Одиннадцать утверждений Д.И. Хармса 4 страница
Сенька вывернулся из рук Федьки и с оторванным ухом в руках побежал к
соседям.
Но Федька догнал Сеньку и двинул его сахарницей по голове.
Сенька упал и, кажется, умер.
Тогда Федька уложил вещи в чемодан и уехал во Владивосток.
Во Владивостоке Федька стал портным: собственно говоря, он стал не
совсем портным, потому что шил только дамское белье, преимущественно
панталоны и бюстгальтеры. Дамы не стеснялись Федьки, прямо при нем поднимали
свои юбки, и Федька снимал с них мерку.
Федька, что называется, насмотрелся видов.
Федька -- грязная личность.
Федька -- убийца Сеньки.
Федька -- сладострастник.
Федька -- обжора, потому что он каждый вечер съедал по двенадцать
котлет. У Федьки вырос такой живот, что он сделал себе корсет и стал его
носить.
Федька -- бессовестный человек: он отнимал на улице у встречных детей
деньги, он подставлял старичкам подножку и пугал старух, занося над ними
руку, а когда испуганная старуха шарахалась в сторону, Федька делал вид, что
поднял руку только для того, чтобы почесать себе голову.
Кончилось тем, что к Федьке подошел Николай, стукнул его по морде и
спрятался под шкап.
Федька достал Николая из-под шкапа кочергой и разорвал ему рот.
Николай с разорванным ртом побежал к соседям, но Федька догнал его и
ударил его пивной кружкой. Николай упал и умер.
А Федька собрал свои вещи и уехал из Владивостока.
____________________
Я был очень мудрым стариком.
Теперь я уже не то, считайте даже, что меня нет. Но было время, когда
любой из вас пришел бы ко мне, и какая бы тяжесть ни томила его душу, какие
бы грехи ни терзали его мысли, я бы обнял его и сказал: "Сын мой, утешься,
ибо никакая тяжесть души твоей не томит и никаких грехов не вижу я в теле
твоем", и он убежал бы от меня счастливый и радостный.
Я был велик и силен. Люди, встречая меня на улице, шарахались в
сторону, и я проходил сквозь толпу, как утюг.
Мне часто целовали ноги, но я не протестовал, я знал, что достоин
этого. Зачем лишать людей радости почтить меня? Я даже сам, будучи
чрезвычайно гибким в теле, попробовал поцеловать себе свою собственную ногу.
Я сел на скамейку, взял в руки свою правую ногу и подтянул ее к лицу. Мне
удалось поцеловать большой палец на ноге. Я был счастлив. Я понял счастье
других людей. Все преклонялись передо мной! И не люди, даже звери, даже разные
букашки ползали передо мной и виляли своими хвостами. А кошки! Те просто
души во мне не чаяли и, каким-то образом сцепившись лапами друг с другом,
бежали передо мной, когда я шел по лестнице.
В то время я был действительно очень мудр и все понимал. Не было такой
вещи, перед которой я встал бы в тупик. Одна минута напряжения моего
чудовищного ума -- и самый сложный вопрос разрешался наипростейшим образом.
Меня даже водили в Институт мозга и показывали ученым профессорам. Те
электричеством измерили мой ум и просто опупели."Мы никогда ничего подобного
не видали",-- сказали они. Я был женат, но редко видел свою жену. Она боялась меня: колоссальность моего ума подавляла ее. Она не жила, а трепетала, и если я смотрел на нее,
она начинала икать. Мы долго жили с ней вместе, но потом она, кажется,
куда-то исчезла: точно не помню.
Память -- это вообще явление странное. Как трудно бывает что-нибудь
запомнить и как легко забыть! А то и так бывает: запомнишь одно, а вспомнишь
совсем другое. Или: запомнишь что-нибудь с трудом, но очень крепко, и потом
ничего вспомнить не сможешь. Так тоже бывает. Я бы всем советовал поработать
над своей памятью.
Я был всегда справедлив и зря никого не бил, потому что, когда
кого-нибудь бьешь, то всегда жалеешь, и тут можно переборщить. Детей,
например, никогда не надо бить ножом или вообще чем-нибудь железным. А
женщин, наоборот: никогда не следует бить ногой. Животные, те, говорят,
выносливее. Но я производил в этом направлении опыты и знаю, что это не
всегда так.
