Расходы на образование по источникам финансирования
в развитых странах мира в 2008г. [21]
Страна | Государственные источники | Частные источники | Международные источники | ||
Среднее и послесреднее нетретичное | Третичное | Все уровни | Третичное | Все уровни | |
США | 2.0 | 1.0 | 2.7 | 2.2 | … |
Япония | 1.3 | 0.5 | 1.6 | 1.0 | … |
Германия | 2.1 | 0.9 | 0.7 | 0.2 | … |
Франция | 2.5 | 1.1 | 0.5 | 0.2 | … |
Великобритания | 1.8 | 0.5 | 1.8 | 0.8 | 0.1 |
Италия | 1.9 | 0.6 | 0.4 | 0.3 | … |
Канада | … | … | 1.6 | … | … |
Нидерланды | 2.0 | 1.2 | 0.9 | 0.4 | … |
Казахстан | … | 0.4 | 0.8 | 0.5 | … |
Швеция | 2.4 | 1.3 | 2.7 | 2.2 | 0.1 |
Из приведенной таблицы видно, что в странах с устойчивой и сильной ролью государства в общественной жизни преобладает сеть государственных источников финансирования, а доля частных средств, привлекаемых для финансирования образования, относительно невелика.
В системе государственного устройства Германии образование отнесено к ведению правительств земель, которые обладают полной автономией в вопросах развития системы образования и управления деятельностью учебных заведений, находящихся в их юрисдикции, они же главным образом финансово обеспечивают развитие университетов. Кроме государственных средств, высшие учебные заведения используют средства научно-исследовательских обществ, частных фондов и т.п. [13].
Процедура государственного финансирования в ФРГ состоит из нескольких этапов. Вначале вуз уведомляет правительство земли о своих финансовых потребностях в виде заявки, которая включается в бюджет. Полный бюджет соответствующего министерства обсуждается с другими министерствами, и по результатам обсуждения составляются предложения по бюджету, которые правительство земли предоставляет на одобрение ее парламента. После того как парламент одобрит бюджет, средства распределяются и тратятся в соответствии с потребностями каждого вуза, но под наблюдением правительства земли. Этот процесс зачастую замедляется и прерывается, Министерство финансов вводит дополнительные ограничения, обусловленные реально имеющимся объемом средств, или временно ограничивает затраты.
Неизрасходованные фонды должны быть возвращены министерству, и институтский бюджет на следующий год будет соответствующим образом урезан. В результате зачастую вузы тратят неизрасходованные деньги на что попало, лишь бы избежать сокращения бюджета. Это явление получило название «декабрьской лихорадки».
Существует стратегия, помогающая претворить бюджет в жизнь. В «сытые годы» бюджет вуза, который, как правило, должен быть подготовлен двумя годами раньше, увеличивался за счет экстраполяции существующих потребностей, и прибавка нередко достигала весьма значительных размеров. В «голодные годы» применялась та же процедура, только на сей раз фонды сокращались. Эта стратегия пригодна для долгосрочного планирования бюджетов больших вузов с большими факультетами. При применении ее к небольшим подразделениям неминуемо возникнут серьезные внутренние проблемы распределения ресурсов [14].
Стоит сказать, что в Германии существуют определенные ограничения на прямое федеральное софинансирование обучения в компаниях посредством грантов или субсидий. Однако на практике из-за нехватки мест обучения, особенно в восточных Землях, практикуются доплаты за каждый заключенный контракт на обучение и финансирование местных инициатив и программ с участием федеральных Земель и Европейского союза. На федеральном уровне финансируется межфирменное обучение, предоставляются субсидии для повышения квалификации и займы под низкий процент, а также премии [1].
За высшее образование ответственность несут федеральные земли, но они не могут удовлетворять возрастающие потребности университетов и других высших школ, поэтому возникает необходимость в ассигнованиях из федерального бюджета. Так, в печати появилось заявление ректоров берлинских университетов, что 15 тысяч студенческих мест в них окажутся под угрозой, если установленные Берлинским сенатом до 2010 года ассигнования не будут увеличены на 157 млн.евро. Чтобы уложиться в выделяемые сенатом средства, университеты в 1992 – 2007 гг. сократили число сотрудников
с 13000 до 8150, то есть на 36% [6].
Государственные расходы на высшее образование в 2011 г. составили
3,9 – 4,1% ВВП [19]. Также федеральное правительство согласовало с отдельными землями дополнительное финансирование научных исследований [6].
Выполнение работ на заказ
Министерство образования Германии призывает университеты и учебные институты увеличивать количество заказов, поступающих от частных фирм и отдельных государственных учреждений. Однако спрос на такие разработки невысок, поскольку ведущие концерны автомобильной, электронной, машиностроительной и химической промышленности имеют собственные научно-исследовательские институты. Заказы же на прикладные разработки от средних по размерам фирм часто не совпадают с научным направлением многих университетов, ориентированных на фундаментальные исследования [7].