Освоение земли и создание устойчивых поселений. 2 страница
Наличие ограниченного числа пешеходных троп между пунктами назначения с естественными местами для остановок и отдыха по пути - беседками, затенёнными скамейками, столами, и т.д. - позволяет людям непреднамеренно встречать друг друга и заводить беседы. Если расположить парковку на краю территории, а тропу, соединяющую парковку с жилыми домами проложить мимо Общего дома, где будут находиться почтовые ящики и доска объявлений, то у людей появляется повод по пути из дома к машине или наоборот заходить в общий дом, где они, с большой вероятностью, будут встречаться друг с другом и общаться.
Подобные особенности планировки создают концентрирующую, центростремительную силу и ослабляют действие распыляющих, центробежных сил. "При хорошем дизайне, содружественность между людьми в поселении создается сама собой, потому что физическое пространство настроено на мудрость нашего тела, - говорит Чак Марш. – Строения создают позитивный внешний вид; входы оформлены выдающимся образом; аллейки украшены арками; тропинки вьются и пересекаются; места, где можно сесть и отдохнуть, встречаются в достаточном количестве; люди не боятся спать в общественном месте или заниматься любовью в лесу. Планировка по принципам пермакультуры призвана заботиться не только о земле и нашем физическом теле, но также и о душе каждого из нас и всего коллектива в целом».
ВАШ ОБЩИЙ ДОМ
Общие дома различаются так же, как и общины, их создавшие. Они могут быть как помещением для общих обедов и проведения встреч, так и включать, кроме этих, и другие функции: место для танцев, комнаты с различными бытовыми принадлежностями, прачечные, комнаты для молодёжных вечеринок, мастерские, и т.д. Некоторые общие дома делятся на несколько изолированных секторов для разных видов деятельности. (Хороший источник на эту тему – раздел «Язык паттернов для деревни» в книге «Язык Паттернов» Кристофера Александра104. См. "Источники").
Хорошо спроектированный общий дом может буквально создать связующую силу, чувство "общего сердца", быть источником удовольствия, радости и гордости для членов общины. Ниже приводятся несколько советов о том, как создать такой объединяющий центр.
Все яйца в одну корзину.Для обеспечения лучшего общественного взаимодействия, группового единства и содружественности, а также, кроме прочего, экономии денег, хорошо иметь относительно небольшие индивидуальные дома и большие общие дома с множеством приятных вещей.
----------------------------------------
104 Christopher Alexander. A Pattern Language.
Сделайте его выделяющимся.Многие экопоселения используют разработанные Кристофером Александром принципы "строительных архетипов" из "Языка Паттернов" для создания тёплой и привлекательной атмосферы строений, которая притягивает дух общины. Один из этих принципов заключается в том, что главное здание общины при любом расположении должно казаться выше, больше соседних строений, или каким-либо другим способом выделяться среди них.
Поставьте его "в сердце".Общий дом должен быть доступен как зрительно, так и путём пешеходных троп, с множества разных мест внутри и вовне экопоселения.
Сделайте его красивым.Архитекторы домовладельческих общин Кэтрин МакКамант и Чак Дюррет, также как и Кристофер Александр, говорят, что, чтобы общий дом хорошо выполнял свои функции и использовался членами общины, он должен быть красивым. В идеале, он вдохновляет и ободряет их, когда они его видят - физический символ общины для её членов.
Постройте его в первую очередь.Многие основатели общин заметили, что строительство общего дома в первую очередь, перед любыми индивидуальными жилищами, существенно усиливает коллективную сплочённость и общинный дух. Это создаёт энергетический центр для концентрации внимания группы - центростремительную силу. Напротив, когда каждый в первую очередь занят строительством собственного дома, это обычно порождает в группе разобщающую, центробежную силу.