Благодаря своей гибкости я мог делать то, чего никто не мог сделать.
Так, например, мне удалось однажды достать рукой из очень извилистой фановой
трубы заскочившую туда серьгу моего брата. Я мог, например, спрятаться в
сравнительно небольшую корзинку и закрыть за собой крышку.
Да, конечно, я был феноменален!
Мой брат был полная моя противоположность: во-первых, он был выше
ростом, а во-вторых,-- глупее.
Мы с ним никогда не дружили. Хотя, впрочем, дружили, и даже очень. Я
тут что-то напутал: мы именно с ним не дружили и всегда были в ссоре. А
поссорились мы с ним так. Я стоял: там выдавали сахар, и я стоял в очереди и
старался не слушать, что говорят кругом. У меня немножечко болел зуб, и
настроение было неважное. На улице было очень холодно, потому что все стояли
в ватных шубах и все-таки мерзли. Я тоже стоял в ватной шубе, но сам не
очень мерз, а мерзли мои руки, потому что то и дело приходилось вынимать их
из кармана и поправлять чемодан, который я держал, зажав ногами, чтобы он не
пропал. Вдруг меня ударил кто-то по спине. Я пришел в неописуемое
негодование и с быстротой молнии стал обдумывать, как наказать обидчика. В
это время меня ударили по спине вторично. Я весь насторожился, но решил
голову назад не поворачивать и сделать вид, будто я ничего не заметил. Я
только на всякий случай взял чемодан в руку. Прошло минут семь, и меня в
третий раз ударили по спине. Тут я повернулся и увидел перед собой высокого
пожилого человека в довольно поношенной, но все же хорошей ватной шубе.
-- Что вам от меня нужно? -- спросил я его строгим и даже слегка
металлическим голосом.
-- А ты чего не оборачиваешься, когда тебя окликают? -- сказал он.
Я задумался над смыслом его слов, когда он опять открыл рот и сказал:
-- Да ты что? Не узнаешь, что ли, меня? Ведь я твой брат.
Я опять задумался над его словами, а он снова открыл рот и сказал:
-- Послушай-ка, брат. У меня не хватает на сахар четырех рублей, а из
очереди уходить обидно. Одолжи-ка мне пятерку, и мы с тобой потом
рассчитаемся.
Я стал раздумывать о том, почему брату не хватает четырех рублей, но он
схватил меня за рукав и сказал:
-- Ну так как же: одолжишь ты своему брату немного денег? -- И с этими
словами он сам расстегнул мне мою ватную шубу, залез ко мне во внутренний
карман и достал мой кошелек.
-- Вот,-- сказал он,-- я, брат, возьму у тебя взаймы некоторую сумму, а
кошелек, вот смотри, я кладу тебе обратно в пальто.-- И он сунул кошелек в
наружный карман моей шубы.
Я был, конечно, удивлен, так неожиданно встретив своего брата.
Некоторое время я помолчал, а потом спросил его:
-- А где же ты был до сих пор?
-- Там,-- отвечал мне брат и показал куда-то рукой.
Я задумался: где это "там", но брат подтолкнул меня в бок и сказал:
-- Смотри: в магазин начали пускать.
До дверей магазина мы шли вместе, но в магазине я оказался один, без
брата. Я на минуту выскочил из очереди и выглянул через дверь на улицу. Но
брата нигде не было.
Когда я хотел опять занять в очереди свое место, меня туда не пустили и
даже постепенно вытолкали на улицу. Я сдерживая гнев на плохие порядки,
отправился домой. Дома я обнаружил, что мой брат изъял из моего кошелька все
деньги. Тут я страшно рассердился на брата, и с тех пор мы с ним никогда
больше не мирились.
Я жил один и пускал к себе только тех, кто приходил ко мне за советом.
Но таких было много, и выходило так, что я ни днем, ни ночью не знал покоя.
Иногда я уставал до такой степени, что ложился на пол и отдыхал. Я лежал на
полу до тех пор, пока мне не делалось холодно, тогда я вскакивал и начинал
бегать по комнате, чтобы согреться. Потом я опять садился на скамейку и
давал советы всем нуждающимся.
