Тема 1. Сущность и организационные формы контроля 3 страница
При министерствах, иных органах государственного управления с согласия Президента Республики Беларусь могут создаваться организации, осуществляющие ведомственный контроль. Если на предприятии с долей государственной собственности в отчетном периоде была проведена ведомственная ревизия, то данное предприятие освобождается от обязательных ежегодных аудиторских проверок.
Персональная ответственность за состояние ведомственного контроля в соответствующих органах управления возложена на руководителей этих органов.
Для успешного выполнения указанных функций в министерствах создаются контрольно-ревизионные службы. Следует отметить, что с развитием новых форм собственности и расширением самостоятельности предприятий, сокращением числа отраслевых министерств и качественным изменением их функций сфера деятельности ведомственного контроля сужается.
Необходимость совершенствования ведомственного контроля вызывается еще и тем, что этот вид контроля как в прошлом, так и в настоящем времени не отличается высокой эффективностью. Объясняется это тем, что ведомственный контроль выполняет вспомогательную, подчиненную, а не самостоятельную функцию управления, он лишь регулирует те или иные отклонения в деятельности субъекта хозяйствования и не способен внести принципиальные изменения в форму и характер их работы. Такое состояние ведомственного контроля определяется узковедомственными интересами.
В условиях работы экономики республики в рыночных отношениях контроль должен отличаться высокой мобильностью, оперативностью и достоверностью. Этим требованиям наиболее полно отвечает государственный контроль. В связи с этим представляется нецелесообразным иметь в структуре министерств, государственных комитетов и других ведомств республики многочисленный ведомственный контрольный аппарат.
Однако существует и принципиально противоположная точка зрения, что качество ведомственного контроля должно быть выше вневедомственного, так как ведомствам предоставляется большая самостоятельность, и у них в наличии имеются высококвалифицированные специалисты, лучше знающие специфику функционирования предприятий своего ведомства.
Внутрихозяйственный, или внутренний, контроль осуществляется руководством, бухгалтерской службой или специалистами страховой организации, ревизионной комиссией или специально созданным подразделением аппарата управления (службой контроля, отделом внутреннего аудита) и подчиняемым только руководителю организации.
Основная цель внутреннего контроля заключается в обеспечении эффективности функционирования всех видов деятельности на всех уровнях управления, а также в защите законных имущественных интересов организации и ее собственников (акционеров). К примеру, служба внутреннего контроля и аудита БРУСП «Белгосстрах» создана в следующих целях:
♦ защиты интересов БРУСП «Белгосстрах» путем контроля за соблюдением сотрудниками его подразделений при выполнении своих служебных обязанностей, требований законодательства Республики Беларусь, а также внутренних документов, определяющих политику и регулирующих деятельность БРУСП «Белгосстрах»;
♦ обеспечения контроля за своевременной идентификацией, оценкой и принятием мер по минимизации рисков страховой деятельности;
♦ разрешения конфликтов, интересов внутри и между структурными и обособленными подразделениями, возникающих в процессе деятельности БРУСП «Белгосстрах».
Ревизии в БРУСП «Белгосстрах» проводятся на основании специальной Инструкции, утвержденной генеральным директором, и планов, утвержденных генеральным директором и директорами филиалов.
К сожалению, недостаточная квалификация ревизоров, их зависимость от руководителей филиалов БРУСП «Белгосстрах», большая текучесть кадров, несовершенство оплаты труда ревизорских работников, отсутствие методических рекомендаций по проведению ревизий и проверок в подразделениях БРУСП «Белгосстрах» не позволяют в полной мере реализовать все поставленные цели.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» от 09.12.1992 г., № 2020-ХII контроль за хозяйственной деятельностью общества, его филиалов и представительств, дочерних обществ и предприятий, а также директора и должностных лиц общества осуществляет ревизионная комиссия, избираемая общим собранием акционеров. Количественный состав ее определяется уставом акционерного общества. Порядок деятельности ревизионной комиссии утверждается общим собранием акционеров.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности производится ревизионной комиссией акционерного общества по поручению общего собрания акционеров, правления и по ее собственной инициативе.
