Объем дисциплины и виды учебной работы. Федеральное государственное бюджетное образовательное

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРОИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Учебно-методическое управление

Кафедра агробизнеса

УТВЕРЖДАЮ   Проректор по УР_________ К.А. Сазонов   «____» _______ 2011 г.

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

(Учебная и рабочая программы, методические материалы)

Основная образовательная программа

080500 бакалавр направление Менеджмент

Челябинск

Учебно-методический комплекс дисциплины "Антикризисное управление" составлен в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного бакалавра по циклу специальных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ "14" апреля 2000 г. №351 гум/бак и с учетом рабочей программы учебной дисциплины «Антикризисное управление», утвержденной в ЧГАА для направления 080500 Менеджмент по циклу специальных дисциплин. УМК предназначен для студентов, получающих квалификацию бакалавр менеджмента и продолжающих непрерывное профессиональное образование.

Составитель:

доктор технических наук, профессор Старцев А.В.

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры агробизнеса «_17_» _сентября_ 2011 г. (протокол № 1 ).

Зав. кафедрой агробизнеса, докт.техн.наук, профессор     А.В. Старцев

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией экономического факультета «_____» _____________ 2011 г. (протокол № ____ ).

Председатель методической комиссии кандидат экономических наук, доцент -       Е.В. Романова

Учебно-методический комплекс утвержден ученым советом экономического факультета «____» __________ 2011 г. (протокол № _____ ).

Председатель ученого совета, кандидат экономических наук, доцент       Л.А. Васильева

СОДЕРЖАНИЕ

1. Требования ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра ……………………………………………...    
2. Учебная программа…………………………………………………….
  2.1. Цель и задачи……………………………………………………
  2.2. Содержание учебной дисциплины…………………………...
  2.3. Рекомендуемая литература…………………………………..
3. Рабочая программа…………………………………………………….
  3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы……………….
  3.2. Распределение учебного времени по темам………………
  3.3. Содержание лекций…………………………………………….
  3.4. Содержание практических занятий………………………….
  3.5. Содержание самостоятельной работы студентов………...
4. Методические материалы…………………………………………….
  4.1. Учебно-методические разработки……………………………
  4.2. Тематика рефератов……………………………………………
  4.3. Терминологический минимум…………………………………
  4.4. Требования к экзамену………..……………………………….
  4.5. Вопросы для подготовки к экзамену…………………………
  4.6. Тесты для контроля знаний …………………………………..
5. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………...

Требования ГОС ВПО к обязательному минимуму

Содержания основной образовательной программы

Подготовки бакалавра

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) направления 080500 Менеджмент от 14.04.2000 г. №358 гум/бак к подготовке дипломированного бакалавра дисциплина «Антикризисное управление» должна иметь следующее содержание:

Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Всего часов
  Задачи учебной дисциплины «Антикризисное управление» Кризисы в социально-экономическом развитии Возможность, необходимость и содержание антикризисного управления Банкротство предприятий Процедура банкротства организации Стратегия и тактика антикризисного управления Ключевые факторы антикризисного управления Человеческий фактор в антикризисном управлении  

Учебная программа

Цель и задачи

2.1.1. Место учебной дисциплины в учебном процессе

Курс «Антикризисное управление» опирается на знания студентов полученные при изучении следующих учебных дисциплин: «Организация консультационной службы», «Маркетинг».

2.1.2. Цель учебной дисциплины

Реформирование и повышение эффективности сельскохозяйственного производства возможны только на основе глубоких знаний управления предприятиями (организациями), которые зачастую находятся в кризисном или предкризисном состоянии.

Для любой социально-экономической системы, будь то общественная формация, фирма или предприятие, характерны два фактора своего существования: функционирование и развитие.

Функционирование – это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих качественную определенность, целостность, сущностные характеристики.

Развитие – это приобретение нового качества. Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны. Связь функционирования и развития имеет диалектический характер, подразумевающий определенность и закономерность наступления и завершения кризисов. Функционирование сдерживает развитие и является его базисом, развитие прерывает различные процессы функционирования, но формирует предпосылки для его осуществления на новом качественном уровне. Возникает циклическое развитие, которое предполагает периодическое наступление кризисов.

