Часть 6. сбор средств иными способами

В последнее время все большую популярность набирают интерактивные способы приема пожертвований:

· в рамках sms-акций;

· через сайт некоммерческой организации с использованием банковских карт жертвователей;

· через сайт некоммерческой организации с использованием WEB-кошельков (например, Яндекс Деньги, RBK Money и т. д.);

Некоммерческая организация осуществляющая привлечение пожертвований указанными выше способами должна оформить следующие документы:

· Положение (регламент) о проведении кампаний по сбору пожертвований;

· Приказ (распоряжение) руководителя некоммерческой организации о сборе пожертвований;

· Договор с банком об осуществлении расчетов по переводам, совершаемым указанными способами;

· Публичная оферта, форма отчета для размещения на сайте некоммерческой организации.

При перечислении пожертвований этими способами необходимо учитывать ряд особенностей:

· С 16 мая 2014 года ограничен размер разрешенных анонимных электронных платежей суммой в 15 000 рублей.

· Физическое лицо, должно пройти упрощенную идентификацию клиента. Клиент — физическое лицо — может использовать неперсонифицированное электронное средство платежа для перевода средств юридическому лицу. Объем средств не должен превышать 60 000 рублей, а также 200 000 рублей в течении календарного года.

· Перевод оператором связи на расчетный счет некоммерческой организации пожертвования, сделанного абонентом посредством отправки sms сообщения, признается банковской операцией (подп. 9 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»), которую не вправе осуществлять оператор связи (п.12 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи»).

· Пожертвования с использованием банковских карт (ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности») и веб-кошельков (ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе») могут делать только физические лица.

· Сбор пожертвований с использованием платежных агентов пока не представляется возможным, так как наличные денежные средства от физических лиц платежный агент принимает только для оплаты товаров (работ, услуг), и пожертвования в этом перечне отсутствуют (ст. 1 Федерального закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Часть 7. ДОБРОВОЛЬЦЫ

Труд добровольцев является одной из форм получения некоммерческими организациями помощи в реализации благотворительной деятельности.

При оформлении документации, касающейся труда добровольцев, некоммерческой организации необходимо учитывать следующее:

· До 2010 года понятия «доброволец» и «волонтер» были синонимами. В настоящее время понятие «волонтер» используется исключительно для целей ФЗ, регламентирующих проведение Олимпийских игр в Сочи, Чемпионата мира по футболу. Следовательно термин «волонтер» должен употребятся в официальных документах организации только, если деятельность НКО связана с Олимпийскими играми либо Чемпионатом мира по футболу.

· С 2011 года действуют изменения в Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», регламентирующие деятельность добровольцев.

· Добровольцы - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

· Труд добровольцев используется только при осуществлении благотворительной деятельности. То есть, для использования труда добровольцев, в уставе некоммерческой организации должна быть предусмотрена возможность осуществления благотворительной деятельности. При этом не обязательно иметь статус благотворительной организации.

· Доброволец не при каких условиях не может быть подотчетным лицом либо материально-ответственным лицом.

· Некоммерческая организация имеет право компенсировать расходы добровольца, связанные с осуществляемой добровольческой деятельностью. Согласно ст. 7.1. Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» договор с добровольцем может предусматривать возмещение расходов добровольцев на наем жилого помещения, проезд до места назначения и обратно, питание, оплату средств индивидуальной защиты, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности. В этом случае соответствующий договор должен быть заключен в письменной форме (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).

Труд добровольцев регулируется договором о выполнении работ в качестве добровольца. Особенности заключения договора с добровольцем:

· Договор с добровольцем заключается для осуществления благотворительной деятельности в благотворительных целях.

· Доброволец не получает вознаграждения за работу.

· Доброволец лично выполняет функции, не перекладывая выполнение работ на иное лицо.

· Как правило, доброволец подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка.

· У добровольца нет ограничений по количеству отработанных часов.