На ревизионную комиссию возложены задачи контроля за соблюдением устава акционерного общества, правил внутреннего распорядка, законности договоров и хозяйственных операций, сохранностью имущества, расходованием денежных средств и товарно-материальных ценностей, правильностью учета, отчетности и расчетов с работниками организации, а также за своевременным рассмотрением администрацией и должностными лицами жалоб и заявлений членов акционерного общества.
Ревизионная комиссия имеет право:
♦ проверять сохранность имущества, денежных средств и их использование;
♦ требовать от должностных лиц документы, необходимые для проверки;
♦ принимать участие в ревизиях и проверках финансово-хозяйственной деятельности, проводимых контролирующими органами;
♦ при выявлении растрат, хищений и других злоупотреблений через орган управления акционерным обществом принимать меры по взысканию причиненного ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности;
♦ вносить по результатам проверок предложения на рассмотрение общего собрания акционеров.
Ревизионная комиссия составляет заключение по годовому бухгалтерскому отчету акционерного общества. Без такого заключения общее собрание акционеров не имеет права его утверждать. Для этой цели ревизионная комиссия обязана ежегодно проводить ревизии финансово-хозяйственной деятельности.
Результаты деятельности ревизионной комиссии наиболее полно освещаются в годовом отчете (докладе). В нем находят отражение такие вопросы, как степень выполнения плана производственного и социального развития общества, анализ эффективности продажи отдельных страховых продуктов, анализ финансового состояния, платежеспособности, рентабельности общества, рационального использования трудовых ресурсов, производственных фондов и денежных средств, а также состояния сохранности имущества, соблюдения устава общества и правил внутреннего распорядка.
В отдельном разделе отчета освещается непосредственно работа ревизионной комиссии: планирование; проведение ревизий и проверок в отчетном году; основные результаты и меры, принятые по ним администрацией и управляющим органом общества.
В заключении отчета излагаются предложения, направленные на устранение выявленных недостатков и нарушений, улучшение финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества и работы его ревизионной комиссии.
Тема 2. Понятие и содержание аудита
Для более полного контроля и глубокого анализа финансово-хозяйственной деятельности страховой организации, подтверждения достоверности и законности предоставляемой пользователям бухгалтерской и финансовой информации недостаточно только внутреннего контроля. Мировая практика выработала наиболее действенную форму негосударственного контроля в страховом деле — независимый аудит.
Страхование – наиболее важная форма солидарной защиты общества – граждан, предпринимателей от комплекса неблагоприятных событий, которые могут произойти в их жизни и деятельности. Общество заинтересовано в финансовой надежности данного института, гарантирующего защиту широким слоям населения. Поэтому требование независимого аудиторского контроля – непременная составляющая контрольного механизма практически во всех странах мира.
Специфика деятельности страховщиков состоит в том, что она направлена на предварительный, за счет страховых взносов (премий) сбор средств со значительного количества страхователей, чтобы в дальнейшем при наступлении определенных событий (страховых случаев) произвести гарантированные выплаты страховых возмещений и обеспечений. От того, как страховые организации распоряжаются данными средствами (правильно ли осуществляют страховые операции, формируют страховые резервы и размещают их и т.д.), зависит их способность своевременно выполнять свои обязательства перед страхователями. На решение задачи определения финансовой устойчивости страховой организации, соответствия совершенных ею финансовых и хозяйственных операций действующему законодательству, на подтверждение правильности отражения в учете и отчетности финансовых результатов деятельности и направлен независимый страховой аудит.
Аудит (лат.) - слушать. Аудиторские услуги - это определение достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству финансовой отчетности, деятельности предприятия.
Потребность в услугах аудиторов возникает в связи со следующими обстоятельствами:
Ø возможность представления необъективной информации со стороны ее составителей при возникновении конфликтов между исполнительной дирекцией акционерного страхового общества и его собственниками, инвесторами, кредиторами;
Ø пользователи бухгалтерской информации обычно не имеют доступа к первичным документам и учетным регистрам, в которых отражены хозяйственные операции;
Ø у пользователей бухгалтерской отчетности нет соответствующего опыта, чтобы проверить работу администрации страховой компании, поэтому их интересует мнение независимых специалистов;
Ø последствия решений, принимаемых пользователями информации, могут быть значимыми для них, поэтому полнота и достоверность информации имеют существенное значение.
Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (впервые был принят Верховным Советом Республики Беларусь 08.11.1994 г., № 3373-ХII, с изменениями и дополнениями от 18.12.2002 г., 29.06.2006 г., 25.06.2007 г.) определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов, а также регулирует отношения, возникающие в процессе государственного регулирования аудиторской деятельности.
Согласно статье 1 Закона «Об аудиторской деятельности» под аудиторской деятельностью понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ (участников договора о совместной деятельности), индивидуальных предпринимателей (далее – аудируемые лица), а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
Аудиторские организации, аудиторы, осуществляющие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (далее – аудиторы – индивидуальные предприниматели), проводят аудит:
ü достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;
ü достоверности консолидированной отчетности о деятельности банковской группы, банковского холдинга;
ü правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета;
ü целевого использования кредитов и инвестиций;
ü финансового состояния инвестора (инициатора инвестиционного проекта);
ü финансового состояния эмитента ценных бумаг;
ü формирования уставного фонда, происхождения денежных средств учредителей (участников) организации, вносимых в ее уставный фонд;
ü достоверности налоговой декларации (расчета);
ü состава и стоимости предприятия как имущественного комплекса;
ü стоимости основных средств, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении аудируемого лица;
ü иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц.
Аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели могут оказывать сопутствующие аудиту услуги по:
§ составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;
§ оценке стоимости предприятия как имущественного комплекса, а также иного имущества;
§ постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета;
§ составлению деклараций о доходах и имуществе;
§ анализу финансовой и хозяйственной деятельности;
§ консультированию по вопросам, связанным с совершением финансовых (хозяйственных) операций, формированием результатов хозяйственной деятельности и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;
§ управленческому консультированию, в том числе связанному с реструктуризацией организаций;
§ информационному обслуживанию;
§ автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий;
§ оценке предпринимательских рисков;
§ разработке и анализу инвестиционных проектов, составлению бизнес-планов;
§ проведению маркетинговых исследований;
§ обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Законодательными актами могут устанавливаться и другие сопутствующие аудиту услуги.
Аудит может быть внутренним и внешним. Внутренний аудит создается по желанию и на условиях субъекта хозяйствования, подконтролен ему, не может заменить внешний аудит, потому что его деятельность регулируется субъектом хозяйствования. Внутренний аудит может рассматриваться как неотъемлемая часть общей системы управления. Объекты проверки зависят от цели и задач, поставленных руководством организации.
Внутренний аудит применяется в организациях, имеющих сложную управленческую структуру, большое количество структурных подразделений. Поэтому перед службой внутреннего аудита часто ставят новые задачи, требуя обеспечения единообразия системы ведения бухгалтерского, статистического, оперативного учета и амортизационной, учетной и финансовой политики. Задача внутреннего аудита - помочь соответствующим работникам и службам улучшить эффективность их работы. Внутренние аудиторы являются зависимыми и подчинены руководству организации, они проверяют бухгалтерскую информацию и ее достоверность и представляют руководству результаты анализа, оценки, рекомендации и информацию о деятельности проверенных ими объектов. Внутренние аудиторы не имеют квалификационного аттестата и лицензии Министерства финансов Республики Беларусь. Это могут быть специалисты по бухгалтерскому учету, экономисты и т.д. Если внутренний аудит функционирует эффективно, то его материалы без проведения детальной проверки могут быть использованы внешним аудитом.
Внешний аудит предусматривает проведение аудиторской проверки организации бухгалтерского учета и отчетности заказчика по договору независимой аудиторской организацией. Заказчиками внешнего аудита могут быть: государственные органы, собственники предприятия, банки и другие кредитные учреждения, которые при предоставлении кредитов предприятиям нуждаются в подтверждении их платежеспособности, возможности эффективно использовать предоставленные кредиты и своевременно их возвратить. Объектом внешнего аудита является финансово-хозяйственная деятельность заказчика. Внешний аудит проводится сотрудниками аудиторских организаций или аудиторами, имеющими лицензию на право занятия аудиторской деятельностью.
