Часть 1. основные понятия социального проектирования

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…2

ЧАСТЬ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ……………………………………….…5

ЧАСТЬ 2. ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ…………………….12

ЧАСТЬ 3. АНАЛИЗ В ПОТРЕБНОСТИ ПРОЕКТА

(swot – анализ)………………………………………………….18

ЧАСТЬ 4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ……………………………………………………………...30

4.1. Оформление заявки……..…………………………….….30

4.2. Изложение проблемы…………………………………….34

4.3. Цели и задачи проекта…………………………………...35

4.4. Бюджет проекта………………….………………………..39

4.5. Требования к проекту……………………………………46

ЧАСТЬ 5. ПОИСК И ПРИВЛЕЧЕНИЯ РЕСУРСОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (фандрайзинг)……………...…50

ЧАСТЬ 6. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА………………………………………………………58

ЧАСТЬ 7. ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ О РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА…………………………63

ЧАСТЬ 8. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОГРАММНОГО ОТЧЕТА……………………………………..70

ВВЕДЕНИЕ

часть 1. основные понятия социального проектирования - student2.ru

Молодежь России составляет 25-28% трудоспособного населения страны. В основном она проживает в мегаполисах, где социальное инновационное проектирование является чрезвычайно престижным. Молодежь обладает высоким образовательным потенциалом, достаточным количеством квалифицированных специалистов, способными решать проблемы управления молодежным социальным проектированием.

Социальное инновационное проектирование является фактором развития молодежной инновационной среды, способствует становлению личности, обретению ею определенных видов свобод и полноценного участия в жизни гражданского общества.

Перед молодежным менеджментом стоит задача поиска новых подходов в решении проблем социального инновационного проектирования, возникающих ныне в молодежной сфере и обеспечивающих его развитие.

Сегодня наблюдается активизация данного процесса со стороны как отдельных представителей молодежи, так и общественных объединений, организаций и движений, а, главное, - со стороны управленческих структур, занимающихся реализацией молодежной политики на практике.
Актуальность темы: «Социальное проектированием в сфере молодежной политики», требует аргументации и связывается со следующими чрезвычайно существенными обстоятельствами:

• социальное инновационное проектирование в молодежной политике в России находится на начальном этапе своего развития и, следовательно, пока еще не располагает сколько-нибудь значительными теориями и концепциями. В этих условиях отечественные исследователи используют в основном зарубежные теоретические модели и методологические подходы;

• западный опыт участия молодежи в социальном проектировании не может быть перенесен на российскую почву без изменений, поскольку молодежная политика в России имеет свою специфику;

• на сегодняшний день актуальным является возвращение к модернизации существовавшей ранее модели управления в сфере реализации молодежной политики, которая в настоящее время разрушена.
Актуальность управления социальным инновационным проектированием в молодежной политике возросла в связи с изменением общественного развития страны, отношения к молодежи, к ее проблемам, к процессам трудоемкой проектно-конструкторской разработки молодежных инициатив.
Требуют немедленного решения многие специфические молодежные проблемы, но традиционные пути и способы внедрения молодежной политики не всегда являются эффективными и пригодными. Их решение предполагает разработку социологической теории управления социальным инновационным проектированием в молодежной политике и, прежде всего, исследование его методологического фундамента. Процесс управления, социальные технологии, социальное проектирование и прогнозирование, социальная инноватика в области прогнозно-проектной деятельности, разработка научного инструментария проектирования государственной молодежной политики требуют методологического осмысления и изучения.
Актуальным является выявление потенциала социально активной молодежи регионов. В настоящее время для молодежи характерно стремление к реформированию и к нововведениям в молодежной политике.

Ранее данный вопрос либо практически не рассматривался социологами, либо освещался недостаточно полно.

При изучении управления социальным инновационным проектированием в молодежной политике исследовалась российская социологическая литература следующего характера:

- о молодежи в целом,

- о государственной молодежной политике,

- о региональной молодежной политике,

- о социальном проектировании,

- об инновационных проектах,

- об управлении проектами.

При разработке модели управления социальным инновационным проектированием в молодежной политике социологи при опоре на данные социологических исследований используют идеи теории социального действия, получения социального продукта, теории появления инноваторской личности, опираются на положения о социальном инновационном проектировании, свидетельствующие о достаточно высоком развивающемся потенциале современной молодежи в социальной проектной деятельности.

ЧАСТЬ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

часть 1. основные понятия социального проектирования - student2.ru

Проект– средства управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения (организации). Он представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по её реализации.

Социальный проект – это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно –временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению. Социальный проект -это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждении дополнительного образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников.

Социальное проектирование – это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

Преимущества проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социальных изменений заключается в том, что оно сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. Так, при программировании акцентируется нормативная сторона изменений, т.е. образ «должного» доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается слишком абстрактной.

Планирование, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельности. В отличие от них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, т.е. не является в прямом смысле нормативным документом, который включает перечень намеченных на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешению конкретной ситуации.

