Рис-5. Основные этапы личной продажи
Определив целевую аудиторию, следует подготовиться к встрече с ней. Эта подготовка включает сбор всесторонней информации о потенциальных покупателях, и в частности, такой, как роль отдельных покупателей в принятии окончательного решения о покупке, основные мотивы совершения покупок и др. Имея подобную информацию, следует сформулировать обоснованное обращение к потенциальным покупателям и установить с ними наиболее приемлемый контакт. До такого контакта коммивояжеру или торговому агенту необходимо определить результат, который должен быть достигнут благодаря предлагаемому контакту.
Окончательным результатом, безусловно, должно быть принятие потенциальными покупателями решения о совершении покупок. Чтобы такое решение было принято, необходимо:
• вызвать определенный интерес и внимание целевой аудитории к предлагаемому товару;
• создать уверенность в том, что приобретение товара принесет определенную пользу или выгоду;
• побудить потенциальных покупателей к активным действиям по совершению покупки.
Очевидно, все перечисленное и может быть обеспечено благодаря правильно поставленной работе коммивояжера или торгового агента. Прежде всего, эти работники должны производить хорошее впечатление на потенциальных покупателей (внешний вид, наличие визитки, престижного автомобиля, вежливое и внимательное обращение с покупателями, умение заинтересовать его и правильно построить беседу). Менеджеры, торговые агенты должны завоевывать соответствующее расположение к ним целевой аудитории, уметь наладить с ней личный контакт. Только при наличии таких условий можно проводить представление товара. Для этого можно использовать механический либо целевой подход. В первом случае сообщаются заранее заученные характеристики и достоинства предлагаемого товара, а во-втором — проводится предварительная беседа, в результате которой выясняются наиболее интересующие покупателя характеристики товара, после этого представляется товар.
Как в первом, так и во втором случае со стороны потенциальных покупателей могут возникнуть различные сомнения в целесообразности приобретения представленного товара. Наличие таких сомнений является положительным фактором, ибо свидетельствует о том, что товар заинтересовал покупателей. Возможные возражения и сомнения необходимо учесть, во-первых, при контактах с другими потенциальными покупателями, во-вторых, их надо довести до изготовителя товара, чтобы можно было их учесть при работе над дальнейшим совершенствованием товара. Коммивояжеру или торговому агенту следует выслушать все возможные замечания потенциальных покупателей и по возможности сразу же рассеять все их сомнения. К тем возражениям, на которые невозможно в данный момент дать обоснованный ответ, следует еще раз вернуться, оговорив с потенциальными покупателями наиболее приемлемые для них время и форму контакта. Сняв все возражения и сомнения потенциальных покупателей, коммивояжеру или торговому агенту следует побудить их к совершению покупок. На этом заключительном этапе коммивояжер или торговый агент может напрямую предложить потенциальным покупателям преобрести предлагаемый товар. Коммивояжер или торговый агент может молчаливо ждать, пока соответствующие выводы о покупке не сделают потенциальные покупатели, обсуждая с ними отдельные детали покупки, как вроде бы она уже состоялась. Если покупка состоялась, то коммивояжеру или торговому агенту необходимо обеспечить своевременную доставку приобретенного товара, выяснив при этом, насколько покупатель доволен совершенной покупкой. Если есть какие-то жалобы, то необходимо быстро и вежливо на них отреагировать. Поступая так и поддерживая постоянные контакты с покупателями, можно рассчитывать на совершение повторных покупок.
СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА. Осуществляемое в комплексе коммуникаций стимулирование сбыта является одним из средств продвижения товара, дополняющих рекламу и личную продажу. Оно оказывает кратковременное воздействие на рынок и призвано способствовать совершению покупок. В процессе реализации мероприятий по стимулированию сбыта стимулирующее воздействие оказывается на работников отделов сбыта, изготовителей продукции, продавцов, покупателей, а также торговых посредников. Эти стимулирующие воздействия призваны способствовать эффективному продвижению товара от его производителя к покупателям.
Чтобы обеспечить на должном уровне стимулирование сбыта, фирме необходимо провести целый ряд обусловленных им мероприятий. Прежде всего, фирма должна определить результаты, которых следует достигнуть благодаря практической реализации мер стимулирования сбыта, определить, какое стимулирующее воздействие и по отношению к кому следует применять, а также разработать и осуществить программу стимулирования. С учетом этого обычно выделяют пять основных этапов в процессе подготовки и проведения мероприятий по стимулированию сбыта (рис.6).