Они входили ко мне друг за другом, иногда даже не открывая дверей. Мне
было весело смотреть на их мучительные лица. Я говорил с ними, а сам едва
сдерживал смех.
Один раз я не выдержал и рассмеялся. Они с ужасом кинулись бежать, кто
в дверь, кто в окно, а кто и прямо сквозь стену.
Оставшись один, я встал во весь свой могучий рост, открыл рот и сказал:
-- Принтимпрам.
Но тут во мне что-то хрустнуло, и с тех пор, можете считать, что меня
больше нет.
____________________
Фаол сказал: "Мы грешим и творим добро вслепую. Один стряпчий ехал на
велосипеде и вдруг, доехав до Казанского Собора, исчез. Знает ли он, что
дано было сотворить ему: добро или зло? Или такой случай: один артист купил
себе шубу и якобы сотворил добро той старушке, которая, нуждаясь, продавала
эту шубу, но зато другой старушке, а именно своей матери, которая жила у
артиста и обыкновенно спала в прихожей, где артист вешал свою новую шубу, он
сотворил по всей видимости зло, ибо от новой шубы столь невыносимо пахло
каким-то формалином и нафталином, что старушка, мать того артиста, однажды
не смогла проснуться и умерла. Или ещё так: один графолог надрызгался водкой
и натворил такое, что тут, пожалуй, и сам полковник Дибич не разобрал бы,
что хорошо, а что плохо. Грех от добра отличить очень трудно".
Мышин, задумавшись над словами Фаола, упал со стула.
-- Хо-хо,-- сказал он, лежа на полу,-- че-че.
Фаол продолжал: "Возьмем любовь. Будто хорошо, а будто и плохо. С одной
стороны, сказано: возлюби, а, с другой стороны, сказано: не балуй. Может,
лучше вовсе не возлюбить? А сказано: возлюби. А возлюбишь -- набалуешь. Что
делать? Может возлюбить, да не так? Тогда зачем же у всех народов одним и
тем же словом изображается возлюбить и так и не так? Вот один артист любил
свою мать и одну молоденькую полненькую девицу. И любил он их разными
способами. И отдавал девице большую часть своего заработка. Мать частенько
голодала, а девица пила и ела за троих. Мать артиста жила в прихожей на
полу, а девица имела в своем распоряжении две хорошие комнаты. У девицы было
четыре пальто, а у матери одно. И вот артист взял у своей матери это одно
пальто и перешил из него девице юбку. Наконец, с девицей артист баловался, а
со своей матерью -- не баловался и любил ее чистой любовью. Но смерти матери
артист побаивался, а смерти девицы -- артист не побаивался. И когда умерла
мать, артист плакал, а когда девица вывалилась из окна и тоже умерла, артист
не плакал и завел себе другую девицу. Выходит, что мать ценится, как уники,
вроде редкой марки, которую нельзя заменить другой".
-- Шо-шо,-- сказал Мышин, лежа на полу.-- Хо-хо.
Фаол продолжал:
"И это называется чистая любовь! Добро ли такая любовь? А если нет, то
как же возлюбить? Одна мать любила своего ребенка. Этому ребенку было два с
половиной года. Мать носила его в сад и сажала на песочек. Туда же приносили
детей и другие матери. Иногда на песочке накапливалось до сорока маленьких
детей. И вот однажды в этот сад ворвалась бешеная собака, кинулась прямо к
детям и начала их кусать. Матери с воплями кинулись к своим детям, в том
числе и наша мать. Она, жертвуя собой, подскочила к собаке и вырвала у нее
из пасти, как ей казалось, своего ребенка. Но, вырвав ребенка, она увидела,
что это не ее ребенок, и мать кинула его обратно собаке, чтобы схватить и
спасти от смерти лежащего тут же рядом своего ребенка. Кто ответит мне:
согрешила ли она или сотворила добро?"
-- Сю-сю,-- сказал Мышин, ворочаясь на полу.
Фаол продолжал:"Грешит ли камень? Грешит ли дерево? Грешит ли зверь?
