Сделал Создатель так, чтобы страшились Его
"Создатель сделал так, чтобы страшились Его", – ведь иначе не возникает требование
на продолжение света. И это похоже на дверь, которую необходимо закрыть (самому че-
ловеку перед своим эгоизмом), чтобы не вошли незваные гости (эгоистические желания). Но сделать самому такую дверь неимоверно тяжело (но можно с помощью Творца).
53. Голос – голос Якова, а руки – руки Эсава
Мудрецы сказали, что Эсав собирался получить благословение Ицхака, так как у Якова не было келим. Но когда получил Яков "руки" Эсава, - то есть сосуды получения Эсава, и сказал голосом Якова, – это было исправлением. Он не был узнан (Ицхаком) благодаря исправлению, которое совершил Яков, - ведь тогда уже появились у него сосуды получе-ния благодаря взаимовключению.
"Голос – голос Якова, а руки – руки Эсава". И не узнал его, поскольку сам Яков был гладким (не волосатым), и у него не было никаких недостатков. Поэтому у него не было никаких сосудов для получения благословлений, ибо нет света без сосуда.
"И Ривка слышит". И дала ему совет, чтобы одолжил меховую одежду только для того, чтобы у него появились сосуды для получения благословений, и после этого он немедлен-но должен был вернуть её.
Избавление мира
Избавление мира – (это избавление) этого мира в настоящем, и мира будущего – в бу-дущем.
Внутри знания – это в настоящем. Выше знания – означает "в будущем", когда верит, что то, что придет к нему потом, - как будто бы есть у него уже сейчас.
Порадуй их совершенным строением (1)
"Радуйтесь восстановлению Йерушалаима". Надо понимать, что означает незакончен-ное здание. Незаконченное здание непригодно ни для чего. И стоит объяснить, что в пе-риод святости то здание, которое человек строит в своем сердце, – это место для пребы-
вания святости. Ибо есть в сердце человека две силы: доброе начало и злое начало. А не-
законченное здание, – имеется в виду, что человек может работать на Творца только сво-им добрым началом, - то есть отдающими келим. А законченным (совершенным) строение называется, когда человек может работать на Творца и с помощью злого начала, как ска-
зано: "всем сердцем своим – двумя началами".
Вопросы в работе
Почему человек, даже если проработал целый год, не спрашивает себя о своей работе
в материальном: "Что заработал я за этот год?". В духовной же работе такой вопрос воз-
никает постоянно, и человек спрашивает: "Что у меня прибавилось за минувший год?". Откуда же приходит этот вопрос о духовном заработке – со стороны альтруизма, или со стороны эгоизма?
Наш мир называется "лжемиром", потому что всё, что человек получает в эгоистиче-ские желания, пропадает немедленно, и тут же возникает опустошенность и потребность в
новом наполнении. Поэтому не возникает вопроса о том, что заработал в результате своих усилий, - ведь реального заработка-то нет!
Духовный мир – это мир истинного соответствия работы и заработка. Поэтому именно в
нем и возникает вопрос о том, сколько заработал, – для того чтобы пробудить в человеке
желание узнать, что он получит в качестве прибыли вследствие своего исправления.
Если человек делает какое-то дело с намерением получить от него прибыль, то он предварительно строит расчёт, - сколько он заработает на этом. И если дело неприбыль-
ное, он меняет его на другое, более прибыльное, - ведь желанный доход постоянно стоит у него перед глазами. Поэтому не станет себя обманывать, - а та ли это прибыль, которую хотел получить?
Вся материальная жизнь, со всеми её излишествами, где все удовольствия не настоя-щие, – зачем спрашивать о ней человека: "Что заработал ты, деньги, иль славу?", – ведь (она) изначально даётся, чтобы стать ложью. Но ложью, - как движущей силой. Ведь пре-жде, чем появляется у человека возможность продвигаться дорогой духовной, - откуда взять ему ощущение жизни? Поэтому и дают ему свыше жизнь, имя которой "ложь".
Сосуд для благословения
К вопросу о сосуде для благословения.