Рис.6. Основные этапы подготовки и проведения мероприятий по стимулированию сбыта
На первом этапе формулируются основные задачи, стоящие перед фирмой на каждом конкретном рынке, и определяется роль и значение стимулирующих факторов в их решении. С учетом этого устанавливается важность стимулирующих воздействий по отношению к:
• работникам фирмы, занимающимся сбытом готовых товаров;
• торговым посредникам;
• продавцам;
• покупателям.
С учетом сформулированных задач по стимулированию работников фирмы, торговых посредников, продавцов и покупателей на втором этапе определяются методы стимулирования каждой из этих категорий.
Для воздействия на покупателей наиболее часто используются такие методы стимулирования, как бесплатное распространение образцов товаров, купоны для покупки со скидкой, скидки с цен и др. (рис.7.).
Такие меры стимулирующего воздействия, как премии при покупке товаров на определенную сумму, бесплатная выдача товара после определенного числа покупок и совместное проведение рекламы, наиболее часто используются при стимулировании торговых посредников.
ПРОПАГАНДА. Реализуя свою коммуникационную политику, фирмы редко используют в своей деятельности пропаганду. Она обладает большими потенциальными возможностями в создании благоприятного мнения о фирме и ее товаре, позволяя порой более сильно воздействовать на потенциальных покупателей, чем это достигается в результате сегодняшнего использования рекламы. К тому же проведение пропагандистской кампании не требует столь. больших затрат, как это имеет место при проведении рекламы, поскольку при осуществлении пропагандистской кампании все затраты фирмы в основном ограничиваются лишь оплатой работы ее персонала, занятого осуществлением этой деятельности. Некоторые затраты связаны с проведением фирмой различных пропагандистских мероприятий (например, пресс-конференции, благотворительные вечера, юбилеи и т.п.), а также с необходимостью подготовки и размножения необходимых информационных материалов о фирме и ее деятельности (например, пресс-релизы). Проводя пресс-конференции и подготавливая соответствующие информационные материалы, фирма хотела бы, чтобы о ее деятельности и продукции сообщалось в средствах массовой информации.
Пропаганда является одной из составных частей деятельности фирмы, обусловленной созданиемблагоприятного общественного мнения (Public Relations). Такое мнение обеспечивается благодаря установлению и поддержанию фирмой хороших отношений со средствами массовой информации, целевыми аудиториями, инвесторами, органами государственной власти и управления. В фирмах, уделяющих особое внимание развитию таких отношений, создаются отделы по связям с общественностью.
Установление и развитие тесных связей со средствами массовой информации необходимо для повсеместного распространения благоприятных для фирмы сведений о ее деятельности и товаре. Хорошие отношения с целевыми аудиториями позволяют ознакомить потенциальных покупателей с деятельностью фирмы, выявить положительные и отрицательные факторы в ее работе, более детально ознакомиться с выпускаемыми товарами,их преимуществами и недостатками. Наконец, взаимодействие фирмы с органами власти и государственного управления необходимо для создания благоприятных условий предпринимательской деятельности.
К пропаганде как одному из средств комплекса коммуникаций фирма обращается в целях создания и поддержания своего имиджа, популяризации отдельных конкретных товаров, идей|» лиц, а также опровержения необоснованной информации в фирме или ее товаре. При таком подходе к рассмотрению пропаганды можно выделить пять основных этапов в процессе о реализации (рис.7).
Рис.7. Основные этапы подготовки и проведения пропагандистской кампании
На первом этапе формируется конкретный желаемый результат, который должен быть достигнут благодаря осуществлению пропаганды и позволяет обеспечить соответствующий имидж фирме или создать благоприятное отношение к ее определенному товару. Возможно, этот желаемый результат включает и то и другое. При этом пропаганда рассматривается как одно и средств коммуникационной политики, которая, в свою очередь является составной частью реализуемой на фирме стратегии маркетинга.
Для решения сформулированных на первом этапе пропагандистской кампании задач необходимо соответствующее информационное обеспечение. Его создание и предусмотрено на втором этапе. Требуемая информация подготавливается работниками фирмы на базе существующих данных путем соответствую щей обработки и оформления в виде, приемлемом для дальнейшего ее предоставления средствам распространения информации. Если по каким-то причинам работники фирмы это не могут сделать, то они проводят соответствующие мероприятия, которые сами по себе представляют интерес для средств массовой информации.
