Финансово-правовое регулирование инвестиционной деятельности.
Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта
Основным субъектом инвестиционной деятельности выступает инвестор. Инвесторами могут выступать:
- Российская Федерация, субъекты РФ, местные администрации в лице своих органов;
- иностранные государства, органы иностранных государств;
- международные и межправительственные организации;
- российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, их объединения;
- некоммерческие и общественные организации;
- иностранные юридические лица и их объединения, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами;
- иностранные граждане, граждане Российской Федерации, лица без гражданства.
Получатель инвестиций является другим субъектом инвестиционных правоотношений и во многих случаях выступает их инициатором. Кредитная организация, продвигающая собственные депозитные продукты, компания, выводящая свои акции на рынок, заинтересованы в привлечении инвестиционных ресурсов. Для достижения привлечения ресурсов получатели инвестиций проводят комплекс подготовительных мероприятий, связанных с оценкой состояния финансовых рынков, процессом формирования и продвижения финансовых продуктов, адресованных потенциальным инвесторам.
Получателями инвестиций в Российской Федерации могут выступать:
- государство, субъекты РФ, местные администрации;
- хозяйственные общества и индивидуальные предприниматели.
Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"
Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используют следующие формы и методы:
1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:
-совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
-установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
-защиты интересов инвесторов;
-предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;
-расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
-создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
-принятия антимонопольных мер;
-расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
-развития финансового лизинга в Российской Федерации;
-проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
-создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;
2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем:
-разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов;
-ежегодного формирования федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год (период) и плановый период и ее реализации;
-проведения экспертизы инвестиционных проектов;
-защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;
-выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
-вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
-предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут использовать следующие формы и методы:
-разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
-проведение экспертизы инвестиционных проектов;
-предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.;
-выпуск облигационных займов субъектов Российской Федерации, гарантированных целевых займов;
-вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.