Или грешит только один человек?"
-- Млям-млям,-- сказал Мышин, прислушиваясь к словам Фаола,-- шуп-шуп.
Фаол продолжал: "Если грешит только один человек, то значит, все грехи
мира находятся в самом человеке. Грех не входит в человека, а только
выходит из него. Подобно пище: человек съедает хорошее, а выбрасывает из себя
нехорошее. В мире нет ничего нехорошего, только то, что прошло сквозь
человека, может стать нехорошим".
-- Умняф,-- сказал Мышин, стараясь приподняться с пола.
Фаол продолжал: "Вот я говорил о любви, я говорил о тех состояниях
наших, которые называются одним словом `любовь'. Ошибка ли это языка, или
все эти состояния едины? Любовь матери к ребенку, любовь сына к матери и
любовь мужчины к женщине -- быть может, это все одна любовь?"
-- Определенно,-- сказал Мышин, кивая головой.
Фаол сказал: "Да, я думаю, что сущность любви не меняется от того, кто
кого любит. Каждому человеку отпущена известная величина любви. И каждый
человек ищет, куда бы ее приложить. Раскрытие тайн перестановок и мелких свойств
нашей души, подобной мешку опилок..."
-- Хвать! -- крикнул Мышин, вскакивая с пола.-- Сгинь!
И Фаол рассыпался, как плохой сахар.
____________________
Пронин сказал:
-- У вас очень красивые чулки.
Ирина Мазер сказала:
-- Вам нравятся мои чулки?
Пронин сказал:
-- О, да. Очень.- И схватился за них рукой.
Ирина сказала:
-- А почему вам нравятся мои чулки?
Пронин сказал:
-- Они очень гладкие.
Ирина подняла свою юбку и сказала:
-- А видите, какие они высокие?
Пронин сказал:
-- Ой, да, да.
Ирина сказала:
-- Но вот тут они уже кончаются. Тут уже идет голая нога.
-- Ой, какая нога! -- сказал Пронин.
-- У меня очень толстые ноги,-- сказала Ирина.-- А в бедрах я очень
широкая.
-- Покажите,-- сказал Пронин.
-- Нельзя,-- сказала Ирина,-- я без пантолон.
Пронин опустился перед ней на колени.
Ирина сказала:
-- Зачем вы встали на колени?
Пронин поцеловал ее ногу чуть повыше чулка и сказал:
-- Вот зачем.
Ирина сказала:
-- Зачем вы поднимаете мою юбку ещё выше? Я же вам сказала, что я без
панталон.
Но Пронин все-таки поднял ее юбку и сказал:
-- Ничего, ничего.
-- То есть как это так, ничего? -- сказала Ирина.
Но тут в дверь кто-то постучал. Ирина быстро одернула свою юбку, а
Пронин встал с пола и подошел к окну.
-- Кто там? -- спросила Ирина через двери.
-- Откройте дверь,- сказал резкий голос.
Ирина открыла дверь, и в комнату вошел человек в черном пальто и в
высоких сапогах. За ним вошли двое военных, низших чинов, с винтовками в
руках, а за ними вошел дворник. Низшие чины встали около двери, а человек в
черном пальто подошел к Ирине Мазер и сказал:
-- Ваша фамилия?
-- Мазер,-- сказала Ирина.
-- Ваша фамилия? -- спросил человек в черном пальто, обращаясь к
Пронину.
Пронин сказал:
-- Моя фамилия Пронин.
-- У вас оружие есть? -- спросил человек в черном пальто.
-- Нет,-- сказал Пронин.
-- Сядьте сюда,-- сказал человек в черном пальто, указывая Пронину на
стул.
Пронин сел.
-- А вы,-- сказал человек в черном пальто, обращаясь к Ирине,--
наденьте ваше пальто. Вам придется с нами поехать.
-- Зачем? -- сказал Ирина.
Человек в черном пальто не ответил.
-- Мне нужно переодеться,-- сказала Ирина.
-- Нет,-- сказал человек в черном пальто.
-- Но мне нужно ещё кое-что на себя надеть,-- сказала Ирина.
-- Нет,-- сказал человек в черном пальто.
