Роль и место дисциплины «Основы финансовых вычислений» в формировании профессиональных и общекультурных компетенций.
Кафедра Математики и информатики
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ»
(обзорная лекция)
для студентов третьего курса
направлений 38.03.05 «Бизнес-информатика»,
38.03.01 «Экономика»,
38.03.02 «Менеджмент»
(программа подготовки бакалавров)
Заочная форма обучения
2015 г.
Вводная часть
Уважаемые студенты!
Вашему вниманию предлагается обзорная (установочная) лекция по дисциплине «Основы финансовых вычислений» для студентов третьего курса бакалавриата направлений 38.03.01 «Экономика», 38.03.05 «Бизнес-информатика», 38.03.02 «Менеджмент».
Методы количественного анализа и финансовых вычислений составляют предмет дисциплины «Основы финансовых вычислений» и представляют собой в настоящее время одно из самых динамично развивающихся разделов экономической науки, направленных на решение прикладных задач в процессе оценки эффективности коммерческих операций.
Овладение современными методами финансовых расчетов и, соответственно, количественного анализа финансовых процессов представляется важным условием формирования профессиональных компетенций будущих специалистов (аналитиков, экономистов, предпринимателей, коммерсантов, менеджеров, руководителей фирм и т.д.).
В условиях рыночных отношений все большую практическую потребность приобретают методы планирования инвестиционной деятельности предприятий, фирм, отдельных частных инвесторов, оперирующих на финансовом рынке ценных бумаг. В основе действий данных инвесторов также должен лежать количественный подход к анализу ситуаций, позволяющий решать проблему выбора наиболее рациональных решений с позиции их доходности и уровня риска.
В настоящем курсе излагаются современные методы финансовой математики, используемые при принятии управленческих решений в финансовой сфере, от элементарных процентных вычислений до сложных многокритериальных и стохастических моделей, позволяющие получить оптимальные характеристики коммерческих сделок в зависимости от различных условий их проведения. Посредством финансовой математики лозунг «время – деньги» превращается в реальную основу, позволяющую определить истинную ценность денег с позиции текущего момента и выявить эффективность финансовых операций.
На финансовом рынке преимущество имеет тот, кто получает информацию быстрее, объективнее, полнее и может принять решение, опираясь не только на свой собственный опыт и интуицию, но и используя современный аналитический аппарат финансовой математики на базе компьютерных технологий. Поэтому рассмотрение теоретического материала дисциплины «Основы финансовых вычислений» тесно увязано с компьютерными технологиями решения практических задач финансовой математики. В качестве инструментального средства автоматизации и моделирования используется известный современный табличный процессор MS Excel. В процессе изучения дисциплины магистрант приобретает навыки работы с данным пакетом, предназначенным для моделирования, количественного и графического анализа финансовых операций, а также автоматизации соответствующих финансовых вычислений.
В обзорной лекции рассматривается структура курса, основные контрольные мероприятия, подлежащие выполнению магистрантами, дается обзор тем курса и методические рекомендации по его изучению, с указанием разделов учебных и учебно-методических пособий, в которых более подробно изложено содержание каждой темы курса.
Цели и задачи изучения курса «Основы финансовых вычислений»
Цели и задачи изучения курса «Основы финансовых вычислений» заключаются в углублении теоретических знаний о современной экономике с использованием средств математического моделирования, в освоении математических методов и моделей, используемых в экономическом анализе, в принятии управленческих решений, в планировании и прогнозировании в различных сферах хозяйственной деятельности, особенно в условиях неопределенности и риска. Конечной целью изучения данного курса является формирование у будущих специалистов твердых теоретических и практических навыков по использованию современных экономико-математических методов и моделей, и прежде всего финансовых моделей, при анализе, расчете, прогнозировании и принятии решений в сфере финансовой деятельности.
Конечные цели преподавания дисциплины:
· овладение методологией построения и практического применения детерминированных и недетерминированных финансовых моделей и методов финансовой математики в финансово-экономических расчетах в бизнесе, научно-исследовательской и преподавательской деятельности;
· освоение типовых методов и моделей, используемых в экономическом анализе, в принятии управленческих решений, в планировании и прогнозировании различных процессов и уровней хозяйственного механизма;
· углубление теоретических знаний о проблемах современной экономики и управления корпоративными финансами, исследуемых средствами математического моделирования финансовых рынков, финансовых операций и финансовых процессов на макроуровне.
В ходе изучения дисциплины ставится задача развития навыков разработки и применения математических и компьютерных методов для моделирования экономических, финансовых и управленческих процессов. Магистры по указанным выше направлениям подготовки должны быть подготовлены к решению следующих профессиональных задач:
· разработка и обоснование социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, и методик их расчета;
· анализ существующих форм организации управления, разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;
· прогнозирование динамики основных социально-экономических показателей бизнес процесса;
· разработка моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов;
· организация и проведение научных исследований.
Роль и место дисциплины «Основы финансовых вычислений» в формировании профессиональных и общекультурных компетенций.
Дисциплина «Основы финансовых вычислений» изучается на третьем курсе в течение одного семестра.
Успешное овладение указанной дисциплины требует знаний, по крайней мере, на уровне программ подготовки бакалавров таких дисциплин, как «Математический анализ»; «Теория вероятностей и математическая статистика»; «Эконометрика»; «Методы принятия управленческих решений»; «Методы оптимальных решений», «Математические методы в управлении»; «Математические методы в экономике»; «Методы компьютерного формирования экономических решений».
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций у магистрантов:
· способности самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения;
· способности принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия;
· умение использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач;
· способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами;
· владением методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде;
· способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой;
· способностью представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада;
В результате изучения дисциплины магистрант должен:
Знать:
· основные результаты новейших исследований по проблемам применения математических методов в финансовом менеджменте;
· современные математические методы и модели, применяемые в управлении экономическими, финансовыми, маркетинговыми процессами;
· компьютерные средства реализации математических методов.
Уметь:
· применять (при необходимости адаптировать) современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач;
· использовать математические методы как основу для моделирования и прогнозирования бизнес-процессов;
· анализировать, планировать и принимать решения, опираясь на результаты, полученные путем математического моделирования.
Владеть:
· навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений с применением математического инструментария;
· навыками применения математических методов для прогнозирования и управления бизнес-процессами, используя современные образовательные технологии;
· навыками самостоятельной научной и исследовательской работы, навыками участия в научных и практических дискуссиях.