Еоретические основы понятия, структуры и сущности бюджета
Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны. Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.
Государственный бюджет в соответствии с определением Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.[1]
В нашей стране три уровня государственного бюджета. Это представленно на рис.1[2]
Рис.1 Уровни бюджетной системы
Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности, она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов.
Структуру бюджета можно рассмотреть по различным критериям:
а) по направлениям:доходная и расходная часть.
б) по управлению:федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные (муниципальные) бюджеты.
Признаками бюджета являются :
1. Денежная форма обращения
2. Императивный характер денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства
3. Сфера деятельности ограниченна рамками бюджетного процесса
4. Безвозмезность движения стоимости в виде взимания налогов и сборов
5. Участниками отношений, с одной стороны, всегда являются государство, субъекты и местные органы самоуправления, а с другой стороны – предприятия, учереждения и население.[3]
Государственный бюджет выделяет финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.
Государственный бюджет можно рассматривать с нескольких точек зрения: как экономическую категорию и как финансовый план.
Как финансовый план, бюджет – это юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и распределения денежных средств, которые необходимы для выполнения основных функций. Бюджет дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий, отражает размеры финансовых ресурсов, которые необходимы государству и таким образом определяет налоговую политику в стране.
С экономической точки зрения государственный бюджет представляет собой денежные отношения, между государством с физическими и юридическими лицами относительно перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда. Экономическая природа бюджета обусловлена его формой, материалным содержанием и особым общественным назначением. Экономическое содержание характеризуется следующими основными взаимосвязями:
· реализация функций управления государства
· прогноз экономического развития
· реализация инвестиционных программ
· обеспечение социальной политики
· обслуживание государственного долга и др.[4]
Существуют функции бюджета, рассмотрим их:
1. Распределительная функция. Эта функция означает, что формирование и распределение денежных средств происходит по уровням территориальной власти и управления.
2. Регулирующая функция, означает что особо значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение.
3. Функция государственного регулирования и стимулирования экономики. Это означает, что в ходе формирования и расходования бюджета решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.
4. Контрольная функция, говорит о том, что бюджет контролирует действие исполнительной власти, контроль осуществляется в разных формах и со стороны разных органов (специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями и со стороны общества).[5]
Определенных функций бюджета нет, каждый автор выдяет разные функции. Рассмотрим функции, которые выделяет Пешкова Х.В.:
1. Регулятивная
2. Распределительная
3. Контрольная
4. Стабилизирующая
5. Обеспечивающая
6. Стимулирующая
7. Соц – экономическая
8. Координирующая[6]
Можно заметить, что Пешкова Х.В. и Грицюк Т.В. выделяют некоторые одинаковые функции бюджета. Их точки зрения схожи и бюджет они рассматривают практически одинаково. А вот, Кочмола К.В. выделяет совершенно иные функции бюджета. Такие как:
1. Управление
2. Оборона страны и национальная безопасность
3. Осуществление социальных мероприятий
4. Реализация экономичеких задач и поддержка отраслей национальной экономики[7]
Но не смотря на все многообразие функций бюджета необходимым обязательным требованием для того чтобы бюджетная система могла эффективно функционировать является принцип прозрачности бюджета. Он определяет:
§ информационную открытость бюджетной системы;
§ всестороннее отражения доходов и расходов бюджета;
§ правильность, достоверность и оперативность отчетов исполнения бюджета;
§ установление процедур его составления, утверждения и исполнения;
§ наличие эффективных механизмов контроля на всех этапах бюджетного процесса.
Не менее важным принципом является принцип полноты. В соответствии с ним бюджет должен охватывать все финансовые потоки государственных служб и учреждения. Все виды доходов должны зачисляться на единый бюджетный счет (принципа единства кассы), с которого в последующем будут финансироваться все предусмотренные расходы. Инструментом обеспечения прозрачности и полноты бюджета является бюджетная классификация.
Влияние всех этих факторов достоточно велико, поэтому перед государством стоит важная и сложная задача по работе с бюджетом.
1.2 Бюджетная классификация РФ
Формирование проектов бюджета невозможно без бюджетной классификации. Именно она обеспечивает единство бюджетной системы в стране, сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы.
Бюджетная классификация Российской Федерации – это совокупность доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которая используется для составления и исполнения бюджетов, бюджетной отчетности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.[8]
Детализацию бюджетной классификации могут проводить законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления, при утверждении соответствующих бюджетов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.
Бюджетная классификация изменяется очень часто, так в 1996 году был принят ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации. Позже использовался ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 5 августа 2000 года № 115 – ФЗ. Он применялся длительное время в бюджетной практике.
В конце 2004 года был принят ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». На основании этого закона 10 декабря 2004 года Приказом Минфина России № 114н были утверждены новые указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. Федеральные бюджеты РФ на 2005 и 2006 года разрабатывались уже в соответствии с новой бюджетной классификацией.
