Источники муниципального права РФ как отрасли: понятие и классификация.

точниками муниципального права являются правовые акты, в которых содержатся муниципально-правовые нормы, т.е. та форма, в которой они получают свою жизнеспособность.

Существует три уровня источников муниципального права — федеральный, региональный, местный.

На федеральном уровне главным источником муниципального права служит Конституция Российской Федерации. В ней впервые в российском конституционном строительстве закрепляется местное самоуправление как самостоятельный институт гражданского общества, относящийся к основам конституционного строя, устанавливается принципиальное положение о невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти, фиксируются исходные начала и принципы местного самоуправления, гарантии его прав.

Важным источником муниципального права выступают федеральные законы, которые условно можно подразделить на две разновидности:

1) федеральные законы, специально регулирующие вопросы организации и функционирования местного самоуправления. В их числе — "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г., "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26 ноября 1996 г., "О финансовых основах местного самоуправления в Российской федерации" от 25 сентября 1997 г., "Об -основах муниципальной службы в Российской Федерации" от 8 января 1998 г.;

2) федеральные законы, составляющие законодательную основу других отраслей права (административною, жилищного, налогового и т.д.), но в той или иной мере затрагивающие вопросы местного самоуправления. Например, "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 г., с изменениями и дополнениями от 30 марта 1999 г., "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г., "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 г., "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г., Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г., Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая, от 31 июля 1998 г., Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. и др. К этой же разновидности относятся федеральные законы, которые наделяют органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации с одновременной передачей материальных и финансовых средств.

К источникам муниципального права относятся федеральные подзаконные акты. В их числе: указы Президента Российской Федерации (например, указы Президента Российской Федерации "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации" от 11 июня 1997 „г., "Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации" от 15 октября 1999 г.), постановления Правительства Российской Федерации (например, постановление Правительства Российской Федерации "О федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления" от 27 декабря 1995 г.); нормативные правовые акты других федеральных органов исполнительной власти.

К источникам муниципального права относятся также постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации (например, постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О ходе исполнения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "Об обеспечении конституционных прав населения на самостоятельное решение вопросов местного значения"); постановления Конституционного Суда Российской Федерации (например, постановление по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" от 17 апреля 1996 г.).

К источникам федерального уровня относятся и законы, принятые до Конституции Российской Федерации 1993 г., которые применяются в части, не противоречащей ей.

На региональном уровне источниками муниципального права являются нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Это их конституции и уставы, законы о местном самоуправлении, о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований, о местном референдуме, о статусе депутата, выборного должностного лица, о муниципальной службе, о материальной и финансовой основах местного самоуправления, о полномочиях органов местного самоуправления, о собраниях (сходах) граждан, о территориальном общественном самоуправлении, об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

В группу источников муниципального права на этом уровне входят также акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также решения конституционных, уставных судов субъектов Российской - Федерации.

На местном уровне источниками муниципального права выступают уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты, принятые местным референдумом, органами, главами и другими должностными лицами местного самоуправления.

Кроме того, к источникам муниципального права относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью российской правовой системы. Поэтому Европейскую Хартию местного самоуправления от 15 октября 1985 г., ратифицированную Федеральным законом от 11 апреля 1998 г.1, необходимо рассматривать в качестве важнейшего источника российского муниципального права. К источникам муниципального нрава следует отнести и договора, заключаемые между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Наши рекомендации