Аудит финансовой отчётности
Его цель - установить, соответствует ли сводная финансовая отчётность определённым критериям. Основной критерий - бухгалтерские принципы в сфере образования. При аудите финансовой отчётности учитывается, что отчётность будет использована разными пользователями (арендаторами, посредническими организациями, благотворителями, другими сторонними организациями и физическими лицами) для различных целей. Аудит, в частности, может дать финансовую информацию, достаточную для благотворителей, решающих, например, вопрос о безвозмездной передаче данной школе имущества или денежных средств.
Движение денежных средств можно проверить следующими контрольными действиями: по всем ли приходным документам поступили денежные средства; все ли поступления в банке учтены по бухгалтерским записям; все ли расходы были оплачены банком; все ли суммы, выплаченные банком, учтены. Смысл такого внутрихозяйственного контроля состоит в сверке денежных сумм по бухгалтерским книгам и банковским документам.
Опросник: отношение руководителей школ к организации учёта денежных средств
• Созданы ли условия, обеспечивающие сохранность денежных средств в соответствии с правилами ведения кассовых операций?
• Заключён ли договор (обязательство кассира) с кассиром о материальной ответственности?
• Допускаются ли случаи, когда подписываются незаполненные платёжные поручения?
• Регистрируются ли кассовые ордера, платёжные документы в журналах регистрации?
• Полностью и правильно ли заполняются первичные кассовые и банковские документы?
• Снимаются ли ежедневно остатки денежных средств в кассе, не превышают ли они лимита остатка денежных средств в кассе, установленного банком?
• Как регулярно отчёты кассира проверяются главным бухгалтером?
• Проводятся ли внезапные проверки кассы?
• Подписываются ли расходные кассовые документы руководителем школы?
• Проверяется ли полнота оприходования поступивших денежных средств по каждому источнику финансирования?
• Проверяется ли целевое использование денежных средств по каждому источнику финансирования?
• Соответствует ли порядок расчётов по каждому источнику финансирования условиям заключённых договоров (в том числе на платные образовательные услуги)?
• Как регулярно проверяет главный бухгалтер соответствие данных первичных кассовых и банковских документов учётным регистрам аналитического и синтетического учёта, а также наличие раздельного учёта по каждому источнику финансирования?
Заключение
Последняя стадия аудита - заключение, в котором пользователям (администрации, благотворителям и т.д.) представляются результаты проверки того или иного вида финансово-хозяйственной деятельности школы: она соответствует установленным критериям.
Документы
Внутренний аудит в своей работе опирается на законодательные и нормативные документы по каждому из проверяемых направлений деятельности школы: Трудовой, Бюджетный, Гражданский и Налоговый кодексы РФ, Закон РФ «Об образовании», базовые документы бухгалтерского учёта и отчётности в казённых, бюджетных, автономных учреждениях, соответствующие приказы, письма Минобрнауки России, официальные документы по отдельным вопросам проверки и анализа финансово-хозяйственной деятельности школы и т.п.
Внутренний аудит можно рассматривать как часть общей системы управленческого контроля, как инструмент минимизации рисков финансово-хозяйственной деятельности.
Для обеспечения «экономической», «административной», «трудовой», «налоговой» безопасности финансово-хозяйственной деятельности необходимо опираться на положения Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (в редакции от 30.07.2010 г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Впервые в законодательстве РФ в статье 3 названного закона «Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» введён перечень нарушений должностных лиц контролирующих органов, при наличии которых результаты проверки признаются недействительными.
Вопросы для самоконтроля
1. Особенности казначейской системы финансирования.
2. Назовите основную функцию казначейства. Какова задача казначейства?
3. Когда орган казначейства отказывает в приёме платёжного документа образовательного учреждения?
4. Какова цель и методы казначейского бюджетного контроля?
5. На каких принципах основывается экономическая деятельность в сфере образования?
6. Организационные и правовые проблемы реализации нормативного финансирования образования.
7. Как будет проводиться финансовое обеспечение казенных, бюджетных и автономных образовательных учреждений.