На последующем этапе выбираются средства распространений информации, использование которых позволило бы в наибольшей степени решить сформулированные на первом этапе задач» проведения пропагандистской кампании. Выбор таких средств вовсе не означает, что работники средств распространения информации согласятся довести до целевых аудиторий желаемую для" фирмы информацию. Поэтому следующим шагом работников фирмы является установление и развитие тесных контактов с соответствующими работниками средств распространения информации. Последнее во многом зависит от деятельности отдела по связям с общественностью фирмы, что определяется способностью его работников устанавливать и поддерживать деловые отношения с ведущими репортерами и журналистами. При этом представители фирмы никогда не должны оказывать давления на работников средств распространения информации, не обращаться к ним с просьбами. Они предлагают интересные материалы, и представители средств распространения информации с пониманием встречают желание получить их благоприятное для фирмы освещение, поскольку они хорошо информированы о всех делах фирмы и им предоставлена возможность все это довести до целевых аудиторий.
После того как отдельными средствами распространения информации интересующие фирму сведения доведены до целевых аудиторий, необходимо оценить эффективность проведенной пропагандистской кампании. Это необходимо сделать, прежде всего, для того, чтобы выявить допущенные в процессе осуществления пропаганды ошибки и учесть их в последующей работе фирмы, а также более верно оценить роль пропаганды в осуществлении коммуникационной политики фирмы.
Уровень эффективности проведенной пропагандистской кампании, как правило, определяется на основе сопоставления основных показателей работы фирмы до начала и после завершения пропагандистской деятельности.
Исследование в рекламе .
Реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации с четко указанным источником финансирования.
Первым шагом в процессе разработки рекламной программы является постановка задач рекламы. Задачи эти могут вытекать из ранее принятых решений о выборе целевого рынка, маркетинговом позиционировании и комплексе маркетинга. Стратегия маркетингового позиционирования и подход к формированию комплекса маркетинга предопределяют, что именно должна сделать реклама в рамках комплексной программы маркетинга. Перед рекламой могут поставить множество конкретных задач в области коммуникаций и сбыта.
Но сегодня мало создать рекламу необходимо также отслеживать и оценивать ее эффективность.
Сегодня в газетах нередко появляются тест-рубрики. Можно прогнозировать выход тест-изданий, главная цель которых — не столько реклама, сколько выяснение отношения потенциальных потребителей к позиционируемым товарам и услугам.
Появляются лица и фирмы, занимающиеся отслеживанием реального графика выхода рекламы в свет. Будут проводиться рекламные эксперименты с научными целями, создаваться рынок маркетинговых исследований и прогнозов для более оптимального планирования кампаний. Например, исследование способов оценки потребителями эффективности рекламных объявлений, приведенное рекламным агентством «РеМарк».
Увеличится доля исследований типа глубинных интервью, тестирования и локальных мини-исследований на месте продажи, у рекламных установок. Возможно указание телефонных отделов связи с общественностью на упаковках товара как инструмента исследования.
Становлению рекламного рынка будет способствовать появление сопутствующих услуг:
рынка обучения,
методик анализа и создания рекламы,
фирменных стандартов,
судебных разбирательств по поводу нарушения авторских и патентных прав.
Как следствие, при крупных рекламных фирмах и ассоциациях рекламистов начнется формирование фондов (баз данных) лучших реклам, сценариев, клипов. Будут организовываться выставки и музеи рекламы. Возможно создание своеобразной рекламной биржи, на торги которой выставлялись бы наиболее удачные рекламные идеи, разработанные макеты. У крупных заказчиков появятся фирменные стандарты на рекламу. Как следствие, будет проводиться анализ: на какую именно рекламу среагировал клиент. В связи с этим начнут меняться внутренние распорядки.
Станет обычным явлением тренинг персонала на ведение переговоров, разрешение конфликтных ситуаций и т. п.
Произойдет ужесточение учета информации: откуда клиент узнал о фирме. Будут проводиться внутрифирменные конкурсы на лучшее рекламное предложение. Контакты руководства со СМИ будут осуществляться только через отделы рекламы и Public Relations.
Усилится интерес к программным продуктам по всем стадиям технологической цепи, облегчающим процесс выдвижения новых идей, планирования и проведения рекламных кампаний, оценки их эффективности. Медиапланы постепенно перестанут создаваться интуитивно, методом экспертных оценок. Появится желание вкладывать в медиапла-нирование время и деньги. Клиенты будут требовать от рекламистов грамотного графика размещения рекламы в СМИ.
Появится ряд новых профессиональных изданий для рекламистов, которые будут содержать традиционную рекламную тематику, постепенно расширяющуюся в сторону консалтинга, обучения рекламе и коммерческому искусству, маркетинговых исследований.