Аудит может быть обязательным и инициативным. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, инициативная — по решению субъектов хозяйствования или собственников. Обязательный аудит предусматривается действующим законодательством, когда субъект хозяйствования обязан пригласить внешнего аудитора для подтверждения достоверности показателей бухгалтерского баланса и финансовой отчетности. В соответствии со статьей 3 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:
§ открытых акционерных обществ;
§ банков, небанковских кредитно-финансовых организаций;
§ бирж;
§ коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
§ страховых организаций, страховых брокеров;
§ резидентов Парка высоких технологий;
§ иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тысяч евро.
В случае проведения контролирующими органами налоговых проверок или проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей эти организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязательного аудита в части, проверенной данными органами.
Затраты на проведение обязательного аудита включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм, утвержденных Советом Министров Республики Беларусь.
Организации и индивидуальные предприниматели, у которых проведен обязательный аудит, должны в течение 30 календарных дней с даты получения аудиторского заключения о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности устранить нарушения законодательства, выявленные аудитором, и внести соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
В то же время любой субъект хозяйствования имеет право по собственной инициативе пригласить аудиторов для проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Характер и масштабы такой аудиторской проверки определяет заказчик. Затраты на проведение инициативного аудита не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Право на осуществление аудиторской деятельности имеют аудиторские организации и аудиторы – индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление такой деятельности, выданную Министерством финансов Республики Беларусь. Для проведения внешнего аудита страховых (перестраховочных) организаций необходимо наличие дополнительно лицензии на осуществление аудиторской деятельности в страховании, выданной Министерством финансов Республики Беларусь. Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе выдача, приостановление и аннулирование лицензии на осуществление аудиторской деятельности, осуществляется в соответствии с законодательством о лицензировании.
Аудитор – физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью в качестве аудитора – индивидуального предпринимателя, а также в качестве работника аудиторской организации.
Аудиторская организация – коммерческая организация, осуществляющая аудиторскую деятельность и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. В штате аудиторской организации должно состоять не менее трех аудиторов. Не менее 50 процентов работников аудиторской организации должны составлять граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, – не менее 75 процентов. Руководителем аудиторской организации может быть только аудитор.
Аудиторским организациям и аудиторам – индивидуальным предпринимателям запрещается занятие другими видами предпринимательской деятельности, кроме аудиторской деятельности, оказания сопутствующих аудиту услуг, преподавательской и научной деятельности.
Лицо, имеющее судимость за совершение преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке, не имеет права заниматься аудиторской деятельностью.
Если в бухгалтерской (финансовой) отчетности или иных документах аудируемого лица содержатся сведения, составляющие государственные секреты, то у такого лица аудит не может проводиться аудиторскими организациями, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за границей, и (или) иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Аудиторские организации или аудиторы в целях координации своей деятельности, а также представления и защиты имущественных интересов могут создавать объединения аудиторских организаций или аудиторов.
Воздействие в какой бы то ни было форме на аудиторскую организацию, ее работников, а также на аудитора – индивидуального предпринимателя в целях воспрепятствования проведению независимого аудита недопустимо.
Аудит не может проводиться:
ü аудиторами, являющимися учредителями (участниками, собственниками имущества) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
ü аудиторами, состоящими в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками, собственниками имущества) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
ü аудиторскими организациями, руководители, аудиторы и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками, собственниками имущества) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
ü аудиторскими организациями, руководители, аудиторы и иные должностные лица которых состоят в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками, собственниками имущества) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
ü аудиторской организацией в отношении аудируемых лиц, являющихся ее учредителями (участниками, собственниками имущества), в отношении аудируемых лиц, для которых эта аудиторская организация является учредителем (участником, собственником имущества), в отношении дочерних и зависимых организаций, а также филиалов и представительств организаций, указанных в настоящем абзаце, в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников, собственников имущества);
ü аудиторскими организациями и аудиторами, оказывавшими аудируемому лицу услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, за период восстановления, ведения бухгалтерского и (или) налогового учета, составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и аудиторам за проведение аудита, в том числе обязательного, и (или) оказание сопутствующих аудиту услуг определяются договором оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.
Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензий, осуществляется Главным управлением аудита Министерства финансов Республики Беларусь в соответствии с Положением о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденным Советом Министров Республики Беларусь.
Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается сроком на пять лет:
§ гражданину(ке), имеющему высшее экономическое или юридическое образование, а также стаж работы по специальности не менее трех лет, получившему квалификационный аттестат аудитора;
§ юридическому лицу, внесенному в единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, видом деятельности которого является аудиторская деятельность, и штат которого состоит не менее чем из трех аудиторов.
Для получения лицензии в Главное управление аудита Министерства финансов Республики Беларусь представляются соответствующие документы, создается квалификационная комиссия, которая проводит тестирование, принимает квалификационный экзамен у граждан, проводит собеседование с руководителями аудиторских организаций, выносит предложение о выдаче либо отказе в выдаче лицензии на основании результатов квалификационного экзамена или собеседования.
Для проведения внешнего аудита страховых и перестраховочных организаций не требуется дополнительной лицензии на осуществление аудиторской деятельности в страховании, необходимо иметь только документ, подтверждающий прохождение курсов повышения квалификации в учебно-методическом центре Министерства финансов Республики Беларусь (в необходимом объеме часов и по специальной программе).
Контроль за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами – индивидуальными предпринимателями законодательства об аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь, за исключением контроля за соблюдением законодательства об аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах, банковских холдингах, который осуществляется Национальным банком Республики Беларусь.
Компетенция Министерства финансов Республики Беларусь в области государственного регулирования аудиторской деятельности:
ü устанавливает республиканские правила аудиторской деятельности;
ü принимает нормативные правовые акты в области осуществления аудиторской деятельности (кроме аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах, банковских холдингах);
ü проводит аттестацию на право получения квалификационного аттестата аудитора;
ü выдает специальные разрешения (лицензии) на осуществление аудиторской деятельности (кроме аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях);
ü осуществляет в пределах своей компетенции разъяснение законодательства об аудиторской деятельности.
Министерство финансов Республики Беларусь представляет интересы Республики Беларусь в международных организациях по вопросам аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством.
Координирует аудиторскую деятельность Главное управление аудита Министерства финансов Республики Беларусь.
Министерство финансов рассматривает заявление на получение лицензии с приложением необходимых документов, формирует список граждан и юридических лиц, претендующих на получение лицензии, и передает его в квалификационную комиссию, которая принимает квалификационные экзамены у граждан и проводит собеседование с руководителями юридических лиц в порядке и в сроки, установленные Министерством финансов и выносит предложения о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии на основании результатов квалификационных экзаменов или собеседования. Министерство финансов ведет по утверждаемой им форме Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается сроком на 5 лет:
• гражданину, имеющему высшее экономическое или юридическое образование, а также стаж работы по специальности не менее 5 лет, внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, видом деятельности которого является только аудиторская деятельность;
• юридическому лицу, внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, видом деятельности которого является только аудиторская деятельность и штат которого состоит из не менее чем трех аудиторов.
Особыми требованиями и условиями при осуществлении аудиторской деятельности являются:
1. наличие в штате аудиторской организации не менее одного аудитора, прошедшего в организациях, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку кадров и аккредитованных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, обучение по программе повышения квалификации, включающей вопросы страхования, бухгалтерского учета и отчетности в страховых организациях;
2. осуществление аудиторской деятельности аудитором - индивидуальным предпринимателем после прохождения в организациях, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку кадров и аккредитованных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, обучения по программе повышения квалификации, включающей вопросы страхования, бухгалтерского учета и отчетности в страховых организациях;
3. осуществление лицензиатом аудиторской деятельности в виде обязательных аудиторских услуг после страхования ответственности за нарушение договора оказания обязательных аудиторских услуг.
Лицензия подписывается Министром финансов или уполномоченным им заместителем Министра финансов и заверяется гербовой печатью. Минфин формирует и ведет учет выданных лицензий в реестре лицензий в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.