Постройте его своими руками.Ничто так не сплачивает коллектив, как совместный труд, и ничто не делает людей настолько гордыми их общим домом, как строительство его своими руками. «Я постоянно вижу, как люди испытывают радость, ощущая себя частью целого, и стараются выложиться в полную силу при строительстве общего дома их поселения», - говорит Тэд Батхарт. В идеале, общий дом не должен строиться в короткие сроки профессионалами или наёмными работниками, но создаваться осознанно, даже ритуально и быть, как говорит Тэд, "заложенным, замешанным и вылепленным своими хозяевами".
Члены Этхэвен воплотили в планировке своего поселения многие из этих принципов. Дороги и тропы проложены в соответствии с ландшафтом и естественным образом способствуют встречам поселенцев по пути между кухней/столовой, домами в Хат Хэмлет, магазином или Залом Собраний.
Жилищные соседства имеют групповую планировку. Кухня/столовая, с её двускатным полотняным навесом и террасированным двориком больше по размеру и выглядит более внушительно, чем окружающие строения, видна с главной дороги поселения и одной из парковок. Зал Собраний имеет большие размеры и выдающийся вид, расположен на высокой точке, и также виден с главной дороги. Физическое обустройство экопоселения - длительный процесс, который может занять 10-15 лет. Но создание самой по себе общины не бывает законченным никогда.
«Этхэвен, как полотно под кистью художника, - это постоянно продолжающийся процесс, вновь и вновь повторяемое усилие еще более глубоко познать и привить пермакультуру и экопоселенческую практику в нашем биорегионе, - говорит Чак Марш. – Мы, находясь в чреве у монстра западной цивилизации, пытаемся искать путь к выходу в компании родственных, хотя и очень разных душ".
***
В главе 14 мы рассмотрим одну из важнейших тем, касающихся создания общины - как внутренний денежный оборот влияет на жизнь в общине, и насколько ваша община может быть привлекательной для будущих новых членов.
ГЛАВА 14.
ВНУТРЕННИЕ ФИНАНСЫ ОБЩИНЫ: «МОЖЕМ ЛИ МЫ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ЖИТЬ ЗДЕСЬ?»
Добыть средства для покупки земли – это одна задача. Обустроить финансовые дела в процессе непосредственной жизни на земле – совсем другая.
Условия, на которых вы приобрели землю, - и в частности, ежемесячные платежи по кредитам, – безусловно, повлияют на ваши внутренние финансы. Но основное – это принять решения по поводу того, будете ли вы платить какие-либо взносы на общие нужды общины, и, если да, то какие. А также будут ли их платить, и, если да, то в каком объеме, будущие новые участники. Для этого вам необходимо просчитать ваши расходы – такие, как платежи по кредиту, налоги, страховка, строительство, содержание, реконструкция и ремонт инфраструктуры, расходы на управление (покупка офисных принадлежностей, ведение бухгалтерии, содержание веб-сайта и т.д).. В свою очередь, источники доходов общины могут включать в себя вступительные взносы, ежемесячные или ежегодные членские взносы, арендную плату за проживание на земле или в зданиях, принадлежащих общине. Кроме того, система доходов общины может включать в себя трудовые обязательства членов.
Как вы увидите дальше, основатели различных общин пробовали организовывать свои внутренние финансы совершенно разными способами. И большинство из них создавали свои экономические системы с чистого листа, не зная о том, как это делали до них другие альтернативные поселения. Однако я думаю, что вашей группе нет необходимости повторно изобретать велосипед. Приведенные в данной главе примеры дадут вам массу плодотворных идей по вопросам о том, как вы можете (1) добыть достаточно денег для того, чтобы выплатить займы, осуществить текущие расходы и построить необходимую вам инфраструктуру; (2) привлечь достаточно трудовых сил; (3) удовлетворить потребности ваших членов в заработке, жилье и, возможно, в накоплении и сбережении средств; (4) привлечь новых участников, которые помогут вам во всем этом.