Принятие новой бюджетной классификации было обусловлено необходимостью проведения реформы в бюджетной сфере. Эта реформа началась в России после принятия Правительством РФ «Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 – 2006 годах» (Постановление Правительства от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»).
В соответствии с данной Концепцией реформа бюджетного учета и изменение бюджетной классификации в РФ были обусловлены несколькими причинами, в том числе:
· важностью приведения бюджетной классификации РФ в соответствие и согласования с международными стандартами;
· переходом на Единый план счетов бюджетного учета, основанный на методе начислений;
· переориентацией бюджетных средств на достижение конечных результатов путем повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса;
· необходимостью приведения в соответствие структуры расходов с основными функциями, выполняемыми органами государственной власти и органами местного самоуправления;
· необходимостью согласования структуры бюджетной классификации и экономического содержания операций в секторе государственного управления;
· введением признака администратора бюджетных средств ко всем операциям, проводимым в рамках исполнения бюджета (доходы, расходы, источники финансирования дефицита бюджетов).[9]
Не только Концепция обеспечила переход на новую бюджетную классификацию РФ с 1 января 2005 года, но и реформа системы федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов РФ и органов местного самоуправления, изменения в налоговой сфере, реструктуризация бюджетного сектора. На основании Федерального закона от 23.12.2004 г. № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» и Бюджетный кодекс Российской Федерации» с 2005 г. вводится новая бюджетная классификация.
С 21 декабря 2012 г. Министерство финанансов уздало Указ № 171н «Об утверждении указаний порядке применении бюджетной классификации на 2013 г. и плановые 2014 и 2015 годы». Но при составлении бюджета на 2014 год данный документ не будет применяться в соответствии с письмом Министерства финансов от 09.08.2013 г. № 02-05-10/32445.
В настоящее время все произошедшие изменения бюджетной классификации и бюджетного учета в России направлены на усиление прозрачности деятельности всех участников бюджетного процесса путем предоставления необходимого объема финансовой информации на всех стадиях бюджетного процесса. Новая бюджетная классификация, с одной стороны, соответствует законодательству по разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и новой структуре органов федеральной исполнительной власти, с другой стороны, упорядочивает процесс формирования доходов и расходов федерального бюджета и дает участникам бюджетного процесса больше полномочий с позиции распоряжения бюджетными средствами.
В бюджетную классификацию РФ входит:
1. классификация доходов бюджета;
2. классификация расходов бюджета;
3. классификация источников финансирования дефицитов бюджета;
4. классификация операций публично-правовых образований.[10]
Утвержденная бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Глава 2 Формирование доходов и реализация расходов государственного бюджета РФ
оходы государственного бюджета РФ.
Их классификация и состав
Рассмотрев бюджетную классификация, рассмотрим подробнее доходы бюджета. Их можно определить как экономические (денежные) отношения, которые возникают у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств, поступающих в распоряжение органов власти.[11]
Доходы бюджета формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ.
Для изучения доходов бюджета необходимо рассмотреть их внутренние и внешние материальные источники.
К внутренним источникам относятся национальное богатство, ВВП, национальный доход.
К внешним источникам относятся доходы, связанные с внешнеэкономичекой детельностью.[12]
Доходы государственного бюджета состоят из налогов. По форме поступления в бюджет выделяют собственные и регулирующие налоговые доходы.
Собственные – доходы, которые полностью или в фиксированной доле поступают в бюджет.
Регулирующие – доходы, которые поступают в виде процентных отчислений от налогов или других платежей.
Так же доходы можно классифицировать по источникам образования. Они делятся на налоги с юридических лиц, налоги с населения, займы, поступления от реализации государственной собственности;
- по конкретным объектам обложения - взимаемые с имущества или дохода;
- по видам налогов - на акцизы, НДС, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы с физических лиц;
- по методам взимания - на налоговые и неналоговые доходы.[13]
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. В нашей стране важная роль в доходах бюджета принадлежит налогам. Без налогов не существует ни одно государство в мире.
Налоги в свою очередь делятся на прямые и косвенные, и все налоги могут взиматься как центральными, так и местными финансовыми структурами. Это представлено на рис.2[14]
налоговые доходы |
Прямые налоги |
Косвенные налоги |
Рис.2Налоговые доходы государства
Косвенные налоги состоят из НДС, акцизов и таможенных пошлин и сборов. Они выражают влияние на уровень цен (включены в цену) и на структуру потребления.
К прямым налогомотносятся те, которые непосредственно взимаемые непосредственно у источника их образования. К ним можно отнести: налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; налоги на совокупный доход.