· Добровольцу не предоставляются ежегодные оплачиваемы и иные отпуска, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации.

· Доброволец несет имущественную ответственность за вред, причиненный организации (реальный ущерб).

· Отношения между добровольцем и некоммерческой организацией регулируются гражданским законодательством.

· По общему правилу (с. 161 Гражданского кодекса РФ), если одной из сторон договора является юридическое лицо, то договор заключается в простой письменной форме. Нарушение этого правила не влечет недействительность договора, но осложняет процесс доказывания безвозмездности договора и отсутствия трудовых отношений. Также это делает невозможным использование свидетельских показаний, в случае судебного спора с добровольцем (с. 162 Гражданского кодекса РФ).

· Некоммерческая организация должна получить от добровольца письменное согласие на обработку персональных данных (ПРИЛОЖЕНИЕ 9).

Часть 8. ЛЬГОТЫ ДЛЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ.

Льготы для благотворителей — физических лиц.

Законом №235-ФЗ от 18.07.2011 г. от 18.07.2011 г. введен ряд льгот, касающихся налогообложения благотворительной деятельности. Льгота, предусмотренная пп. 1 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ, которая введена с 01.01.2012 г., касается перечислений на благотворительные цели, по которым благотворители — физические лица могут получить налоговый вычет по НДФЛ. Речь идет о пожертвованиях, форма которых никак не ограничивается. В прежней редакции Налогового кодекса указанная льгота относилась к осуществленным благотворительным взносам, произведенным в денежной форме в пользу бюджетных, физкультурно-спортивных, образовательных и религиозных организаций.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ право на получение социальных налоговых вычетов имеет налогоплательщик, перечисляющий пожертвования следующи организациям: благотворительным организациям; социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях; некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных; религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности; некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

Указанный налоговый вычет будет предоставляться гражданам Российской Федерации, начиная с 01.01.2012 г. при подаче в налоговый орган налоговой декларации по форме 3НДФЛ по итогам года в заявительном порядке.

Существует ограничение по сумме принимаемых к вычету пожертвований — 25% от полученного в налоговом периоде дохода и подлежащего налогообложению. В расчет указанного ограничения включаются все виды доходов, полученные физическим лицом из всех источников получения доходов как в денежной, так и в натуральной форме (например, доходы полученные по трудовым договорам, доходы от продажи имущества, подарки, выигрыши и пр.), за исключением доходов, освобожденных от налогообложения (например, государственные пособия, компенсационные выплаты, доходы от реализации имущества, находящегося в собственности более 3 лет и т.д.). Полный перечень освобожденных от налогообложения доходов указан в ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

Социальный налоговый вычет по расходам на благотворительность можно получить при подаче налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика.

Для получения социального налогового вычета по расходам на благотворительность налогоплательщику необходимо выполнить следующие действия:

1. Заполнить налоговую декларацию (по форме 3-НДФЛ) по окончании года, в котором производилось перечисление денежных средств на благотворительность.

2. Получить справку из бухгалтерии по месту работы о суммах начисленных и удержанных налогов за соответствующий год по форме 2-НДФЛ.

3. Подготовить копии документов, подтверждающих перечисление налогоплательщиком денежных средств на благотворительность, в частности: платежные документы (квитанции к приходным кассовым ордерам, платежные поручения, банковские выписки и т.п.); договоры (соглашения) на пожертвование, оказание благотворительной помощи и т. п.

4. Предоставить в налоговый орган по месту жительства заполненную налоговую декларацию с копиями документов, подтверждающих перечисление денежных средств на благотворительные цели.