Кризисы не обязательно разрушительны, они могут иметь и положительные последствия, они могут вызываться управляемыми и неуправляемыми факторами, природой развития социально-экономической системы. Кризисы могут возникать и в самих процессах функционирования. Это противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями их использования (климат, помещение, производственный процесс, совместимость и пр.) Таким образом, кризис – это максимальное обострение противоречий в организации, угрожающее ее стабильной жизнедеятельности.

Таким образом, эффективность деятельности предприятия (организации) во многом будет определяться качеством подготовки специалистов, обладающих необходимыми знаниями в области антикризисного управления. Такие специалисты должны работать высокопрофессионально, знать принципы антикризисного управления, владеть методами и средствами управления кризисной ситуацией.

Целью курса является обучение студентов основам антикризисного управления на предприятиях (организациях) АПК.

2.1.3. Задачи учебной дисциплины

Задачи дисциплины:

- дать студентам знания, позволяющие понимать цель, задачи, стратегию, основные принципы, функции антикризисного управления предприятием (организацией) АПК;

- привить навыки, позволяющие выполнять основные функции антикризисного управления предприятием (организацией) АПК.

2.1.4. Требования к уровню подготовки студентов

В результате изучения дисциплины студенты должны овладеть:

Знаниями:

- цель, задачи, стратегию, основные принципы, функции антикризисного управления предприятием (организацией) АПК;

- принципы антикризисного управления, планирования, реализации и оценки деятельности предприятия (организации) АПК;

- методы антикризисного управления предприятием (организацией) АПК;

- принципы и методы формирования политики и стратегии антикризисного управления, составления программ антикризисного управления предприятием (организацией) АПК;

- суть и методы подбора персонала и оценки его деятельности в области антикризисного управления предприятием (организацией) АПК;

Умениями и навыками:

- выбирать и активно использовать разные методы антикризисного управления предприятием (организацией) АПК;

- планировать деятельность предприятия (организации) АПК;

- проводить реализацию и оценку деятельности предприятия (организации) АПК;

- разрабатывать основные направления политики и стратегии антикризисного управления предприятием (организацией) АПК;

- разрабатывать основные положения программы антикризисного управления предприятием (организацией) АПК;

- разрабатывать примерный финансовый план антикризисного управления предприятием (организацией) АПК;

- подбирать персонал и оценивать эффективность его деятельности в сфере антикризисного управления предприятием (организацией) АПК;

- использовать современные информационные технологии и технические средства в сфере антикризисного управления предприятием (организацией) АПК.

Содержание учебной дисциплины

1. Задачи учебной дисциплины «Антикризисное управление». Кризисы в социально-экономическом развитии

Цель, задачи учебной дисциплины «Антикризисное управление». Понятие кризиса в социально-экономическом развитии. Причины и последствия возникновения кризисов. Разновидности кризисов. Признаки кризиса. Сущность и закономерности экономических кризисов. Причины экономических кризисов. Фазы цикла и виды экономических кризисов. Кризисы государственного управления: причины, последствия, преодоление. Кризисы в развитии организации.

2. Возможность, необходимость и содержание антикризисного управления

Необходимость и возможность антикризисного управления. Признаки и особенности антикризисного управления. Эффективность антикризисного управления. Понятие технологии антикризисного управления. Общая схема механизма управления в кризисной ситуации. Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении. Параметры контроля кризисных ситуаций в механизмах антикризисного управления. Аналитическая основа государственного регулирования кризисной ситуации. Роль государства в антикризисном управлении. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций.

3. Диагностика кризиса предприятия

Признаки и порядок установления банкротства предприятия. Роль и деятельность арбитражного суда. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур. Ликвидация предприятий. Основные параметры диагностирования банкротства. Этапы диагностики кризиса. Информация по диагностике кризиса.

4. Процедура банкротства предприятия

Содержание и последовательность развития процедуры банкротства организации. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур. Внешнее и конкурсное управление, добровольная ликвидация в системе банкротства организации. Мировое соглашение.

5. Стратегия и тактика антикризисного управления

Роль стратегии в антикризисном управлении. Разработка антикризисной стратегии в организации. Реализация выбранной антикризисной стратегии. Организация осуществления антикризисной стратегии. Цели и функции маркетинга в антикризисном управлении. Формирование маркетинговых стратегий в антикризисном управлении и их классификация. Использование средств маркетинга в антикризисном управлении. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта – программа вывода американской экономики из кризиса. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда. Деятельность Ли Якокки в крупнейшей корпорации Крайслер.