Таким образом, организуя свои внутренние финансы, вам необходимо подумать о том, каковы будут ваши ежемесячные (ежегодные) расходы, и насколько приемлемыми получатся взносы с каждого, если поделить на всех общую сумму. Это будет зависеть от количества участников, выплачивающих взносы, от уровня ваших доходов, а также от того, достаточно ли средств в вашем резервном фонде для покрытия асти расходов до тех пор, пока к вам не присоединится достаточное количество новых членов. (От вашей платежеспособности и наличия резервных средств зависит, в свою очередь, решение вопроса о том, будете ли вы тщательно выбирать ваших будущих членов, основываясь на выработанных критериях участия, или же будете вынуждены под давлением долгов принимать в группу всех подряд – по той причине, что вы отчаянно нуждаетесь в их деньгах).
Если вы предполагаете брать землю в сельской глубинке, количество вопросов, требующих тщательного раздумья, возрастает. У вас есть, по крайней мере, три возможных выбора:
1. Купить землю рядом с поселком или небольшим городом, где имеется сколько-нибудь значительный рынок вакансий, или на небольшом расстоянии от него, позволяющем ездить туда на работу.
2. Организовать вашу финансовую систему таким образом, чтобы взносы с участников были достаточно невелики, чтобы быть доступными для людей с низкооплачиваемой сельской работой, с частичной занятостью или с нерегулярным доходом от индивидуального малого бизнеса.
3. Открыть в самом поселении одно или несколько прибыльных предприятий, способных обеспечить членам общины достаточный заработок для обеспечения себя и выплаты взносов на общие расходы. (Таким предприятием может быть и некоммерческая организация, например, образовательная, как в Лост Вэлли (Lost Valley) или Круге Сеятелей (Sowing Circle), если она приносит доход и платит заработную плату своим работникам).
СЕЛЬСКАЯ ОБЩИНА: КАК ЗАРАБАТЫВАТЬ НА ЖИЗНЬ?
Вот примеры того, как члены некоторых сельских общин зарабатывают деньги:
1. Сельские общины недалеко от хорошего рынка вакансий. Община Круг Сеятелей расположена в густонаселенной сельской местности, окруженной городами и поселками округа Сонома, в двух минутах езды от поселка Оксидентал, 25 минутах от городка Санта Роза и в полутора часах от Сан-Франциско. В связи с этим для её 11 участников было относительно нетрудно довести уровень заработка в общине до стандартов Сан-Франциско. Пятеро из них заняты в Центре Экологии и Искусств, совмещая, как правило, в одном лице по несколько должностей – управление, оформление документов на получение государственных и иных грантов, садоводство, содержание и ремонт инфраструктуры, преподавание.
Штатные сотрудники OAEC начинали с оклада 10 долларов в час, который с годами увеличивался; и в настоящее время их заработные платы составляют от 1900 до 2600 долларов в месяц, в зависимости от уровня должности. Это немного по меркам Сан-Франциско, но вполне прекрасно по понятиям общины.
Среди членов Круга Сеятелей имеются также учитель начальных классов; преподаватель экологии; домохозяйка, подрабатывающая на организации политических мероприятий. Еще один человек, президент некоммерческой организации, работает половину времени на дому и половину – в городе Беркли, в полутора часах езды от общины.
2. Сельские общины в 30-35 минутах от рынка низкооплачиваемых вакансий. Щедрый Рассвет (Abundant Dawn) находится в часе езды от небольшого города Роуноук (шт. Вирджиния) и около 40 минут от других среднего размера поселков с относительно небольшим количеством рабочих мест и низким уровнем заработной платы. Трудовая деятельность членов этой общины является типичной для общин, расположенных в сельской местности с небольшим рынком вакансий. Один человек работает (самостоятельно) компьютерным программистом (связывающимся с клиентами через Интернет и иногда выезжающим на заказы в разные места); двое пенсионеров, помимо пенсии, содержат и сдают в наем жилые помещения, а также пекут хлеб для местных закусочных; один занимается целительством в Роуноуке и трех близлежащих поселках, а также выполняет другие необычные работы; еще один раньше владел и управлял мини-пилорамой, но сейчас учится в колледже; наконец, четыре члена коммуны Тикай Под (Tekiah pod) изготавливают и продают пеньковые гамаки, подрабатывают на расположенной неподалеку CSA ферме105, заведуя отделом сбыта фруктов.
