Конкурентоспособность цен и издержек предприятия.
Должно быть известно, как цены и затраты организации соотносятся с ценами и затратами конкурентов. В этом случае используется стратегический анализ издержек.
4. Оценка прочности конкурентной позиции организации.
Прочность позиции организации (насколько слаба или сильна) по отношению к основным конкурентам оценивается по таким важным показателям, как качество товара, финансовое положение, технологические возможности, продолжительность товарного цикла. Оценки показывают положение организации в сравнении с конкурентами, выявляя, таким образом, где она слаба и где сильна, и по отношению к какому конкуренту.
5. Выявление проблем, вызвавших кризис в организации.
Менеджеры изучают все результаты по состоянию организации на момент кризиса и определяют, на чем надо сосредоточить внимание.
Без четкой формулировки проблем, вызвавших кризис в организации, без их осознания нельзя приступить к разработке антикризисных мероприятий организации. Либо в стратегию вносятся небольшие изменения, либо стратегия полностью пересматривается, и разрабатывается новая.
Предотвращение кризисных ситуаций предполагает также квалифицированную оценку уровня различных видов риска в деятельности фирмы – геополитического, отраслевого, производственного коммерческого, финансового, валютного, кредитного, транспортного, инвестиционного и др., а также эффективное использование различных способов их минимизации.
Одним из этапов стратегического планирования является создание бизнес-модели, которая ориентирует на результативность и эффективность.
Бизнес-модель - компактное упрощённое представление о бизнесе,предназначенное для целостного представления и анализа деятельности всей системы взаимосвязанных бизнес-процессов бизнеса. Бизнес-модель логически описывает, каким образом организация создаёт, поставляет клиентам и приобретает стоимость — экономическую, социальную и другие формы стоимости. Смысл инновационных бизнес-моделей в итоге сводится к созданию ценности — для компаний, потребителей и общества в целом. Суть процесса — замена устаревших моделей на современные. Компания Apple, предложив рынку iPod. Благодаря Skype и его инновационной бизнес-модели, построенной на технологии одноранговой сети, мы имеем до неприличия дешевую международную телефонную связь и бесплатные звонки между абонентами Skype. В настоящее время Skype занимает первое место в мире по объему речевого трафика.
Наиболее удобно структурированное графическое представление бизнес-модели, состоящее из следующих разделов: ключевые партнеры, ключевые ресурсы, ключевые виды деятельности, структура издержек, ценностные предложения, взаимоотношения с клиентами, каналы сбыта, потребительские сегменты, потоки поступления доходов
Мониторинг специфики среды, поможет в создании конкурентоспособных бизнес-моделей. Сейчас становится все более важным из-за постоянно усложняющейся экономической картины (например, сетевые бизнес-модели), повышения уровня неопределенности (в частности, появления технических новинок) и неожиданных резких изменений рынка (таких как экономические кризисы, новые подрывные ценностные предложения). Понимание изменений среды поможет построить бизнес-модель, которая сможет эффективно адаптироваться к воздействиям извне.
Основные факторы влияния на успех реализации бизнес-модели: новые потребности покупателей, новые технологии и т.п., а также ограничения: законодательное регулирование, доминирующие конкуренты и т.п.