Ирина молча надела свою шубку.
-- Прощайте,-- сказала она Пронину.
-- Разговоры запрещены,-- сказал человек в черном пальто.
-- А мне тоже ехать с вами? -- спросил Пронин.
-- Да,-- сказал человек в черном пальто.-- Одевайтесь.
Пронин встал, снял с вешалки свое пальто и шляпу, оделся и сказал:
-- Ну, я готов.
-- Идемте,-- сказал человек в черном пальто.
Низшие чины и дворник застучали подметками.
Все вышли в коридор.
Человек в черном пальто запер дверь Ирининой комнаты и запечатал ее
двумя бурыми печатями.
-- Даешь на улицу,-- сказал он.
И все вышли из квартиры, громко хлопнув наружной дверью.
____________________
Теперь я расскажу о том, как я родился, как я рос и как обнаружились во
мне первые признаки гения. Я родился дважды. Произошло это вот как.
Мой папа женился на моей маме в 1902 году, но меня мои родители
произвели на свет только в конце 1905 года, потому что папа пожелал, чтобы
его ребенок родился обязательно на Новый год. Папа рассчитал, что зачатие
должно произойти 1-го апреля и только в этот день подъехал к маме с
предложением зачать ребенка.
Первый раз папа подъехал к моей маме 1- го апреля 1903-го года. Мама
давно ждала этого момента и страшно обрадовалась. Но папа, как видно, был в
очень шутливом настроении и не удержался и сказал маме: "С первым апреля!"
Мама страшно обиделась и в этот день не подпустила папу к себе.
Пришлось ждать до следующего года.
В 1904 году, 1-го апреля, папа начал опять подъезжать к маме с тем же
предложением. Но мама, помня прошлогодний случай, сказала, что теперь она
уже больше не желает оставаться в глупом положении, и опять не подпустила к
себе папу. Сколько папа ни бушевал, ничего не помогло.
И только год спустя удалось моему папе уломать мою маму и зачать меня.
Итак мое зачатие произошло 1-го апреля 1905 года.
Однако все папины расчеты рухнули, потому что я оказался недоноском и
родился на четыре месяца раньше срока.
Папа так разбушевался, что акушерка, принявшая меня, растерялась и
начала запихивать меня обратно, откуда я только что вылез.
Присутствующий при этом один наш знакомый, студент Военно-Медицинской
Академии, заявил, что запихать меня обратно не удастся. Однако несмотря на
слова студента, меня все же запихали, но, правда, как потом выяснилось,
запихать-то запихали, да второпях не туда.
Тут началась страшная суматоха.
Родительница кричит: "Подавайте мне моего ребенка!" А ей отвечают:
"Ваш, говорят, ребенок находится внутри вас". "Как! -- кричит
родительница.-- Как ребенок внутри меня, когда я его только что родила!"
"Но,-- говорят родительнице,-- может быть вы ошибаетесь?" "Как! --
кричит родительница,-- ошибаюсь! Разве я могу ошибаться! Я сама видела, что
ребенок только что вот тут лежал на простыне!" "Это верно,-- говорят
родительнице.-- Но, может быть, он куда-нибудь заполз". Одним словом, и сами
не знают, что сказать родительнице.
А родительница шумит и требует своего ребенка.
Пришлось звать опытного доктора. Опытный доктор осмотрел родительницу и
руками развел, однако все же сообразил и дал родительнице хорошую порцию
английской соли. Родительницу пронесло, и таким образом я вторично вышел на
свет.
Тут опять папа разбушевался,-- дескать, это, мол, ещё нельзя назвать
рождением, что это, мол, ещё не человек, а скорее наполовину зародыш, и что
его следует либо опять обратно запихать, либо посадить в инкубатор.
И они посадили меня в инкубатор.
В инкубаторе я просидел четыре месяца. Помню только, что инкубатор был
стеклянный, прозрачный и с градусником. Я сидел внутри инкубатора на вате.
Больше я ничего не помню.
Через четыре месяца меня вынули из инкубатора. Это сделали как раз 1-го
января 1906 года. Таким образом, я как бы родился в третий раз. Днем моего
рождения стали считать именно 1 января.