Ситуация почти аналогична в Этхэвен (Earthaven), расположенном в 50 минутах от Эшвилла и в 20 и 30 минутах от двух небольших поселков с небольшим количеством
------------------------------------------
105 О CSA фермах – см. прим. 72 к Главе 10. – прим. перев.
рабочих мест и низким уровнем заработка. Несколько жителей общины заняты в своем собственном лесопромышленном кооперативе, который валит и пилит лес и строит в поселении дома. Один человек занимается изготовлением лекарственных препаратов из целебных трав; другой издает журнал «Активист Пермакультуры» (Permaculture Activist) (оба они периодически нанимают на временные работы других членов общины); третий сдает жилье в Эшвилле, а также держит в поселении магазинчик. Два художника рисуют и продают пейзажную живопись; один столяр делает деревянные светильники со свечами, другой делает лестницы на заказ. Двое частично заняты административной работой и преподаванием в образовательном центре поселения «Грани Культуры» (Culture’s Edge). Несколько человек самостоятельно работают - постоянно или периодически – выполняя по заказам разные виды работ и услуг: плотники, преподаватели пермакультуры (один из них также обучает ландшафтному дизайну, другой – принятию решений методом консенсуса), массажист (ездящий на заказы в Эшвилл), веб-дизайнер, ландшафтный дизайнер. Двое работают официантами в городке неподалеку, один три месяца в году работает журналистом в другом штате.
Некоторые временами подрабатывают на общественных работах общины – организуют мероприятия и общие работы, занимаются ремонтом инфраструктуры, готовят пищу для участников семинаров, заведуют палаточным лагерем. Несколько человек живут на проценты со сбережений; шестеро находятся на пенсии.
Лост Вэлли находится в 15 минутах езды от нескольких маленьких поселков и в 30 минутах от небольшого города Юджин (шт. Орегон) - все они с небольшим числом рабочих мест и низкими заработками. 15 человек (почти три четверти жителей) работают в Образовательном Центре общины – полное или неполное время. Один из частично занятых членов также подрабатывает массажистом в Юджине и близлежащих поселках. Жители, не работающие в Образовательном Центре, заняты в основном за пределами общины – полное или неполное рабочее время: грант-райтер106, библиотекарь, егерь в национальном парке, торговый представитель фирмы, торгующей продуктами питания. Один человек ездит каждые выходные в разные города для представления различных товаров на ярмарках и торговых выставках. Наконец, еще один восемь раз в году совершает недельные отлучки в Сан-Франциско (12 часов езды), где работает консультантом по бухгалтерии и налогообложению и получает гонорары по высоким городским расценкам.
3. Сельские общины далеко от рынка вакансий. Участники Дансинг Рэббит столкнулись с еще более серьезным испытанием, поскольку они живут еще дальше от рынка рабочих мест – в 45 минутах езды от маленького поселка с низкими заработками и почти в полутора часах от ближайшего города. Двое из жителей общины являются «свободными художниками» в сфере услуг: агент по продаже билетов на концерты и «свободный» редактор (т.е. не работающий в конкретном СМИ). Несколько человек периодически подряжаются на разнообразные строительные работы для других членов. Некоторые частично (неполное рабочее время) работают в соседнем экопоселении Сэндхилл Фарм (Sandhill Farm) - в офисе Партнерства в поддержку Альтернативных Сообществ, в пекарне, выпекающей темпе – индонезийские лепешки из соевых бобов, или в Миссурийском отделении Национального Агентства по сертификации органической продукции (National organic certifying agency). Некоторые выезжают на работу на несколько недель и даже месяцев в году за пределы общины – социальный работник, помогающий инвалидам; коммивояжер; строители, работающие на объектах в других городах. Еще несколько
----------------------------------------------
106 Грант-райтер (grant writer) – человек, профессионально занимающийся составлением заявок на получение грантов (целевых пожертвований) на разнообразные проекты от государственных и негосударственных благотворительных фондов, а также консультированием по этим вопросам. Подробнее см. http://www.powerhomebiz.com/vol121/grantwriter.htm. - прим. перев.
