Эффект масштаба производства.
Эффект масштаба производства -это взаимозависимость между изменением масштаба производства и последующим изменением в объеме выпуска продукции. Бывают постоянная, возрастающая, а также убывающая.Постоянная отдача от масштаба присутствует тогда, когда при увеличении количества факторов производства в n раз, объем производства, соответственно, также увеличивается в n раз.Возрастающая отдача от масштаба присутствует тогда, когда пропорцианальное увеличение количества всех факторов производства в n раз приведет к увеличению объема производства больше чем n раз.Убывающая отдача от масштаба бутет иметь место тогда, когда пропорциональное увеличение всех факторов производства в n раз приведет к увеличению объема производства менее чем в n раз. На повышающуюся отдачу от масштаба влияют факторы:1)Разделение труда. При увеличении масштаба производства становится возможным определить работникам задачи, для выполнения которых они лучше всего приспособлены.2)Масштаб производства. Чем больше масштаб производства, тем выше вероятность использования самой передовой технологии и высокопроизводительного автоматизированного оборудования.3)Чисто размерный фактор. Например, удвоение диаметра трубопровода может в более чем 2 раза увеличить объем перекачки газа.4)Возможность найма фирмой квалифицированных (и высокооплачиваемых) управленцев и извлечение выгоды из их особых управленческих талантов. Факторы, влияющие на постоянную отдачу от масштаба. Увеличение отдачи от масштаба не может длиться бесконечно. Источники, обеспечивающие превышение роста производства над ростом используемых ресурсов, рано или поздно иссякнут. Фактором, вызывающим снижение отдачи от масштаба, является управляемость производства. Процесс принятия решений усложняется, а административная нагрузка непропорционально возрастает.
Олигополия.
Олигополия (Oligopoly) — это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующимся действием на рынке нескольких продавцов, а появление новых затруднено или невозможно.
Олигополистические рынки обладают следующими признаками:
· малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;
· дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;
· наличие существенных препятствий входа на рынок, т.е. высокие барьеры входа на рынок;
· фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.
32. Рынок чистой монополии: условия, определение цены и объема производства.
Абсолютная, или чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего близких заменителей. Как единство единый производитель товара монополист находится в уникальном положении Когда монополист решает повысите цену продукта, ему нечего беспокоиться о конкурентах, которые, снизив цену, могут захватить большую часть рынка Монополист держит рынок в своей власти и полностью контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи .
Но это не значит, что монополист может назначать цену, которую он захочет Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить как параметры рыночного спроса, так и свои расходы Оценка спроса и расходов является решающей в процессе принятия предприятием экономического решения Обладая такими данными, монополист должен принять решение об объемах производства и продажу.
Кривая спроса монополиста, как и любого продавца, который действует в условиях несовершенной конкуренции, есть убывающая, поскольку монополист должен снижать цену, чтобы увеличить продажи Вследствие этого предельный Дохе ид монополиста меньше цены (средняя выручка) за каждого объема продукции, кроме первого.