Этические качества служащего
Правовая этика государственных и муниципальных служащих должна характеризоваться рядом необходимых параметров, определяющих взгляды, особенности человеческой личности, которые формируют его отношение к смыслу и ценностям права, что, в свою очередь, отражает уровень цивилизованности общества, содержание социального сознания, степень развития духовности и строгость нравственных устоев, бытующих в обществе.
Порядочность - соответствие принятым правилам поведения; честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам.
Независимость от финансового интереса - независимо от финансового интереса должностное лицо и служащие не должны зависеть от финансовых интересов любых физических и юридических лиц, которые могут повлиять на выполнение ими профессиональных обязанностей.
Объективность - забота об интересах общества и граждан, заключение контрактов или выдвижение граждан (коллег) на различные должности или на получение наград, служащие должны делать свой выбор, учитывая только профессиональные качества и заслуги.
Ответственность - служащие ответственны за свои решения и действия перед обществом и должны соблюдать и подчиняться правилам профессиональной этики, а также общепринятым правилам морали, как в общественной, так и в частной жизни.
Открытость - принимаемые служащими решения и предпринимаемые ими действия, должны быть открыты для общества. В случаях, когда этого требуют общественные интересы, служащие должны давать объяснения и полную информацию о своих решениях.
Профессионализм - хорошее владение своей профессией. Признание профессионализма может быть объективным (как признание другими коллегами и обществом способности лица достигать нужного результата, умения выбирать наиболее оправданные пути и способы его достижения) и субъективным (как уверенность в своих профессиональных способностях).
Репутация честного и надежного человека, приобретаемая общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках; проникнутая искренностью, прямотой, добросовестностью; заслуживающий доверие, безупречный человек. При этом надежный; внушающий доверие, верный партнер.
Сложившееся высокое мнение о профессиональных и некоторых личных качествах человека-положительная оценка его способности к совместной деятельности.
Совесть - категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный контроль, самостоятельно формулировать для себя моральные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершенных поступков.
Справедливость - осуществление действий на законных и честных основаниях. Муниципальный служащий не должен оказывать предпочтение любому лицу, группе лиц или организациям и обязан учитывать права, обязанности и законные интересы всех участвующих сторон.
Толерантность предполагает терпимость по отношению к инакомыслию, отзывчивость к интересам партнеров, различных меньшинств, отказ от конфронтации, радикализма, экстремизма, отдавая предпочтение поиску компромиссов, переговорам, диалогу, сотрудничеству, достижению баланса интересов соперников.
Профессионально-нравственная культура включает в себя нравственные нормы, принципы и категории, являющиеся субъективными основаниями для оценки поведения, а также практическую мораль как часть общественных отношений, действующих норм человеческой деятельности. Особенности профессий порождают особые запреты и требования, которых может не быть в других видах деятельности (например, для работников правоохранительных органов - это запрет на фальсификацию доказательств, провокационные приемы и т.п.).
Чувство долга - одно из основных категорий этики, тесно связанное с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть.
Беспристрастность - потребность действовать в соответствии с законом и осуществлять свое право на оценку, учитывая только общественную пользу и объективные обстоятельства, не сталкивать частные интересы со служебными обязанностями.
Заключение
Этика государственной службы имеет ряд особенностей. Первой особенностью этики государственной службы как вида общей управленческой этики является ее более позднее, по сравнению с другими профессиональными этиками, формирование: его можно отнести к середине XX в. Второй особенностью этики государственной службы можно считать тот факт, что, в отличие от прочих профессиональных этик она быстро приобретает некоторые черты формализации во многих странах программы обучения государственных служащих включают основы общей и профессиональной этики. Более того, более высокий уровень осведомленности общественности требует от государственной службы разработки этических кодексов, которые становятся обязательной частью системы политико-административного управления во многих развитых демократиях.
Важнейшим элементом этики государственной службы в целом, и политико-административного управления в частности, выступают принципы - абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо. Применительно к принципам этики в управлении вышесказанное формулируется следующим образом: принципы этики управления, т. е. профессиональной этики, дают конкретному управленцу в любой организации концептуальную этическую платформу для конкретных решений, поступков, действий и взаимоотношений.
Список использованной литературы
1) Аверин, И. О. Корпоративная культура. / М.: Зерцало, 2007. 350 с.
2) Ботавина, Р. Н. Этика деловых отношений. / М.: БЕК, 2007. 287 с.
3) Венедиктова, В. И. О деловой этике и этикете. / М.: Кнорус, 2007. 325 с.
4) Гаспарян, О. Э. Деловая этика. / СПб.: Питер, 2006. 328 с.
5) Жилина, И. М. Государственная служба. / М.: Норма, 2008. 500 с.
6) Истомин, Н. Н. Деловой этикет. / М.: Прогресс, 2006. 410 с.
7) Кондаленко, Л. К. Этикетная культура. / М.: МарТ, 2005. 201 с.
8) Максимовский, М. В. Этикет делового человека. / М.: Владос, 2005. 255 с.