человек заняты несколько часов в неделю на общественных делах общины – ведут бухгалтерию и переписку, руководят волонтерами и стажерами, организуют сбор средств для общинных нужд. Один житель работает на общину полный рабочий день восемь месяцев в году, выращивая овощи в общественном саду. Члены Скайхауз (Skyhouse), коммуны, входящей в состав Дансинг Рэббит, выполняют разнообразные работы, связанные с компьютерами – программирование, веб-дизайн, графический (мультимедиа) дизайн.
Как видно, в общинах, расположенных в сельской местности вдали от рынка высокооплачиваемых вакансий, большая часть людей зарабатывают себе на жизнь, выполняя разнообразные необычные работы, работая неполное рабочее время, занимаясь мелким предпринимательством, дающим нестабильный доход, или же работают через Интернет. Мало кто «работает» в традиционном смысле этого слова.
Начинать новый бизнес одновременно с созданием общины может оказаться очень сложным и даже неподъемным. Перенести в сельскую общину уже налаженную работу, выполняемую дистанционно, через Интернет, или уже существующий бизнес может быть гораздо проще. К примеру, программисты в Щедром Рассвете и в Дансинг Рэббит принесли свои профессии из «большого мира» и теперь продолжают работать дистанционно. Члены коммуны Тикай Под в составе Щедрого Рассвета уже на момент создания общины занималась плетением гамаков по договору с предприятием, расположенным в поселении Дубы-Близнецы (Twin Oaks). После организации общины Щедрый Рассвет они просто преобразовали это в самостоятельное предприятие. Предприниматели Этхэвен также создали свои дела до вступления в экопоселение.
ЭКОНОМИКА ЧАСТНОГО ТИПА, ЭКОНОМИКА КОММУННОГО ТИПА.
При экономике частного типа, независимо от того, как члены общины зарабатывают свои деньги – работая за пределами поселения, ведя собственный бизнес, получая проценты на сбережения или иным способом, - эти деньги остаются в их личном распоряжении, и собственники индивидуально принимают решения о том, во что вложить, как потратить или сохранить. Другими словами, деньги являются частными, и финансы отдельных членов независимы друг от друга. Каждый участник общины выплачивает оговоренные членские и вступительные взносы, арендную плату за землю и другие платежи, необходимые для покрытия общих расходов, и вся группа в целом решает, как распорядиться этими общими средствами. Большинство общин устроено именно таким образом.
При обобществленной экономике (экономике коммунного типа), напротив, члены общины работают на одном или нескольких общих предприятиях, доход от которых поступает в общую кассу. Или работают на разных работах за пределами коммуны и полученный заработок опять-таки складывают в общий котел. Из общей кассы оплачиваются налоги и другие платежи за землю, расходы на содержание и ремонт инфраструктуры, другие общие расходы, а также обеспечиваются базовые потребности членов общины в продуктах питания и жилье. Помимо этого, членам выплачиваются определенное денежное пособие. Все члены общины сообща принимают решения о расходовании общественных средств. Относительно немного современных альтернативных поселений организовано по типу коммуны, хотя члены подобщины Скайхауз в поселении Дансинг Рэббит и члены подобщины Тикай Под в поселении Щедрый Рассвет организовали свои экономики именно таким образом.
Мидоуданс (Meadowdance) является примером общины с гибридным типом экономики. Каждый участник поселения работает на общем предприятии, и все основные расходы общины выплачиваются из его прибыли. Однако любой из них может в свободное время зарабатывать деньги на других предприятиях или же выполнять сверхурочную работу, и заработанные таким образом деньги поступают в индивидуальное распоряжение работника.
РИСКИ ОБЩИННОГО БИЗНЕСА.