6. Ключевые факторы антикризисного управления

Природа и классификация управленческих рисков. Антикризисное управление риском. Методы оценки инвестиционного риска. Характеристика состояния инвестиционного процесса как база для принятия инвестиционных решений в антикризисном управлении. Источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов. Методы оценки инвестиционных проектов и привлекательности предприятий. Инвестиционный процесс как фактор антикризисного управления. Инновационный потенциал предприятий, его роль в антикризисном управлении. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса.

7. Человеческий фактор в антикризисном управлении

Характеристики управления персоналом кризисного предприятия. Система антикризисного управления персоналом. Стиль, типы, условия разработки кадровой политики на кризисном предприятии. Принципы и методы управления персоналом кризисного предприятия. Стратегия поведения антикризисного управляющего. Регулирование трудовых отношений в процессах антикризисного управления. Социальное партнерство в антикризисном управлении. Ведение переговоров с профсоюзами. Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса. Причины возникновения конфликтов на кризисном предприятии. Антикризисное управление конфликтами.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Антикризисное управление: Учебник/Под ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2005.

2. Антикризисное управление. Учебн. пособ./Под ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2008.

3. Бабушкина Е. А., Бирюкова О. Ю., Верещагина Л. С., Антикризисное управление. Конспект лекций. Электронный ресурс: http://lib.rus.ec/b/158690/read

4. Боробов В.Н. Антикризисное управление. Учебн. пособ. – М.: ВГНА Минфина России, 2005.

5. Беляев А.А., Коротков. Э.М., Антикризисное управление: Учебник. – М.: Изд-во ГУУ, 2005.

6. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е., Антикризисное управление: Учебник. – М.: Омега, Л., 2004

7 Захаров В.Я., Блинов А.О., Хавнн Д.В., Антикризисное управление. Теория и практика. – М.: ЮНИТИ, 2006.

8. Зуб А.Л., Панина А.Т., Антикризисное управление организацией: Учебн. пособ. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007.

9. Кошкин В.И. Белых Л.Н., Беляев С.Г., Антикризисное управление: Модульная программа для менеджеров Т. 1. – М.: ИНФРА-М, 1999.

10. Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебник РА. Попов. – М.: Высшая школа, 2004.

11. Родионова Н.А., Антикризисный менеджмент: Учебн. пособ. Для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

12. Татарников Е.А., Новикова Н.А., Антикризисное управление предприятием. Учебн. пособ. Для вузов. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005.

13. Теория и практика антикризисного управления/Под ред. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина. – М.: ЮНИТИ, 1998.

14. Уткин Э.А., Антикризисное управление. – М.: ТАНДЕМ, 1999.

15. Юн Г.Б., Методология антикризисного управления: Учебн.-практ. пособ. -М.: Дело, 2004.

Дополнительная:

1. Аникин А.В., История финансовых потрясений: Российский кризис в свете мирового опыта. – М., 2002.

7. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. Н.Новгород: НИМБ, 2004.

12. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент: Превентивные методы управления. – СПб.: Питер, 2001.

17. Тебекин А.В., Касаев Б.С., Менеджмент организации: Учебник. 3-е изд. – М.: КНОРУС, 2008, 416 с.

19. Управление персоналом: Учебник, Под ред. И.Я. Киба-нова. – М.: ИНФРА-М, 2004.

20. Царев В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. – СПб.: Питер, 2004.

21. Юн Г.Б., Тяль Т.К., Григорьев В.В. Словарь по антикризисному управлению. – М.: Дело, 2003.

23. Юн Г.Б., Воронов Ю.А. Конкурсное производство: Учебн.-практ. пособ. – М.: Дело, 2004.

24. Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. – М.: Наука 1999.

Рабочая программа

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость учебной дисциплины распределяется по основным видам учебной работы и семестрам, в соответствии с рабочим учебным планом утверждённым Учёным Советом ЧГАА 09.04.2009г., следующим образом:

№ пп Вид учебной работы Всего, часов В том числе по семестрам
7 семестр
  Общая трудоемкость дисциплины
1. Аудиторные занятия
1.1 Лекции
1.2 Практические занятия
2. Самостоятельная работа
2.1 Реферат
2.2 Домашнее задание
3. Итоговый контроль    
3.1. Экзамен + +

Наши рекомендации