Рассмотрим налоговые и неналоговые доходы РФ. Это представлено в табл.1. [15],[16]
аблица 1
Налоговые и неналоговые доходы государства
Налоговые доходы | Неналоговые доходы |
1. налог на прибыль организаций; 2. акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого; 3. акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов; 4. налоги на совокупный доход; 5. налоги на имущество; 6. налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; 7. государственная пошлина и другие. | 1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; 2. доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней); 3. лицензионные сборы; 4. таможенные пошлины и таможенные сборы; 5. платы за использование лесов; 6. платы за пользование водными объектами; 7. платы за негативное воздействие на окружающую среду; 8. консульских сборов 9. патентных пошлин и другие. |
Так же известны безвозмездные поступления в бюджет. Безвозмездные перечисления поступают в бюджет от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. И так же рассходуются из этого бюджета как налоговые и неналоговые доходы.
К безвозмездным перечислениям относятся:
а) доходы в виде финансовой помощи, которые бюджеты получают от бюджетов других уровней (дотации, субсидии, субвенции)
б) это могут быть перечисления от физических и юридических лиц, различных международных организаций и правительств иностранных государств.
Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.
Для каждого финансового года составляется свой бюджет, в 2013 году доходы нашей страны составили 12,706 трл. руб., а в 2014 году планируется, что доходы составят 14,092 трл.руб.[17] Как мы может увидеть, что доходы государства возрастают. Теперь же рассмотрим более подробно, как их можно классифицировать.
Структура классификации доходов бюджетов РФ представлена 20 - ти значным кодом и включает в себя: код главного администратора доходов бюджета, код вида доходов бюджетов, код подвида доходов бюджетов, код классификации операций сектора государственного управления. Это представлено в табл.2.[18] Этот код включает четыре части:
Приказ Минфина от 21 декабря 2012 г. N 171н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в нес изменения в бюджетную классификацию. И, таким образом, на данный период времени классификация доходов бюджетов выглядит следующим образом[19] (см. табл.2)
аблица 2
Структура кода классификация доходов бюджетов РФ
Код главного администратор доходов бюджета | Код вида дохода | Код полвида доходов бюджета | Код классификации операций сектора государственного управленния , относящимся к доходам бюджета | ||||||||||||||||||
Группа доходов | Подгруппа доходов | Статья доходов | Подстатья доходов | элемент доходов | |||||||||||||||||
Законом о бюджете устанавливается код главного администратора доходов бюджета. За им устанавливаются коды классификации доходов бюджетов в зависимости с осуществляемыми ими полномочиями.
Код вида доходов бюджетов включает коды элемента доходов:
федеральный бюджет - 01;
бюджет субъекта Российской Федерации - 02;
бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - 03;
бюджет городского округа - 04;
бюджет муниципального района – 05 и т.д.
У каждого элемента кода доходов свой код (всего их 10)
Если же рассмотреть группу доходов, то она имеет следующие значения:
налоговые и неналоговые доходы - 100;
безвозмездные поступления - 200.
По видам доходов бюджета Министерство финансов Российской Федерации утверждает коды подвидов доходов бюджетов по видам доходов бюджетов.
Коды классификации операций сектора государственного управления включают в себя коды статей и подстатей операций сектора государственного управления, такие как:
налоговые доходы - 110;
доходы от собственности - 120;
доходы от оказания платных услуг - 130;
суммы принудительного изъятия - 140;
безвозмездные поступления от бюджетов – 150 и др.[20]
Рассмотрев всю сущность доходов, их классификацию, становится понятным каким образом пополняется государственный бюджет, из которого потом финансируются все расходы государства.
2.2 Расходы бюджета РФ. Понятие и состав
Рассмотрев доходы бюджета достаточно тщательно теперь обратимся к расходам, без которых так же ни одно государство не обходится.
Термин расходов бюджета дает понять, что это затраты, формирующиеся в связи с выполнением государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных функций.[21]
Определений расходов бюджета достаточно много, но согласно Бюджетному кодексу РФ,— это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Все расходы и расходы всех уровней должны формироваться на основе единых методологических нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, которые устанавливает Правительство РФ.
Все средства расходуются по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов государственной власти. Классифицировать расходы государственного бюджета можно по достаточно различным признакам. Одним из которых является финансирование государством своих функций: экономической, социальной, оборонной и пр.[22]
Формирование расходов бюджетов осуществляется в соответствии с расходными оьязательствами органов власти. Главное предназначение расходов бюджетов заключается в обеспечении выполнения органами своих функций.
Из различных уровней бюджета производятся расходы по разным направлениям. Рассмотрим их подробнее: [23]
Из федерального бюджета финансируется содержание органов власти, национальная оборона, финансирование науки и многое другое.
Если рассматреть расходы, которые финансируются совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, то к ним относятся:
§ господдержка отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
§ обеспечение правоохранительной деятельности;
§ обеспечение противопожарной безопасности;
§ науку и социально-культурные мероприятия.