Таким образом, органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, социальное проектирование:

- разрабатывает модель «должного» состояния проблемной сферы в соответствии с наличными ресурсами;

- соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели;

- задает обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации.

Структура проекта:

1. Титульный лист.

2. Аннотация.

3. Название проекта.

4. Общий бюджет.

5. Авторы.

6. Сроки реализации.

7. Место реализации.

8. Источники финансирования.

9. Формы реализации.

10. Описание проблемы.

11. Описание идеи.

12. Цели.

13. Задачи.

14. Ожидаемый результат (продукция или услуга, предоставляемые в рамках проекта).

15. Партнеры.

16. Модели коммуникации.

17. Календарный план.

18. План маркетинга (схема управления проектом).

19. Используемые практики.

Социальное проектирование в своей основе предполагает определенные социальные изменения. Эти изменения задумываются, получают обоснование, планируются. Иначе говоря, социальное проектирование представляет собой разновидность инновационной деятельности. В крупных социальных проектах многое сходно с социальными реформами – и они также подвержены опасности пересмотра, отмены или ревизии в силу обстоятельств, которые связаны с особенностями функционирования высших уровней власти. Но есть и такие проекты, которые затрагивают интересы небольших групп людей, приближены к обыденным проблемам и менее зависят от общеполитической обстановки.

Инновация – это сознательная деятельность по конструированию нового и его внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта.

Социальные инновации могут иметь разные формы, выбор которых обычно не случаен. Он диктуется временем, установками данной исторической эпохи и данного сообщества людей.

Грант – средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом) некоммерческой организации для выполнения конкретной работы.

Заявка – письменное обращение с просьбой о выделении гранта на некоммерческий проект, то есть на проект, который заведомо не принесет прибыли.

Базовые принципы социального проектирования:

1. Принцип “проживания” обществом новых ценностных оснований своей деятельности, своих норм взаимодействия. Социальное проектирование по сути представляет собой процесс “проживания” обществом своих текущих проблем и “сегодняшних” интересов в системе ценностей гражданского общества в идеальном состоянии мыслительной деятельности. Разработка стратегического плана позволяет всем субъектам стратегического планирования опробовать нормы диалогового взаимодействия, осознать потребность в ценности свободы и терпимости, обрести первичный опыт гражданского взаимодействия.

2. Принцип саморазвития. Источником социального проектирования гражданского общества может быть лишь потребность самого общества в саморазвитии. “Демократия... может способствовать сохранению свободы, но она не может созидать свободу там, где граждане не нуждаются в свободе” (К.Поппер). Стратегический план это лишь условие развития сообщества, порождающее его гражданскую активность, но отнюдь не схема конкретной политической или экономической системы, заимствованной извне. Гражданское общество “представляет собой концептуальную оболочку, которую нужно заполнить конкретным содержанием” каждому обществу в отдельности (Дж. Сорос). Социальное проектирование предлагает лишь технологичные приемы, алгоритмы и формы организации процесса стратегического планирования, но содержание стратегического плана каждый раз формируется сообществом в меру его представления о своем желаемом будущем. Социальное проектирование это лишь условие развития, востребуемое лишь обществом открытым своему будущему.

3. Принцип социальной ответственности. Социальное проектирование представляет собой процесс разработки новых коллективных норм и правил, не зафиксированных в существующем законодательстве. Способность субъектов социального проектирования самостоятельно соблюдать эти нормы и правила свидетельствует о сформированности правовой культуры личности, общества в целом, государственных структур.

4. Принцип социальной компетентности. Социальное проектирование базируется на формировании таких качествах социальной компетентности как критическое мышление, открытость, толерантность и плюрализм. “Единственная твердая и прочная основа свободы есть критицизм, сознание относительности всех человеческих верований и стремлений, налагающее обязанность уважать всех людей и свободу” (С.Л.Франк). Одновременно социальное проектирование предполагает способность членов сообщества выдвигать позитивные социальные инициативы и брать на себя ответственность за их реализацию. Показателем социальной компетентности является работа в обществе различных ассоциаций, фондов, общественных объединений, коммун и т.д.

5. Принцип непрерывного образования широких слоев населения. Проектирование будущего - это ситуация, в которой человек ощущает огромную потребность в новых знаниях и умениях.

6. Принцип согласования целей и баланс интересов субъектов социального проектирования. Принцип предполагает готовность субъектов социального проектирования к согласованию на ценностном и технологическом уровнях своих целей и к созданию баланса интересов, выступающей основой и гарантом гражданского общества.

7. Принцип открытости будущему. Он предполагает способность субъектов социального проектирования к консолидации вокруг перспективных стратегических целей развития сообщества, и способность к выдвижению таких целей.

8. Принцип автономности сообщества. Этот принцип в социальном проектировании выделяет в качестве проектируемой структуры отдельно взятое сообщество. Сообщество может представлять разные масштабы организации: сельский населенный пункт, малый город, крупный город, регион и т.д.

Наши рекомендации