____________________
Я долго думал, откуда на улице взялся тигр. Думал, думал, думал, думал,
думал, думал, думал, думал... В это время ветер дунул, и я забыл, о чем я
думал. Так я и не знаю, откуда на улице взялся тигр.
____________________
Философ!
1. Пишу Вам в ответ на Ваше письмо, которое Вы собираетесь написать мне
в ответ на мое письмо, которое я написал Вам.
2. Один скрипач купил себе магнит и понес его домой. По дороге на
скрипача напали хулиганы и сбили с него шапку. Ветер подхватил шапку и понес
ее по улице.
3. Скрипач положил магнит на землю и побежал за шапкой. Шапка попала в
лужу азотной кислоты и там истлела.
4. А хулиганы тем временем схватили магнит и скрылись.
5. Скрипач вернулся домой без пальто и шапки, потому что шапка истлела
в азотной кислоте, и скрипач, расстроенный потерей своей шапки, забыл пальто
в трамвае.
6. Кондуктор того трамвая отнес пальто на барахолку и там обменял на
сметану, крупу и помидоры.
7. Тесть кондуктора объелся помидорами и умер. Труп тестя кондуктора
положили в покойницкую, но потом его перепутали и вместо тестя кондуктора
похоронили какую-то старушку.
8. На могиле старушки поставили белый столб с надписью: "Антон
Сергеевич Кондратьев".
9. Через одиннадцать лет этот столб источили черви, и он упал. А
кладбищенский сторож распилил этот столб на четыре части и сжег его в своей
плите. А жена кладбищенского сторожа на этом огне сварила суп из цветной
капусты.
10. Но когда суп был уже готов, со стены упала муха прямо в кастрюлю с
этим супом. Суп отдали нищему Тимофею.
11. Нищий Тимофей поел супа и рассказал нищему Николаю про доброту
кладбищенского сторожа.
12. На другой день нищий Николай пришел к кладбищенскому сторожу и стал
просить милостыню. Но кладбищенский сторож ничего не дал Николаю и прогнал
прочь.
13. Нищий Николай очень обозлился и поджег дом кладбищенского сторожа.
14. Огонь перекинулся с дома на церковь, и церковь сгорела.
15. Повелось длительное следствие, но причину пожара установить не
удалось.
16. На том месте, где была церковь, построили клуб и в день открытия
клуба устроили концерт, на котором выступал скрипач, который четырнадцать
лет назад потерял свое пальто.
17. А среди слушателей сидел сын одного из тех хулиганов, которые
четырнадцать лет тому назад сбили шапку с этого скрипача.
18. После концерта они поехали домой в одном трамвае. Но в трамвае,
который ехал за ними, вагоновожатым был тот самый кондуктор, который
когда-то продал пальто скрипача на барахолке.
19. И вот они едут поздно вечером по городу: впереди -- скрипач и сын
хулигана, а за ними вагоновожатый, бывший кондуктор.
20. Они едут и не знают, какая между ними связь, и не узнают до самой
смерти.
____________________
В часах что-то стукнуло, и ко мне пришли вестники. Я не сразу понял,
что ко мне пришли вестники. Сначала я подумал, что попортились часы. Но тут
я увидел, что часы продолжают идти и, по всей вероятности, правильно
показывают время. Тогда я решил, что в комнате сквозняк. И вдруг я удивился:
что же это за явление, которому неправильный ход часов и сквозняк в комнате
одинаково могут служить причиной? Раздумывая об этом, я сидел на стуле около
дивана и смотрел на часы. Минутная стрелка стояла на девяти, а часовая около
четырёх, следовательно, было без четверти четыре. Под часами висел отрывной
календарь, и листки календаря колыхались, как будто в комнате дул сильный
ветер. Сердце моё стучало, и я боялся потерять сознание.
-- Надо выпить воды,-- сказал я. Рядом со мной на столике стоял кувшин
с водой. Я протянул руку и взял этот кувшин.
-- Вода может помочь,-- сказал я и стал смотреть на воду.