Расходы бюджета можно разделить по различным признакам. Например, по принципу участия в процессе расширенного воспроизводства – это текущие и расходы капитального характера.
Текущие расходы включают в себя финансирование содержания органов власти, управления и правоохранительных органов, а к текущим расходам можно отнести расходы на оборону, науку, социальную сферу и отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.
К капитальным расходам относятся расходы на:
§ строительство;
§ реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности и др.
Несомненно, что многие расходы очень важны для страны, но среди всего многообразия выделяют приоритетные расходы государственного бюджета, это:
§ социальные расходы;
§ военные расходы;
§ содержание судебной системы;
§ образование и здравоохранение.
Форма расходов бюджета подразделяет их на :
1. ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
2. средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
3. трансферты населению, в том числе ассигнования. Ассигнования же включают в себя: выплаты населению, осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти и компенсацию дополнительных расходов;
4. бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и другие обязательства);
5. субвенции и субсидии, физическим и юридическим лицам;
6. бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам;
7. кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
8. кредиты иностранным государствам;
Большую долю в бюджетных расходах составляют расходы бюджетных учреждений, используемые исключительно на: оплату труда; перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды; трансферты населению; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам; оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам; оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения таких контрактов.
Расходы нашей страны в 2013 году составили 13,731 трл.руб., а в 2014 году планируется, что будет отраченно 14,583 трл.руб.[24] К сожалению, рассходы нашей страны возрастают, но и доходы растут вместе с ними, как мы рассматривали ранее.
Распределение и закрепление расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы производится по согласованию органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и утверждаются соответствующими законами о бюджетах, либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта.[25]
Для более подробного изучения расходов бюджета рассмотрим их классификацию.
Код классификации расходов, так же как и доходов, состоит из двадцати знаков. Структура двадцатизначного кода классификации расходов включает в себя три части (код главного распорядителя бюджетных средств, код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов бюджета и код классификации операций сектора государственного управления. Это представлено в табл. 3.[26]
аблица 3
Классификация расходов бюджета
Главный распорядитель бюджетных средств | раздел | Целевая статья | Вид расходов | Статья классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджета | |||||||||||||||
подраздел | Программа | подпрограмма | группа | подгруппа | элемент | ||||||||||||||
В соответствии с перечнем главных распорядителей средств бюджета устанавливается код главного распорядителя средств бюджета.
Код главного распорядителя бюджетных средств присваивается главному распорядителю средств соответствующего бюджета. В классификацию расходов входит четырнадцать разделов, которые в свою очередь отражают направления движения финансовых ресурсов для выполнения функций государства. Разделы включают в себя сто подразделов, которые более конкретно определяют направления движения бюджетных средств.
Целевые статьи классификации расходов бюджетов связанны с конкретными направлениями деятельности, которые соответствуют разделам и подразделам классификации.
Список и коды видов расходов утверждаются законом о бюджете или бюджетной росписью бюджета.
Код классификации операций сектора государственного управления, который относится к источникам финансирования дефицитов бюджетов и включает в себя коды статей и подстатей операций этого же сектора. Это можно определить, как доходы от переоценки активов, увеличение стоимости основных средств, поступление на счета бюджетов, повышение задолженности по бюджетным кредитам и др. И каждому соответствует свой код, который определяется законом.
Рассмотрев расходы государственного бюджета становится понятным, что их на порядок больше чем доходов и для сбалансированности бюджета государству приходится много работать. Так, в статье от 13 декабря 2013 года указанно, что чиновников, которые неэффективно тратят бюджетные средства, предлагают лишать свободы на срок до семи лет. Соответствующие поправки внесут в Госдуму в январе.[27]
Заключение
В заключении можно сделать вывод о том, что бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в деньгах, необходимых для выполнения экономической, социальной и политической функций.
Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Бюджет следует рассматривать в качестве правового акта, который представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, субъекта федерации или местного самоуправления, утверждаемый соответствующим представительным органом власти.
Так же бюджет занимает очень важное место в финансовой системе страны, а значит, имеет основополагающее значение для развития экономической и политической ситуации в государстве. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов и доходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Рассмотрев понятие, функции и структуру бюджета; бюджетную классификацию, доходы и расходы можно сказать, что бюджет это основа любого государства.
Изучение доходов и расходов бюджета дает нам четко понять, что добиться сбалансированности бюджета достаточно сложно. И для эффективного использования финансовых средств необходимо четко и ясно знать, откуда будут получены доходы, откуда они поступят и в каком размере и так же необходимо знать какими будут приоритетные направления расходов на предыдущий финансовый год.
В связи с постоянным движением и задачами, которые имеет бюджет как основной финансовый план государства, необходимая четко налаженная система управления бюджетом, чтобы обеспечить своевременное и полное поступления доходов, и рационального, целевого и эффективного использования средств.