Несколько организаторов общин в сельской местности говорили мне, что, если бы с самого основания поселения у них были одно или несколько своих жизнеспособных предприятий, на которых можно было бы занять членов общины, то это было бы для них колоссальным подспорьем. И среди сельских коммун, основанных в конце 1960-х – начале 1970-х гг., есть масса примеров именно такого подхода.
Община Дубы-Близнецы (Twin Oaks) в Вирджинии начала с предприятия по изготовлению гамаков, а затем организовала также службу по каталогизации книг (books indexing service)107 и предприятие по изготовлению японского соевого творога тофу. Все они работают и сегодня. Поселение Сэндхилл Фарм (Sandhill Farm) в Миссури начало выращивание и производство органических продуктов питания, таких как сироп из сорго, мед, соевые лепешки темпе, чесночно-зерновые хлебцы, хреновая приправа, горчица. Община Ферма (The Farm) в Теннесси одновременно начала несколько проектов, в частности, производство продуктов из сои, производство электрооборудования, видеосъемка и монтаж, домашнее акушерство и курсы по домашним родам. Все эти проекты продолжаются и в настоящее время, хотя некоторые из них стали частными предприятиями, а некоторые принадлежат теперь определенным коллективам членов.
Однако открытие общиной своего собственного производственного предприятия (или некоммерческой образовательной организации, которая платит заработную плату своим сотрудникам) не лишено некоторых рисков. По статистике, 95% новорожденных предприятий терпят крах – обычно по причине нехватки финансовых вложений или в силу того, что организаторы не провели адекватного исследования рынка. Начало любого бизнеса требует не только определенного опыта и предпринимательских навыков, но также часто 10- и даже 12-часового рабочего дня для организаторов на протяжении первых шести месяцев, а то и года. Даже если в вашей инициативной группе собрались матёрые и сообразительные предприниматели, как вы сможете выкроить время и силы для того, чтобы создавать одновременно и общину, и бизнес, не говоря уже о том, чтобы оставлять время для выполнения семейных обязанностей и общения с детьми? Это особенно актуально для случая, когда вы намереваетесь делать все это с нуля, в чистом поле. Застройка чистого участка требует либо огромных денежных средств, если вы решили нанимать профессиональных строителей, либо, если вы рассчитываете на собственные силы, - долгих часов упорного труда – обычно на протяжении не одного года. И, похоже, что в большинстве случаев организаторам общин не удается вытянуть все это одновременно с началом нового бизнеса. Таким образом, если вы, не имея крупных сбережений, планируете собственный общинный бизнес, то постарайтесь, насколько только возможно, запустить его ДО переселения на землю.
Впрочем, существуют еще несколько способов создания для членов поселения источника дохода, кроме варианта, когда работодателем выступает сама община. Группа участников, к примеру, может создать производственный кооператив и производить для своих соседей или для общины в целом продукты питания, строительный лес и дрова, выполнять за определенную плату строительные работы, оказывать услуги по приготовлению обедов, бытовому обслуживанию и т.д. Или отдельный житель или группа могут сами создать производственное предприятие, которое будет предоставлять рабочие места для остальных членов общины.
--------------------------------------------
107 Имеется в виду каталогизация книг для электронных поисковых систем в интернете. – прим. перев.
Предприятие, принадлежащее общине в целом или отдельным ее участникам, и использующее труд других членов общины, может также создать и еще один специфический круг проблем. С одной стороны, жители общины получают работу без необходимости выезжать за пределы поселения; предприниматели получают прямо на месте постоянный источник рабочих рук; и сама община, способная предложить источник дохода, становится более привлекательной для потенциальных новых челнов. Но, с другой стороны, то, что человек является прекрасным экопоселенцем, еще не означает, что он сможет стать хорошим работником по конкретной специальности108. Как быть, если член общины не справляется с работой, или делает дорогостоящие ошибки, или не приходит на смену, или опаздывает на работу и рано уходит? Как быть, если он оказался никудышным работником или даже причинил ущерб работодателю?