Декларацию 3НДФЛ можно представить как лично в налоговый орган по месту регистрации, так и посредством отправки ценного письма с описью вложения в адрес налогового органа по месту регистрации. Также физическое лицо может подключиться к сервису личный кабинет налогоплательщика (для получения пароля нужно лично обратиться в любой налоговый орган ФНС России, независимо от места постановки на учет. При обращении в инспекцию ФНС России по месту жительства при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность. При обращении в иные инспекции ФНС России при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, и оригинал или копию свидетельства о постановке на учет физического лица и документа, удостоверяющего личность представителя) С помощью этого сервиса https://lkfl.nalog.ru/lk/ возможно представлять декларацию 3НДФЛ в электронном виде с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП), которая формируется бесплатно и предназначена для взаимодействия с налоговыми органами.

При подаче в налоговый орган копий документов, подтверждающих право на вычет, необходимо иметь при себе их оригиналы для проверки налоговым инспектором.

Право на возврат НДФЛ в связи с получением вычета сохраняется за налогоплательщиком в течение 3 лет с момента уплаты НДФЛ по итогам года, в котором были произведены расходы на благотворительность.

Вычет по расходам на благотворительность не предоставляется в случаях:

· перечисление денежных средств было произведено не напрямую в организации, перечень которых определен Налоговым кодексом, а в адрес учрежденных ими фондов;

· расходы на благотворительность предполагали получение физическим лицом какой-либо выгоды (передача имущества, услуги, реклама и др.), а не оказание бескорыстной помощи;

· денежная помощь была оказана в адрес другого физического лица.

Льготы для благотворителей — юридических лиц.

В 2011 году были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, касающиеся льгот по НДС (подпункт 3 пункта 3 статьи 39, подпункт 12 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации). Благотворители – юридические лица освобождаются от уплаты НДСпри осуществлении безвозмездной передачи каких-либо товаров, оказании услуг; при передаче прав на имущество, если эта помощь имеет благотворительный характер; расходы на рекламные продукты, безвозмездно созданные для социальных целей. Эти же расходы благотворитель имеет право учитывать при расчете налога на прибыль.

В Налоговом кодексе Российской Федерации для жертвователей – юридических лиц не предусмотрены льготы по уплате налога на прибыль организаций. Однако субъекты Российской Федерации вправе своими законами снижать ставку налога, но не менее чем до 13,5 процента (п. 1 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации).

Например:

Московская область. Ставка налога на прибыль организаций, зачисляемая в региональный бюджет может быть снижена до 2 % (Закон Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области») и составляет 16 процентов.

Самарская область.В соответствии со статьей 14 Закона Самарской области от 24.5.1999 N 18-ГД «О благотворительной деятельности в Самарской области» для благотворителей-юридических лиц, расположенных на территории Самарской области предусмотрены следующие ставки налога на прибыль организации:

Ставка налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, для налогоплательщиков-участников благотворительной деятельности в Самарской области устанавливается в следующих размерах:

13,5 процента - для благотворительных организаций, имеющих статус "Благотворительная организация в Самарской области", и для благотворителей - юридических лиц, расположенных на территории Самарской области и направивших в текущем налоговом (отчетном) периоде семь включительно и более процентов облагаемой налогом прибыли на социально значимые цели, указанные в законе;

14,5 процента - для благотворителей - юридических лиц, расположенных на территории Самарской области и направивших в текущем налоговом (отчетном) периоде от шести включительно до семи процентов облагаемой налогом прибыли на социально значимые цели, указанные в законе;

15,5 процента - для благотворителей - юридических лиц, расположенных на территории Самарской области и направивших в текущем налоговом (отчетном) периоде от пяти включительно до шести процентов облагаемой налогом прибыли на социально значимые цели, указанные в законе;

16,5 процента - для благотворителей - юридических лиц, расположенных на территории Самарской области и направивших в текущем налоговом (отчетном) периоде от четырех включительно до пяти процентов облагаемой налогом прибыли на социально значимые цели, указанные в законе;

17 процентов - для благотворителей - юридических лиц, расположенных на территории Самарской области и направивших в текущем налоговом (отчетном) периоде от одного процента включительно до четырех процентов облагаемой налогом прибыли на социально значимые цели, указанные в законе.

Наши рекомендации