Тут я понял, что ко мне пришли вестники, но я не могу отличить их от
воды. Я боялся пить эту воду, потому что по ошибке мог выпить вестника. Что
это значит? Это ничего не значит. Выпить можно только жидкость. А вестники
разве жидкость? Значит, я могу выпить воду, тут нечего бояться. Но я не могу
найти воды. Я ходил по комнате и искал её. Я попробовал сунуть в рот
ремешок, но это была не вода. Я сунул в рот календарь -- это тоже не вода. Я
плюнул на воду и стал искать вестников. Но как их найти? На что они похожи?
Я помнил, что не мог отличить их от воды, значит, они похожи на воду. Но на
что похожа вода? Я стоял и думал. Не знаю, сколько времени стоял я и думал,
но вдруг я вздрогнул.
-- Вот вода! -- сказал я себе.
Но это была не вода, это просто зачесалось у меня ухо.
Я стал шарить под шкапом и под кроватью, думая хотя бы там найти воду
или вестника. Но под шкапом я нашёл среди пыли только мячик, прогрызенный
собакой, а под кроватью какие-то стеклянные осколки.
Под стулом я нашёл недоеденную котлету. Я съел её, и мне стало легче.
Ветер уже почти не дул, а часы спокойно тикали, показывая правильное время:
без четверти четыре.
-- Ну, значит, вестники уже ушли,-- сказал я себе и начал
переодеваться, чтобы идти в гости.
____________________
Меня называют капуцином. Я за это, кому следует, уши оборву, а пока что
не даёт мне покоя слава Жан-Жака Руссо. Почему он всё знал? И как детей
пеленать, и как девиц замуж выдавать! Я бы тоже хотел так всё знать. Да я
уже всё знаю, но только в знаниях своих не уверен. О детях я точно знаю, что
их не надо вовсе пеленать, их надо уничтожать. Для этого я бы устроил в
городе центральную яму и бросал бы туда детей. А чтобы из ямы не шла вонь
разложения, её можно каждую неделю заливать негашеной известью. В ту же яму
я столкнул бы всех немецких овчарок. Теперь о том, как выдавать девиц замуж.
Это, по-моему, ещё проще. Я бы устроил общественный зал, где бы, скажем, раз
в месяц собиралась вся молодёжь. Все, от 17 до 35 лет, должны раздеться
голыми и прохаживаться по залу. Если кто кому понравился, то такая пара
уходит в уголок и там рассматривает себя уже детально. Я забыл сказать, что
у всех на шее должна висеть карточка с именем, фамилией и адресом. Потом
тому, кто пришёлся по вкусу, можно послать письмо и завязать более тесное
знакомство. Если же в эти дела вмешивается старик или старуха, то предлагаю
зарубать их топором и волочить туда же, куда и детей, в центральную яму.
Я бы написал ещё об имеющихся во мне знаниях, но, к сожалению, должен
идти в магазин за махоркой. Идя на улицу, я всегда беру с собой толстую,
сучковатую палку.
Беру я её с собой, чтобы колотить ею детей, которые подворачиваются мне
под ноги. Должно быть, за это прозвали меня капуцином. Но подождите,
сволочи, я вам обдеру ещё уши!
____________________
...он дышит ртом и раздувает живот, так что у него начитает болеть
под ключицами. Вот он сходит с моста и идёт по лугам. Вот он видит маленький
цветочек и, став на четвереньки, нюхает и целует его. Вот он ложится на
землю и слушает какие-то шорохи. Он ползает по земле, не жалея своего
платья. Он ползает и плачет от счастья. Он счастлив, ибо природа его в
земле.
Истинный любитель природы всегда пронюхает малейшие признаки природы.
Даже в городе, глядя на тупую лошадиную морду, он видит бесконечные степи,
репейник и пыль, и в ушах его звенят бубенцы. Он, зажмурив глаза, трясёт
головой и уж не знает сам, лошадь он или человек. Он ржёт, бьёт копытом,
машет воображаемым хвостом, скалит свои лошадиные зубы и, на манер лошади,
портит воздух.
Не дай мне Бог встретиться с любителем природы!
____________________
Прав был император Александр Вильбердат, отгораживая в городах особое
место для детей и их матерей, где им пребывать только и разрешалось.
Беременные бабы тоже сажались туда же, за загородку, и не оскорбляли своим