Представьте себе, какое напряжение может возникнуть между этим работником и хозяевами предприятия, независимо от того, продолжают ли его терпеть на работе (усиливая раздражение руководителя и коллег) или увольняют (вызывая обиду в нем самом). Кроме того, если одни члены общины имеют свой бизнес, а другие являются работниками, то резко вырастает вероятность трений по вопросам власти в общине между представителями «класса собственников» и «рабочего класса». Или интересы бизнеса, обусловленные положением на рынке, денежными потоками или другими финансовыми соображениями, могут незаметно начать вытеснять и даже полностью подавить изначальные идеалы и ценности общины. Вместо того чтобы быть слугой общины, обеспечивая источник дохода для ее жителей, бизнес может стать ее господином.
Противоядием против такого «дворцового переворота» может быть создание нескольких параллельных индивидуальных или групповых предприятий с самого начала или же создание устойчивой комбинации из общинных, частных (индивидуальных и групповых) и кооперативных предприятий, которая обеспечит более сбалансированный «рынок» деловой активности и возможностей трудоустройства внутри общины.
Еще один вопрос, над которым стоит подумать – насколько планируемый вами общинный бизнес реально жизнеспособен. Может случиться так, что общий бизнес принесет поселению гораздо меньше денег в расчете на отдельного участника, чем если бы этот участник ездил на заработки за пределы поселения. Однако, если расходы при постоянной жизни в общине невелики, рабочий график удобен, сам по себе труд приятен и приносит удовлетворение, и в целом жизнь в дружном коллективе единомышленников гармонична и наполнена радостью, то в итоге вы будете жить лучше, чем ваши более богатые коллеги в городе. Как гласит пословица, «жить по средствам – это дешевый способ быть богатым».
С другой стороны, ваш общинный бизнес может справляться с оплатой собственных издержек, удовлетворять потребителей, давать средства на покрытие основных расходов общины и казаться прочно стоящим на ногах, но все это – ценой изнурительного ненормированного рабочего графика многих людей в течение долгих месяцев и даже лет. Если поселенцы занимаются работой на огороде, строительством и ремонтом, приготовлением пищи и другими общественными делами, они могут совершенно не замечать, что к концу недели они проработали 60 или даже 70 часов на общих делах, и их собственное свободное время сведено практически к нулю. Предприниматели и бизнес-
----------------------------------------------
108 Часто даже бывает так, что именно те качества, которые делают человека хорошим экопоселенцем, оказываются тем, что мешает ему быть хорошим работником, в частности, яркая индивидуальность, свободолюбие, творческий подход, чрезмерная инициативность и т.д. – прим. перев.
консультанты немедленно распознают такое положение дел как явно убыточный бизнес, тяготеющий к краху, однако многие общины не замечают этого109.
Подобное случается регулярно в одной из сельских общин, которую я здесь назову Брусничная Долина. Каждый из ее 20 жителей работает на одном или нескольких общих предприятиях – установка черепичных кровель, изготовление кленового сиропа для магазинов округи и содержание кофейни в ближайшем городке на месте встреч местных поэтов и музыкантов. Рабочий день получается долгим и изнурительным, и более молодые, недавно вступившие в общину члены постепенно изматываются и все больше утрачивают энтузиазм. (При этом те, кого я называю «комьюнити мачо», - матёрые старожилы, - не упускают случая напомнить новичкам, что жизнь в общине – это вам не легкая прогулка, и требуется большое упорство, чтобы выдержать ее ритм). В конце концов, один из молодых делает подсчеты и приходит к выводу, что кофейня теряет столько денег, что каждый из них фактически работает за 2 доллара в час110, и их мучительно длинный рабочий день есть следствие стремления во что бы то ни стало удержать на плаву этот явно убыточный проект. Группа новичков предлагает общине прекратить выбрасывать деньги на ветер и закрыть кофейню, чтобы члены общины могли зажить нормальной человеческой жизнью. Однако основатели и старожилы не соглашаются с этим требованием, ссылаясь на то, что стильная кофейня была с самого начала существенным элементом образа общины. После этого происходит массовый выход людей из общины. Сценарий повторяется регулярно с новыми группами новичков через несколько месяцев или лет.