Благословением называется свет, а мир – это сосуд. И настал мир, потому что желает отдавать. Это приходит благодаря свету. Но что появляется вначале, – свет, или благо-словение? Ответ: свет.
Когда приходит свет, прежде нужно подумать об исправлении сосуда. Получается, что свет приходит сначала для сосуда, а потом – для самого света.
58. "Я" и его отрицание ("ани" и "эйн")
"Я" – это наше желание, "эйн" – аннулирование нашего желания. Желание наше – по-
лучить наслаждение ради себя, желание же Творца – насладить нас, отдать нам. Получа-ется, что тогда, когда человек аннулирует своё "я", то "я" и "эйн" соединяются вместе. Это указывает нам на то, что работа наша заключается в том, чтобы из "я" сделать "эйн", т.е. из желания получить должно произойти желание отдавать. Но без начального эгоистиче-
ского желания нет ничего.
59. Гневающийся – будто поклоняется идолам
"Гневающийся – будто поклоняется идолам", – ибо всю совокупность прегрешений объединяет одно прегрешение – вожделение. Однако нет в них гордыни, так как человек не гордится тем, что не может преодолеть свою страсть.
Но не так в отношение гнева, когда получает удовольствие исключительно от страсти гневаться. И, к тому же, он гордится и тем, что гневается, и тем, что он осознаёт, что
справедливость на его стороне, – иначе как он может гордиться?
Здесь существуют два прегрешения: 1) страсть к наслаждению, 2) гордыня.
"С гордецом не могу Я находиться в одном месте, и душа его истребляется"
Просьба о помощи
Когда у человека беда на материальном уровне, он должен сожалеть о том, что Творец
дал ему наказание, - (важно) чтобы он ощутил от этого боль. А если он не сожалеет, то это не наказание. Наказанием называется то, что приносит боль человеку, и тогда он не может выносить свое состояние, – будь то проблемы с заработком, или болезнь. Если он говорит, что не ощущает горести, - значит, не получил наказания, которое Творец дал
ему. Необходимо знать, что наказание – это исправление для его души. И если он не со-
жалеет, то упускает возможность исправления. Он должен вознести молитву Творцу, что-бы забрал у него эти страдания и боль, которые он чувствует, ибо молитва, приходящая из-за страданий, является большим исправлением, чем исправление наказанием.
Я слышал от Бааль Сулама, что когда Творец дает человеку наказание, то это проис-ходит не из-за мести или злопамятства, - когда Он наказывает (как будто бы) за то, что не
послушался Его голоса, как это происходит у людей, - а наказание является исправлени-ем. Когда человек молит Творца, чтобы забрал у него наказание, получается, что, будто бы, человек просит Творца забрать его исправление. И спрашивается: "Как человек может
просить Творца, чтобы забрал исправление, ведь исправление на пользу человеку?". И
объясняет (Бааль Сулам), что с помощью молитвы, - когда человек просит Творца, чтобы помог ему, - у него появляется связь с Творцом, и это большее исправление, нежели ис-правление, которое человек получает путем наказания.
Правая и левая
Зивуг (слияние для оживления миров) – это "зивуг де ло пасик" (непрерывный, вечное слияние), что является хасадим мехусим (покрытыми хасадим). Зивуг для рождения душ, - "зивуг пасик" (прерывающийся), неполное слияние, - является ступенью хохма.
С правой стороны могут существовать, но не рожать. Тогда как левая сторона (хохма),
называемая недостатком, может родить второе состояние.
Хафец хэсед, который радуется своей доле, - у него есть жизнь, но он не может рожать потому, что хорошо ему и так, - и зачем ему желать иного состояния?
Слияние для оживления миров является постоянным слиянием, и оно дает жизнь. Слияние для рождения душ – это слияние неполное, то есть непостоянное. И нужно рабо-тать на соединение обоих.
Пример материального уровня: для того чтобы пробудить к жизни, - не говорится о том (состоянии), когда не надо пробуждать к жизни, что исходит от свойства "хафец хэсед", довольного своей долей. Но не так, когда должны рожать, - ведь не постоянно должны этим заниматься. Рождение нового состояния происходит благодаря недостатку, но не всегда человек должен заниматься недостатками.