXXI класс профессионального риска 8,1
XVI класс профессионального риска 1,9 XXXII класс профессионального риска 8,5

Средства фонда направляются на:

- выплату пособий по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (на основании федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»);

- санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (содержание санаториев, оздоровительных лагерей ...);

- создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;

- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;

- проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда;

- осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.

В соответствии с федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения выплачивается в следующем размере:

1) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100 процентов среднего заработка;

2) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80 процентов среднего заработка;

Наши рекомендации